Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил право граждан, уволенных с военной службы, на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений по последнему месту службы

(Корякин В. М.) («Право в Вооруженных Силах», 2013, N 8)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОДТВЕРДИЛ ПРАВО ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, НА ПОЛУЧЕНИЕ КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАЕМ (ПОДНАЕМ) ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПО ПОСЛЕДНЕМУ МЕСТУ СЛУЖБЫ

В. М. КОРЯКИН

Корякин В. М., доктор юридических наук.

Анализируется одна из мер государственной поддержки военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, не обеспеченных жилыми помещениями, в форме выплаты им денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.

Ключевые слова: военная служба, наем жилых помещений, компенсации.

The Constitutional Court upheld the right of citizens discharged from military service, to be paid for rentals (sublease) of residential premises on the last post V. M. Korjakin

Examines one of the measures of state support military and citizens discharged from military service, not the living space in the form of paying them compensation for the lease (sublease) of living space.

Key words: military service, hiring premises, compensation.

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» одной из мер государственной поддержки военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, не обеспеченных жилыми помещениями, является выплата им денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Данная компенсация подлежит выплате в случае невозможности предоставления указанным гражданам жилых помещений для временного проживания (служебных жилых помещений, арендованного жилья, жилых помещений в общежитиях и т. п.). Размеры и порядок выплаты указанной компенсации регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909. В ходе многолетней правоприменительной практики назначения и выплаты указанной компенсации выявился ряд противоречий в правовом регулировании данных вопросов. В частности, возникла правовая неопределенность в вопросе выплаты компенсации гражданам, которые были признаны нуждающимися в получении жилых помещений в период прохождения военной службы, получали соответствующую компенсацию, но которые с их согласия были уволены с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений. Указанные проблемы стали предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации <1>. Поводом для этого стали обращения бывших военнослужащих А. С. Зорина, А. Г. Кожушного, Е. В. Лапшина и А. А. Тимошенкова, которые еще до 1 января 2005 г. были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях. Военный комиссариат г. Москвы, куда они обратились после увольнения с военной службы, отказал им в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения. Решения Мещанского районного суда г. Москвы, удовлетворившего исковые требования указанных граждан к военному комиссариату г. Москвы о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения, апелляционными определениями судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда были отменены и вынесены новые решения — об отказе в удовлетворении заявленных истцами требований. ——————————— <1> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобами граждан А. С. Зорина, А. Г. Кожушного и других» // Рос. газ. 2013. 19 июня.

