Жилищно-коммунальное хозяйство, риелторская деятельность: плата за водоснабжение — регулирование, учет и налогообложение

(Семенихин В. В.)

(«Налоги» (газета), 2012, N 32)

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО, РИЕЛТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

ПЛАТА ЗА ВОДОСНАБЖЕНИЕ — РЕГУЛИРОВАНИЕ,

УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

В. В. СЕМЕНИХИН

Водоснабжение — подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах.

Водные объекты используются для многих целей, в том числе для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Водоснабжение осуществляется на платной основе. О порядке регулирования платы за водоснабжение, о том, как осуществляется ее бухгалтерский и налоговый учет организациями жилищно-коммунального хозяйства, мы расскажем в этой статье.

Определение водоснабжения, приведенное выше, содержит п. 10 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (далее — Водный кодекс), но использовать это определение мы будем лишь в течение 2012 г. С 1 января 2013 г. указанный пункт ст. 1 Водного кодекса утратит силу, что установлено ст. 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон N 417-ФЗ).

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», который, за исключением отдельных положений, вступит в силу с 1 января 2013 г., содержит такое определение водоснабжения: водоснабжение — водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Прежде чем непосредственно перейти к рассмотрению платы за водоснабжение, еще раз обратимся к Водному кодексу, а именно к ст. 43. Названной статьей определено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, что установлено п. 1 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон N 52-ФЗ). Согласно п. 2 ст. 19 этого же Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим правилам.

Обращаем ваше внимание на то, что начиная с 1 января 2013 г. осуществлять горячее и холодное водоснабжение с использованием централизованных систем смогут лишь организации. Они же будут обязаны обеспечивать соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим правилам. Соответствующие изменения в ст. 19 Закона N 52-ФЗ внесены Законом N 417-ФЗ.

Попутно отметим, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПиН 2.1.4.1074-01» введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. N 24.

Говоря о водоснабжении, нельзя не коснуться Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 (далее — Правила N 167). Эти Правила регулируют отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства (далее — организации ВКХ) в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. Правила действуют на территории Российской Федерации и обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.

Применительно к Правилам N 167 абоненты — юридические лица, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения, непосредственно присоединенные к системам коммунального водоснабжения, заключившие с организацией ВКХ в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды.

К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся: жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества собственников жилья и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.

Отпуск (получение) питьевой воды осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (ст. ст. 426, 539 — 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом с организацией ВКХ. Перечень документов, которые следует представить в организацию ВКХ для заключения договора, приведен в п. 12 Правил N 167.

Учет полученной питьевой воды обеспечивает абонент, количество полученной воды определяется в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды по показаниям средств измерения, причем использоваться должны средства измерения, внесенные в государственный реестр. Оборудование узла учета и его эксплуатация осуществляются за счет абонента, абонент несет ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета, за своевременную проверку установленных на узлах средств измерения (п. п. 35, 44 Правил N 167).

Абонент может поручить эксплуатацию узла учета по договору специализированной организации, при этом он освобождается от ответственности за состояние и исправность узлов учета и за своевременную проверку средств изменения (п. 45 Правил N 167).

Основанием для расчетов с организацией ВКХ являются показания средств измерения. Снятие показаний счетчиков и представление сведений об объемах полученной воды производятся в сроки, установленные договором (п. 46 Правил N 167).

Организация ВКХ контролирует правильность снятия показаний и представления сведений и при установлении расхождений между показаниями средств измерений и представленными сведениями, производится перерасчет объемов полученной воды. Причем такой перерасчет производится за период от предыдущей проверки до момента обнаружения расхождений в соответствии с показаниями средств измерения (п. 47 Правил N 167).

Лимиты водопотребления устанавливаются абонентам органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ (п. 58 Правил N 167).

Оплата абонентом полученной питьевой воды производится в соответствии с данными учета, если иное не установлено Правилами N 167 или договором. Расчеты за отпуск (получение) питьевой воды в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. п. 69, 70 Правил N 167).

