Следуя общепризнанным принципам и нормам международного права

(Митюков М.)

(«Российская юстиция», 2002, N 11)

СЛЕДУЯ ОБЩЕПРИЗНАННЫМ ПРИНЦИПАМ И НОРМАМ

МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

М. МИТЮКОВ

М. Митюков, профессор, заслуженный юрист РФ.

В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15). Аналогичная норма предусмотрена конституциями (уставами) субъектов Федерации. Естественно, что такая конституционная значимость названных принципов, норм и договоров обусловливает их учет и применение в интерпретационно-исследовательской деятельности органов конституционного правосудия, в их итоговых решениях.

В течение первой половины 90-х годов немногочисленные тогда региональные конституционные суды избегали в своих решениях ссылок на общепризнанные принципы и нормы международного права, а тем более на международные договоры. Впервые подобная ссылка была сделана Конституционным Судом Республики Дагестан в Постановлении от 6 марта 1997 г. В последующие годы конституционные (уставные) суды с нарастающей интенсивностью используют в своих постановлениях нормы международного права и международные договоры. Насчитывается более двух десятков решений конституционных (уставных) судов, содержащих такие ссылки.

Предлагаем вниманию читателей извлечения из Постановления Конституционного Суда Республики Татарстан от 23 мая 2002 г. по делу о проверке конституционности ст. 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 г. «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан», Постановления Государственного Совета Республики Татарстан от 30 ноября 1994 г. «О применении статьи 3 Закона Республики Татарстан «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан» и п. 7 Положения о порядке и условиях приватизации государственного и коммунального жилищного фонда в Республике Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 22 марта 1994 г., в связи с жалобой гражданки Г. А. Федуловой.

В качестве дополнительных аргументов в Постановлении по этому делу использованы положения Всеобщей декларации прав человека 1948 года и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, а также правовая позиция Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Постановление от 3 ноября 1998 г.).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ

ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В «КОММУНАЛКАХ»

ПРОТИВОРЕЧАТ МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРАВОВЫМ СТАНДАРТАМ

…Конституционный Суд Республики Татарстан

установил:

1. По мнению заявительницы, установление в оспариваемых правовых нормах дополнительного условия приватизации жилых помещений в коммунальных квартирах в виде обязательного согласия всех совместно проживающих в коммунальной квартире совершеннолетних членов семьи (семей), в том числе нанимателей, ограничивает ее конституционные права, установленные статьями 24 и 41 Конституции Республики Татарстан…

3. Нормы, содержащиеся в статье 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года, в Постановлении Государственного Совета Республики Татарстан от 30 ноября 1994 года и в абзаце первом пункта 7 Положения о порядке и условиях приватизации государственного и коммунального жилищного фонда в Республике Татарстан от 22 марта 1994 года, непосредственно затрагивают конституционные права и свободы в социально — экономической сфере.

В соответствии с частью первой статьи 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Часть первая статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года закрепляет право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и возлагает на государства — участники данного международно-правового акта обязанность принимать надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права.

4. Согласно пункту «к» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации и пунктам 1 и 21 статьи III Договора Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Татарстан.

Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года «Об основах федеральной жилищной политики» определены основные направления реализации конституционного права граждан на жилище в новых социально — экономических условиях, установлены общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере. Целью федеральной жилищной политики является обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан.

Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилье.

Как вытекает из преамбулы Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан», целью приватизации является создание условий для осуществления права граждан на выбор способа удовлетворения потребностей в жилье. Закрепляя в настоящем Законе право граждан на приватизацию жилья, государство принимает на себя обязанность обеспечить и возможность его реализации, гарантируя при передаче соответствующего имущества в собственность граждан соблюдение норм международного права, Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Татарстан, а также установленных законодательством основных принципов приватизации жилищного фонда.

