Эволюция правового регулирования банковской гарантии на международном и российском уровнях

(Палин Д. А.) («Банковское право», 2012, N 3)

ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ И РОССИЙСКОМ УРОВНЯХ

Д. А. ПАЛИН

Палин Дмитрий Александрович, партнер юридической фирмы «Эсток-Консалтинг».

Автор рассматривает развитие правового регулирования банковской гарантии на международном уровне и в России. Приведены нормы Унифицированных правил Международной торговой палаты, Конвенции ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах 1995 г., отечественного законодательства.

Ключевые слова: банковская гарантия, независимая гарантия, резервный аккредитив, международное частное право, международное банковское право, Международная торговая палата.

Evolution of legal regulation of bank guarantee at the international and russian levels D. A. Palin

The author considers development of legal regulation of bank guarantee at the international level and in Russia; gives the norms of the Unified Rules of the International Chamber of Commerce, the UN Convention on independent guarantees and standby letter of credit of 1994, Russian legislation.

Key words: bank guarantee, independent guarantee, standby letter of credit, private international law, international banking law, International Chamber of Commerce.

В России появление такого финансового продукта, как банковская гарантия, произошло только после вступления в законную силу части первой Гражданского кодекса РФ в 1994 г. Существовавшие до этого аналоги банковских гарантий в СССР применялись только во внешнеэкономической деятельности и финансовым продуктом не являлись. В международной практике появление нормативного акта, регламентирующего те или иные отношения, как правило, обусловлено исторически. То есть источник права обычно закрепляет уже сложившиеся на данный момент механизмы взаимоотношений различных субъектов между собой. Акты, регламентирующие банковскую гарантию, также подчинены указанному правилу. Таким образом, нормы международных соглашений, конвенций и иных документов, имеющих юридическую силу, содержат своего рода квинтэссенцию сложившейся практики отношений участников рынка. Так, в преамбуле Унифицированных правил гарантий по первому требованию 1992 г. говорится: «Новые Правила представляют собой результат обширной работы и консультаций… В них воплощены коллективные знания и опыт национальных комитетов IIC, коммерческих компаний и отдельных специалистов во всем мире» <1>. ——————————— <1> См.: Публикация МТП N 458, редакция 1992 г.

В эволюции независимой гарантии (использование данного термина более корректно применительно к международной практике) можно выделить четыре основных этапа развития, привязанных к появлению соответствующих международных актов. Первый этап — появление Унифицированных правил по договорным гарантиям 1978 г. <2>. ——————————— <2> См.: Публикация Международной торговой палаты N 325, ред. 1978 г.

Как отмечает Н. Ю. Ерпылева, «в последней четверти минувшего века в странах с развитой рыночной экономикой обнаружился новый взгляд на проблему возмещения вреда, причиненного неисполнением гражданско-правовых договоров. Его сущность состоит в том, что получение такого возмещения рассматривается как деловая операция» <3>. Таким образом, в указанный период на рынке финансовых услуг возникла потребность на некий продукт, приобретя который участник сделки мог гарантировать партнеру исполнение своих обязательств по сделке либо возмещение ущерба. Логичным было бы предположить, что предоставление такого продукта должно было проходить на возмездной основе. Таким продуктом и стала независимая гарантия, трансформирующая вопросы возмещения вреда в доступную платную услугу. ——————————— <3> Ерпылева Н. Ю. Гарантийные операции банков в международном банковском праве // Международные банковские операции. 2005. N 6.