Плата за питьевую воду, полученную теплоснабжающей организацией для централизованного горячего водоснабжения, производится за весь фактический объем полученной питьевой воды, определяемый по показаниям счетчиков (п. 72 Правил N 167).

Форма оплаты услуг определяется соглашением между организацией ВКХ и абонентом. Ошибки, допущенные абонентом при выписке и оплате платежных документов, учитываются организацией ВКХ по мере их выявления. При обнаружении ошибки в учете расхода питьевой воды организация ВКХ производит перерасчет в последний расчетный период с момента совершения ошибки (п. п. 79, 80 Правил N 167).

Обязанности, права и ответственность сторон договора подробно изложены в разд. VIII Правил N 167.

Обратите внимание! Правила N 167 не распространяются на отношения между организациями ВКХ и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.

Итак, кратко рассмотрим основные положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 (далее — Правила N 307), касающиеся вопросов водоснабжения.

Коммунальные услуги, как указано в п. 3 Правил N 307, — это деятельность исполнителя коммунальных услуг, в частности по холодному и горячему водоснабжению.

Исполнителем может быть юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы (в т. ч. холодную и горячую воду) и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, ТСЖ, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Потребителями, соответственно, являются граждане, использующие холодную и горячую воду для личных и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Ресурсоснабжающая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов. Ресурсоснабжающей организацией будет являться в данном случае организация ВКХ.

Коммунальные услуги предоставляются потребителям на основании договора, содержащего условия их предоставления и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 Правил N 307). В составе коммунальных услуг, в зависимости от степени благоустройства многоквартирного или жилого дома, предоставляются услуги холодного и горячего водоснабжения (п. 6 Правил N 307):

— холодное водоснабжение — круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки;

— горячее водоснабжение — круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

Если собственники помещений в многоквартирном доме не заключили договор с исполнителем о водоснабжении, то они могут заключить договор о приобретении холодной и горячей воды непосредственно с организацией ВКХ (п. 7 Правил N 307).

Прежде чем рассчитать размер платы за потребленную холодную и горячую воду, необходимо определить объем потребления.

Напомним, что обязанность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (далее — ЖК РФ). Плату за жилье и коммунальные услуги должны вносить наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, собственники жилых помещений, арендаторы жилых помещений, члены жилищных кооперативов, а также лица, принявшие от застройщика помещение в многоквартирном доме после выдачи последнему разрешения на ввод дома в эксплуатацию. Вноситься такая плата должна своевременно и в полном объеме.

Плата за коммунальные услуги исходя из п. 4 ст. 154 ЖК РФ складывается из платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение, отопление.

Размер платы, согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, в частности за водоснабжение, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее — Закон N 210-ФЗ). В соответствии с названным Законом в настоящее время подлежат, в частности, регулированию:

— тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

— надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

— надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Обращаем внимание на то, что с момента вступления в действие Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», а именно с 1 января 2013 г., регулирование тарифов в сфере водоснабжения будет осуществляться в соответствии с гл. 6 этого Закона.

Но пока в течение 2012 г. следует применять положения Закона N 210-ФЗ.

При применении тарифов необходимо учитывать, что согласно ч. 3 ст. 19 Закона N 210-ФЗ плата за коммунальные услуги для граждан — нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок для потребителей.

Правительством Российской Федерации 14 июля 2008 г. принято Постановление N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». Пунктом 12 этого документа установлено, что тарифы на товары и услуги коммунальщиков и надбавки к тарифам могут дифференцироваться с учетом различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей. В случае установления для отдельных категорий потребителей тарифов и надбавок, не покрывающих расходы на производство и реализацию товаров и услуг, возмещение части недополученных доходов путем установления повышенных тарифов и надбавок для других категорий потребителей не допускается.

Таким образом, размер платежа за холодное и горячее водоснабжение складывается из экономически обоснованного тарифа, утверждаемого для ресурсоснабжающей организации в порядке, определяемом действующим законодательством, и объемов потребления данной услуги, определяемых посредством приборов учета.