5. Согласно статье 1 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан» каждый гражданин имеет право безвозмездно, на добровольной основе приобретать в собственность граждан жилые помещения, занимаемые им в домах государственного и коммунального жилищного фонда, независимо от размеров общей площади и потребительских качеств жилья. Закрепление данного права за гражданами предполагает создание равных правовых условий для осуществления ими выбора способа удовлетворения потребностей в жилье. Право на приватизацию жилых помещений, таким образом, установлено законодателем в конституционно значимых целях и непосредственно связано с реализацией конституционных прав граждан на жилище, частную собственность, включая собственность на жилье, свободу передвижения и выбора местожительства и местопребывания.

Статья 3 указанного Закона устанавливает, что граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и коммунального жилищного фонда по договору найма, вправе с письменного согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи (семей) приобрести эти помещения в совместную собственность на условиях, предусмотренных данным Законом. Тем самым по буквальному смыслу указанного положения обязательными условиями осуществления гражданами права на приватизацию жилья в Республике Татарстан являются их проживание в жилых помещениях в домах государственного и коммунального жилищного фонда по договору найма и наличие письменного согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи (семей) на приобретение этих помещений в совместную собственность.

Согласно статье 672 Гражданского кодекса Российской Федерации в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам исключительно по договору социального найма жилого помещения, а проживающие совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем. В силу этого установленное в статье 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан» требование о письменном согласии всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи на приватизацию жилого помещения, занимаемого ими по договору социального найма, направлено прежде всего на обеспечение и защиту законных прав и интересов как нанимателя, являющегося стороной договора социального найма, так и проживающих по данному договору совместно с нанимателем совершеннолетних членов его семьи.

Закрепляя указанное выше требование, статья 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан» содержит вместе с тем оговорку, согласно которой к числу субъектов, выражающих письменное согласие на приватизацию жилого помещения, относятся не только наниматель и совместно проживающие с ним совершеннолетние члены его семьи, но и отдельные семьи. Сложившейся правоприменительной практикой, в том числе подзаконным правовым регулированием, этой оговорке придано значение, устанавливающее на уровне закона в качестве обязательного условия приватизации жилых помещений в коммунальных квартирах в домах государственного и коммунального жилищного фонда необходимость письменного согласия со стороны как нанимателя подлежащего приватизации жилого помещения и всех совместно проживающих с ним совершеннолетних членов семьи, так и нанимателей иных жилых помещений коммунальной квартиры и всех совместно проживающих с ними совершеннолетних членов их семей.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»… установил, что граждане, проживающие в коммунальных квартирах, имеют право на приватизацию жилых помещений без каких-либо предварительных условий, в частности независимо как от воли собственника коммунальной квартиры и других нанимателей, так и от того, приватизируются ли другие жилые помещения в той же квартире или не приватизируются. Данная правовая позиция имеет общеобязательное значение.

По буквальному смыслу оспариваемой правовой нормы статьи 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года, а также по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, требование обязательного согласия на приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах всех иных нанимателей и совместно проживающих с ними совершеннолетних членов семьи, занимающих другие помещения в данной коммунальной квартире, ограничивает право граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье несоразмерно с целями защиты законных интересов других лиц, вытекающими из положений статьи 59 Конституции Республики Татарстан. Установление в Законе такого дополнительного обязательного условия приватизации жилых помещений в коммунальных квартирах, по существу, препятствует осуществлению определенной категорией граждан принадлежащих им, согласно Конституции Республики Татарстан, права на жилище (статья 55), права частной собственности, в том числе на жилье (статья 49), и права на свободное передвижение, выбор местожительства и местопребывания (статья 39).

Таким образом, оспариваемая норма… противоречит требованиям статьи 29 Конституции Республики Татарстан, согласно которой в Республике Татарстан запрещаются любые ограничения прав и свобод либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам, статьи 30 Конституции Республики Татарстан, на основании которой граждане обладают всей полнотой личных, политических и социально — экономических и культурных прав, а также части второй статьи 58 Конституции Республики Татарстан, в силу которой в Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

6. Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 30 ноября 1994 года… содержит разъяснение, согласно которому граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного жилищного фонда по договору найма, в том числе в коммунальных квартирах, вправе с письменного согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи (семей), в том числе и нанимателей, приобрести эти помещения в совместную собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом.