Оставляя исковые требования указанных граждан без удовлетворения, суды апелляционной инстанции исходили из того, что в силу абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» одним из обязательных условий для выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, является принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях именно органами местного самоуправления, а не жилищной комиссией по месту прохождения военной службы. Кроме того, данное законоположение было истолковано судами как предоставляющее право на получение соответствующей денежной компенсации лишь тем гражданам, которые изъявили желание изменить место жительства после увольнения с военной службы и были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления по новому месту жительства, поскольку, добровольно соглашаясь на увольнение с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления жилого помещения, военнослужащий тем самым добровольно выражает согласие и на изменение правоотношений сторон по поводу ее выплаты. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив данный вопрос, пришел к следующим выводам. Заявители по данному делу нарушение оспариваемой нормой своих конституционных прав усматривают в том, что она, связывая право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений с принятием их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях исключительно органами местного самоуправления, лишает тем самым граждан, поступивших на военную службу до 1 января 2005 г., принятых на соответствующий учет жилищными комиссиями по месту прохождения военной службы и уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения по установленным нормам, возможности получения данной меры социальной поддержки на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые до 1 января 2005 г. были приняты на учет в органах местного самоуправления. Тем самым, по мнению заявителей, нарушаются конституционный принцип равенства прав и свобод граждан перед законом и запрет издания законов, умаляющих права и свободы человека и гражданина, а также неправомерно ограничивается их право на жилище, что противоречит ч. 2 ст. 19, ст. 40 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, предоставляемая за счет средств федерального бюджета, носит исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые граждане, уволенные с военной службы и не обеспеченные жилыми помещениями, вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилье в период до выполнения государством взятого на себя обязательства; тем самым государство берет на себя определенные публично-правовые обязательства по социальной поддержке данной категории граждан, уволенных с военной службы, что не снимает с него обязанности по обеспечению фактической реализации этими гражданами конституционного права на жилище в установленных законом формах (эту правовую позицию Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил ранее в Постановлениях от 3 февраля 2010 г. N 3-П и от 27 февраля 2012 г. N 3-П). Обязанность по обеспечению жильем увольняемых с военной службы граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства возлагалась п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., на органы местного самоуправления; при невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления до их предоставления обязаны были разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в других жилых помещениях или ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета. Выплата же указанной компенсации гражданам, не обеспеченным на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями и уволенным с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы, т. е. избравшим в качестве места своего постоянного жительства тот населенный пункт, где расположена воинская часть, в которой они проходили военную службу непосредственно перед увольнением, названным Федеральным законом прямо не предусматривалась. Принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения и вступившим в силу с 1 января 2005 г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ обязанность по обеспечению жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по указанным выше основаниям и членов их семей при перемене места жительства была возложена на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета предоставлено только гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях. Аналогичное регулирование содержится в п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и в ныне действующей редакции. При этом, так же как и до 1 января 2005 г., абз. 2 п. 1 его ст. 23 предусматривает, что военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений; при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 названного Федерального закона. Явившийся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» применяется на практике во взаимосвязи с абз. 1 того же пункта и абз. 2 п. 1 ст. 23 данного Федерального закона с учетом того, что выплата ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам, не обеспеченным на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями и уволенным с оставлением в списке очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы, по-прежнему прямо не предусмотрена, и, соответственно, истолковывается как предполагающий признание права на получение указанной компенсации только за теми гражданами, которые после увольнения с военной службы изъявили желание изменить место жительства и при этом были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления по новому избранному месту постоянного жительства. Между тем, подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, увольнение нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих-граждан, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями во всяком случае не освобождает государство от обязанности обеспечить этим гражданам реализацию конституционного права на жилище в установленном законом порядке при условии, что они приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях уполномоченным на то органом. Осуществление гражданами, уволенными с военной службы по указанным основаниям и нуждающимися в жилых помещениях, конституционного права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства посредством избрания в качестве места своего постоянного жительства того населенного пункта, где расположена воинская часть, в которой они проходили военную службу непосредственно перед увольнением, либо любого другого населенного пункта не может сопровождаться изменением их правового положения в отношениях с государством по поводу обеспечения жильем и служить надлежащей основой для введения различий в правах, предоставляемых в этой сфере. Кроме того, постановка военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы, равно как и постановка на такой учет граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления по новому избранному месту постоянного жительства, означает признание факта нуждаемости этих лиц в жилых помещениях, т. е. констатацию уполномоченным на то органом наличия основания для возникновения права на предоставление им жилых помещений. С этой точки зрения всем указанным гражданам на период до фактического обеспечения их жилыми помещениями независимо от места постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях должно быть предоставлено равное право на получение мер социальной поддержки, установленных законом в рамках системы жилищного обеспечения военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, включая ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений. Следовательно, истолкование (в том числе органами исполнительной и судебной власти) абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» как предполагающего признание права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений только за теми гражданами, которые после увольнения с военной службы изъявили желание изменить место постоянного жительства и были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления по новому избранному месту постоянного жительства, при отсутствии адекватных мер социальной поддержки в отношении граждан, принятых на такой учет по месту прохождения военной службы, означает установление различий в условиях приобретения права на получение указанной денежной компенсации бывшими военнослужащими, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исключительно в зависимости от того, каким органом они были приняты на учет, т. е. порождает не имеющую объективного и разумного оправдания дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая несовместима с требованиями ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к обоснованному выводу, что абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не соответствует Конституции Российской Федерации, ее ч. 2 ст. 19, ст. 40 и ч. 3 ст. 55, в той мере, в какой содержащаяся в нем норма — по смыслу, придаваемому ей в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, — лишает граждан, прослуживших в Вооруженных Силах Российской Федерации 10 лет и более, по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и на момент увольнения с военной службы не обеспеченных жилыми помещениями, притом что они были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы, включая тех из них, кто после увольнения с военной службы избрал в качестве места своего постоянного жительства населенный пункт, где расположена воинская часть, в которой они проходили военную службу непосредственно перед увольнением, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после увольнения с военной службы изъявили желание изменить место жительства и были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления по новому избранному месту постоянного жительства. Исходя из изложенного, Конституционный Суд Российской Федерации постановил пересмотреть правоприменительные решения в отношении граждан А. С. Зорина, А. Г. Кожушного, Е. В. Лапшина и А. А. Тимошенкова с учетом выработанных правовых позиций, изложенных выше. Кроме того, законодателю надлежит внести соответствующие коррективы в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в целях устранения норм, признанных неконституционными.

——————————————————————