Следует также обратить внимание на Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 184-ФЗ). Частью 1 ст. 6 этого Закона установлено, что размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные ст. 157 ЖК РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с названной статьей. Порядок установления и изменения индексов, о которых идет речь, определяется ч. 1.1 — 6.1 ст. 6 Закона N 184-ФЗ.

Но ч. 8 ст. 6 Закона N 184-ФЗ установлено, что положения, предусмотренные ч. 1 — 7 ст. 6 названного Закона, действуют до 1 января 2012 г., т. е. с указанной даты они утрачивают силу.

Вместе с тем в конце 2011 г., а именно 25 ноября 2011 г., Минрегион России в Письме N 32565-ИБ/14 указал, что в целях ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренной ст. 157 ЖК РФ, действуют нормы ст. 6 Закона N 184-ФЗ, предусматривающие соответствие размера платы граждан за коммунальные услуги установленным предельным минимальным и (или) максимальным индексам возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

В развитие указанных норм Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 г. были утверждены Основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также Приказом Минрегиона России от 23 августа 2010 г. N 378 утверждены Методические указания по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. В соответствии с п. 2 названных Основ предельные индексы утверждаются не позднее внесения в законодательный орган субъекта Российской Федерации проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

На основании изложенного и в целях недопущения увеличения платы граждан за коммунальные услуги с 1 января 2012 г. Минрегион России в рассматриваемом Письме указал на необходимость применения при государственном регулировании тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса на 2012 г. положений, предусмотренных ч. 1 — 7 ст. 6 Закона N 184-ФЗ.

Также в Письме сообщено, что Минрегионом России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий продление действия ст. 6 Закона N 184-ФЗ до конца 2012 г. Указанный проект федерального закона размещен на сайте Минрегиона.

Вновь вернемся к Правилам N 307. Пунктом 7 Правил определено, что собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы холодной и горячей воды исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества дома, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. К слову, организации ВКХ очень неохотно заключают прямые договоры с собственниками помещений в многоквартирных домах, не выбравшими способ управления домом и осуществляющими непосредственно такое управление.

Общий объем потребленной холодной и горячей воды, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между собственниками в зависимости от того, имеются ли во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальные счетчики. Если такие счетчики имеются, то общий объем потребленной воды распределяется пропорционально их показаниям, если же индивидуальных счетчиков нет, то применяется порядок, установленный п. 21 Правил N 307.

Размер платы за холодное и горячее водоснабжение, согласно п. 15 Правил N 307, рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Если исполнителем является ТСЖ, управляющая организация, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Из Приложения N 2 к Правилам N 307 следует, что при расчете размера платы за водоснабжение применяются следующие тарифы:

— тариф на холодную воду (руб./куб. м);

— тариф на горячую воду (руб./куб. м).

При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии общедомовых приборов учета размер платы за водоснабжение определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета (п. 16 Правил N 307).

Если многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учета, но индивидуальные и общие (квартирные) приборы учета отсутствуют, размер платы за водоснабжение определяется по формуле, которая приведена в пп. 1 п. 2 Приложения N 2 к Правилам N 307 (п. 21 Правил N 307).

Если же нет ни индивидуальных, ни общедомовых приборов учета, то размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для холодного и горячего водоснабжения определяется в соответствии с пп. 3 п. 1 Приложения N 2 к Правилам N 307. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней (п. 19 Правил N 307).

При отсутствии индивидуальных приборов учета холодной, горячей воды в нежилых помещениях многоквартирного дома и при отсутствии общедомового прибора учета холодной и (или) горячей воды размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются в данном случае расчетным путем исходя из нормативов водопотребления, при отсутствии нормативов — в соответствии с требованиями строительных норм и правил (п. 20 Правил N 307). Если же многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета и отдельные помещения в доме оборудованы индивидуальными и (или) квартирными приборами учета, размер платы за коммунальные услуги определяется в соответствии с пп. 1 п. 3 Приложения N 2 к Правилам N 307.

При оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (п. 22 Правил N 307).

Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее — Правила N 306).

Применительно к водоснабжению норматив потребления коммунальных услуг — это месячный (среднемесячный) объем потребления холодной и горячей воды потребителем в многоквартирном или жилом доме при отсутствии приборов учета, что следует из п. 2 Правил N 306.

При определении нормативов в отношении холодного и горячего водоснабжения учитываются такие конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома, как этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая) (п. 5 Правил N 306). При выборе единицы измерения используется куб. м на 1 человека.

В норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг, что установлено п. 27 Правил N 306.

Итак, размер платы за водоснабжение определен. В каком порядке производится ее уплата? Для ответа на этот вопрос обратимся к п. 14 Правил N 307, согласно которому расчетный период для оплаты коммунальных услуг, в т. ч. и услуг по холодному и горячему водоснабжению, устанавливается равным календарному месяцу.

Плата за водоснабжение вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы (п. 35 Правил N 307).

Расчеты должны производиться своевременно, поскольку п. 14 ст. 155 ЖК РФ, определяющей порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установлены санкции за несвоевременное внесение платы. Согласно названному пункту лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату, обязаны уплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от невыплаченных сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты включительно.

Плата за воду вносится на основании платежных документов, которые должны быть представлены исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов (п. 37 Правил N 307). Перечень реквизитов, которые должен содержать платежный документ, содержит п. 38 Правил N 307.

В п. 40 Правил N 307 перечислены способы, какими может быть внесена плата за водоснабжение. Потребители вправе по своему выбору:

— оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами;

— поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору;

— вносить плату за коммунальные услуги за прошедший месяц частями, не нарушая установленный срок окончания ее внесения;

— осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих месяцев.

Обратите внимание! Правила N 307, на которые мы ссылались выше, в скором времени могут утратить силу. Им на смену придут Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354. С какого момента новый документ вступит в силу, пока сказать сложно, следите за изменениями в законодательстве.

Потребители вносят плату за коммунальные услуги, в т. ч. за холодную и горячую воду, в следующем порядке:

1. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем в порядке, согласованном с управляющей организацией (п. 4 ст. 155 ЖК РФ).

Напомним, что ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

2. Члены ТСЖ либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива — в порядке, установленном органами управления ТСЖ либо органами управления названных выше кооперативов (п. 5 ст. 155 ЖК РФ).

3. Собственники помещений в доме, где создано ТСЖ либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, но сами не являющиеся членами ТСЖ и названных кооперативов, — в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ либо этими кооперативами (п. 6 ст. 155 ЖК РФ).

4. Собственники помещений в доме, в котором не созданы ТСЖ либо жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, управление которым осуществляет управляющая организация, — этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (п. 7 ст. 155 ЖК РФ).

5. Собственники помещений в доме, осуществляющие непосредственное управление домом, — в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 8 ст. 155 ЖК РФ).

6. Собственники жилых домов — в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 9 ст. 155 ЖК РФ).

Поскольку перечень организаций, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ, достаточно большой, рассмотрим порядок бухгалтерского учета и налогообложения платы за водоснабжение на примере управляющей организации.

Предположим, что управляющая организация предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме услуги по холодному и горячему водоснабжению, что обусловлено договором управления. Согласно договору плата за водоснабжение вносится собственниками на расчетный счет управляющей организации.

Управляющая организация, получающая плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, что следует из ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФ. То есть управляющая организация оплачивает приобретение коммунальных ресурсов организации ВКХ.

Как будут отражаться в учете управляющей организации платежи за водоснабжение, поступающие от жильцов?

Осуществляя бухгалтерский учет, все организации, независимо от их организационно-правовой формы, должны руководствоваться Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и принятыми на его основе нормативными правовыми актами.