В отличие от положений, установленных статьей 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года…, данное Постановление, являясь по своей юридической природе подзаконным нормативным правовым актом, вносит в законодательно закрепленные условия приватизации жилья существенные изменения. Из его буквального содержания и смысла следует, в частности, что статья 3 названного Закона может применяться только в отношении приватизации жилых помещений в домах государственного жилищного фонда, что означает, по существу, неправомерное ограничение сферы действия законодательного акта. Вместе с тем рассматриваемое Постановление вводит дополнительно к законодательно установленным условиям приватизации гражданами жилья требование об обязательности письменного согласия на приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах со стороны нанимателей, занимающих по договорам найма иные жилые помещения в данной коммунальной квартире, и совместно проживающих с ними совершеннолетних членов семьи (семей).

Стремление законодателя учесть при приватизации жилья волю всех его нанимателей в принципе может быть объяснено требованием статьи 59 Конституции Республики Татарстан, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Однако, как показывает сложившаяся правоприменительная практика, закрепление данного дополнительного условия рассматриваемым актом приводит к тому, что наниматели не подлежащих приватизации жилых помещений в коммунальной квартире и члены их семьи зачастую необоснованно препятствуют осуществлению права на приватизацию жилья другими нанимателями, проживающими в данной коммунальной квартире. В силу этого оспариваемая правовая норма не согласуется в полной мере с целями и сущностью указанного выше положения статьи 59 Конституции Республики Татарстан.

Таким образом, Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 30 ноября 1994 года…, изменяя содержание и смысл статьи 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года…, служит правовой основой ущемления права определенной категории граждан на приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах и вытекающих из него иных конституционно значимых прав, связанных с владением, пользованием и распоряжением гражданами жильем, и тем самым противоречит положениям статей 29, 30 в их взаимосвязи со статьями 39, 49, 55 и 59 Конституции Республики Татарстан.

7. …в первом абзаце пункта 7 Положения о порядке и условиях приватизации государственного и коммунального жилищного фонда в Республике Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 22 марта 1994 года, не только воспроизводится норма, умаляющая конституционные права граждан, закрепленные статьями 39, 49 и 55 Конституции Республики Татарстан, но и вводятся не предусмотренные статьей 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года… дополнительные ограничения в осуществлении указанных прав при приватизации гражданами жилых помещений в коммунальных квартирах, что противоречит статьям 29, 30, 59 и 103 Конституции Республики Татарстан.

Исходя из изложенного… Конституционный Суд Республики Татарстан

постановил:

1. Признать статью 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года… в части установления обязательного условия приватизации гражданами жилых помещений в коммунальных квартирах в домах государственного и коммунального жилищного фонда письменного согласия со стороны нанимателей, занимающих другие жилые помещения в коммунальной квартире, и всех совместно проживающих с ними совершеннолетних членов семьи (семей) не соответствующей статьям 29, 30, части второй статьи 58 в их взаимосвязи со статьями 39, 49, 55 и 59 Конституции Республики Татарстан.

2. Признать Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 30 ноября 1994 года… не соответствующим статьям 29, 30 в их взаимосвязи со статьями 39, 49, 55 и 59 Конституции Республики Татарстан.

3. Признать абзац первый пункта 7 Положения о порядке и условиях приватизации государственного и коммунального жилищного фонда в Республике Татарстан… не соответствующим статьям 29, 30 в их взаимосвязи со статьями 39, 49, 55, 59 и 103 Конституции Республики Татарстан.

4. В соответствии с частью пятой статьи 109 Конституции Республики Татарстан акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом Республики Татарстан неконституционными, утрачивают силу со дня опубликования настоящего Постановления.

——————————————————————