Отметим, что руководствоваться названным Законом следует лишь в течение 2012 г., поскольку с 1 января 2013 г. он утрачивает силу в связи с принятием Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Прежде всего следует определить, будут ли являться поступающие платежи за водоснабжение доходом управляющей организации? Согласно п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н (далее — ПБУ 9/99), эти суммы будут признаваться в составе доходов от обычных видов деятельности как выручка от оказания услуг. Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии условий, перечисленных в п. 12 ПБУ 9/99. Выручка признается управляющей организацией ежемесячно, поскольку расчетным периодом является календарный месяц, в сумме, рассчитанной исходя из тарифов или нормативов, и предъявленной потребителям.

Чтобы выполнить условия договора управления по водоснабжению собственников помещений в многоквартирном доме, управляющая организация должна приобрести ресурсы у ресурсоснабжающей организации. Стоимость холодной и горячей воды, приобретенной у ресурсоснабжающей организации, следует включить в состав расходов по обычным видам деятельности в качестве материальных расходов, связанных с приобретением сырья, материалов и иных материально-производственных запасов, что следует из п. п. 5, 8 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н.

Для учета доходов и расходов от обычных видов деятельности Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, предназначен счет 90 «Продажи». Выручка учитывается на субсчете 90-1 «Выручка», а себестоимость продаж — на субсчете 90-2.

Обращаем ваше внимание на то, что не подлежит налогообложению НДС на территории Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых ТСЖ, управляющими организациями, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребности граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса. Такая норма закреплена пп. 29 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

В то же время коммунальные услуги (в т. ч. по водоснабжению), оказываемые ресурсоснабжающими организациями населению и управляющим организациям, в перечень операций, освобождаемых от налогообложения НДС, не включены, в связи с чем такие услуги подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке, о чем сказано в Письме Минфина России от 18 января 2012 г. N 03-07-14/06. Указанная позиция подтверждена Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 февраля 2011 г. N 12552/10.

В Письме от 23 декабря 2009 г. N 03-07-15/169 Минфин России дал разъяснения о порядке применения этой нормы законодательства. Как указано в Письме, в соответствии с вышеуказанной нормой освобождение от налогообложения НДС коммунальных услуг, реализуемых управляющим компаниям, товариществам собственников жилья и другим вышеназванным налогоплательщикам организациями коммунального комплекса, НК РФ не предусмотрено.

При применении указанной нормы следует руководствоваться п. 4 ст. 154 ЖК РФ и п. 1 ст. 2 Закона N 210-ФЗ. Таким образом, коммунальные услуги, указанные в п. 4 ст. 154 ЖК РФ, в частности услуги по водоснабжению, предоставляемые управляющими организациями, освобождаются от налогообложения НДС при условии, если данные коммунальные услуги приобретаются ими у юридических лиц, указанных в п. 1 ст. 2 Закона N 210-ФЗ.

На основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС по коммунальным услугам, предъявленные управляющим организациям коммунальщиками, включаются управляющими организациями в стоимость коммунальных услуг и вычету не подлежат.

Таким образом, от налогообложения НДС освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в т. ч. с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса, что подтверждает и Письмо Минфина России от 21 ноября 2011 г. N 03-07-14/112.

Управляющие организации, применяющие общую систему налогообложения, являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций. В целях налогообложения прибыли согласно п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся, в частности, доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) признается в составе доходов от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ).

Затраты на приобретение холодной и горячей воды у ресурсоснабжающей организации должны учитываться управляющей организацией в составе материальных расходов в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ (за вычетом суммы НДС).

Корреспонденция счетов исходя из вышеизложенного будет следующей:

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — отражена стоимость коммунальных ресурсов, приобретенных у ресурсоснабжающей организации с учетом НДС;

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90 «Продажи», субсчет 90-1 «Выручка», — начислена плата за холодное и горячее водоснабжение за расчетный период (календарный месяц);

Дебет 90 «Продажи», субсчет 90-2 «Себестоимость продаж», Кредит 20 «Основное производство» — списана стоимость приобретенных коммунальных ресурсов;

Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — поступили денежные средства от собственников помещений;

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета» — оплачены коммунальные ресурсы, приобретенные у ресурсоснабжающей организации ВКХ.

——————————————————————