Изначально гарантия рассматривалась участниками рынка исключительно как способ обеспечения обязательств и иными функциями не обладала. Единого акта, регламентирующего или хотя бы упорядочивающего соответствующие экономические отношения, не было. Интенсивное развитие товарно-денежных отношений порождало многочисленные формы расчетов и виды банковских услуг, в том числе и независимых гарантий. Разработка первого документа, унифицирующего отношения по независимой гарантии, заняла тринадцать лет. Итогом стал первый международный документ, официально провозгласивший появление нового экономического и правового института — независимой платежной гарантии. На данном этапе еще не происходит теоретического формулирования основных признаков независимой гарантии как самостоятельного продукта. Составители Правил ограничились простым описанием различных видов гарантий, существовавших на момент принятия документа: тендерной, гарантии исполнения контракта и гарантии платежа, а также перечислением взаимных прав и обязанностей участников — принципала, гаранта и бенефициара. Независимая гарантия рассматривается пока исключительно как способ обеспечения обязательств, иные функции появятся позднее. Данные Правила по сути своей явились простым обобщением сложившейся банковской практики применения гарантий и носили сугубо информационный характер, т. е. то лицо, которое не знало, что предпринять, могло использовать уже апробированные методы. Юридической силы данный документ не имел и был обязательным к применению только в случае, если стороны это определили своим соглашением. Основным итогом данного этапа является появление общедоступного документа, формулирующего некоторые основные положения независимой гарантии как финансового продукта и перечисляющего его виды. Данный документ способствовал увеличению продаж гарантий и расширению круга лиц, заинтересованных в ее использовании. Дальнейшее развитие и усложнение рыночных отношений в мировой экономической системе привело к тому, что Унифицированные правила по договорным гарантиям перестали удовлетворять потребности участников рынка. От документа требовалась не только информационная, но и регулятивная функция. Кроме того, на рынке стали появляться разновидности независимой гарантии, не описанные в Правилах 1978 г. Таким образом, назрела необходимость в обновлении международных документов. Итогом разрешения сложившейся ситуации стало принятие Унифицированных правил для гарантий по первому требованию 1992 г. Данные Правила базировались на предыдущем документе и стали его логическим развитием и продолжением. Основным значением данного этапа явилось теоретическое формулирование основных признаков независимой гарантии как финансового продукта, а именно: 1. В ст. 2 Правил 1992 г. впервые дается четкое теоретическое и развернутое понятие платежной гарантии. 2. Сформулированы основные права и обязанности сторон — принципала, бенефициара и гаранта. 3. Указаны требования к документам — основаниям платежа по гарантии, а также сами условия проведения платежа. 4. Впервые указывается на независимость гарантии от основного обязательства как основополагающего принципа. 5. Вводится категория контргарантии. 6. Проводится параллель между платежной гарантией и резервным аккредитивом, хотя регламентация последнего осуществляется иным документом. Тем самым за гарантией признается не только обеспечительная, но и платежная функция. Таким образом, именно Правила 1992 г. впервые официально закрепили статус гарантии как самостоятельного продукта. Параллельно с разработкой Правил 1992 г. с 1989 г. шла работа по разработке документа под эгидой ООН. Итогом данной работы стала Конвенция ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах 1995 г. Данный акт действует одновременно с Правилами 1992 г., однако целый ряд закрепленных в нем инноваций, а также экономический смысл Конвенции позволяют рассматривать ее появление как начало следующего этапа развития института независимых гарантий в международном экономическом пространстве. В Конвенции впервые вводится собственно понятие «независимая гарантия», которое наиболее широко используется в современной практике. Более четко и детально формулируется принцип независимости гарантии от основного обязательства как основополагающего признака продукта. Детализируются взаимоотношения сторон. Вводится возможность уступки прав бенефициара третьим лицам, т. е. появляется «вторичная» продажа гарантий, когда «продавцом» выступает уже не эмитент гарантии (гарант), а выгодоприобретатель-бенефициар. Особое значение имеет включение в институт гарантии такого инструмента, как резервный аккредитив. Как говорилось выше, Правила 1992 г. признавали родство платежной гарантии и резервного аккредитива, однако не отождествляли их. Данная новелла окончательно закрепляет за независимой гарантией платежную функцию и придает статус средства расчетов. Резервный аккредитив появился в США и стал ответом на ограничение прав банков на выдачу гарантий. В современных банковских продуктах резервный аккредитив неизменно рассматривается в качестве разновидности банковской (независимой) гарантии. Нью-Йоркская конвенция сформировала современный облик института гарантии как самостоятельного продукта. Однако всеобщего распространения в мире данный документ не получил и не заменил собой Правила 1992 г. Как отмечалось выше, эти два ключевых международных документа сосуществуют и развиваются одновременно и независимо друг от друга. Развитие рынка банковских услуг после принятия Правил 1992 г. привело к появлению новых признаков и функций у независимой гарантии. К основным инновациям данного периода можно отнести появление такой разновидности независимой гарантии, как безусловная гарантия. Основной чертой данного вида является возможность получения платежа по простому требованию без приложения оправдательных документов, что сделало независимую гарантию удобным инструментом обеспечения публичных интересов. Окончательно сформировалось разделение банковской гарантии и основного обязательства — принцип независимости. Данные нововведения нашли свое закрепление в новой редакции Правил 1992 г., получившей название «Унифицированные правила для гарантий по требованию 2010 г.». В России появление банковской гарантии произошло не эволюционным путем, а «директивой сверху» — принятием Гражданского кодекса в 1994 г. Самостоятельного опыта работы с гарантийными инструментами в России в тот момент не было. Плановая экономика не способствовала появлению таких сложных инструментов кредитно-финансовой сферы, как банковская гарантия. Наиболее близкими инструментами были платежные гарантии по внешнеторговым сделкам, которые выдавал Банк внешней торговли СССР. Но данный институт никак нельзя отнести даже к прототипу современной банковской гарантии, поскольку принципалом в нем выступало государство через свои органы, банковская же гарантия призвана обслуживать в первую очередь отношения между представителями частного капитала. Тем не менее определенные теоретические исследования в данной области представителями юридической науки проводились. В качестве примера можно привести работы крупного отечественного цивилиста И. Вольмана <4>. Также публиковались работы, посвященные упомянутым выше внешним гарантиям <5>. ——————————— <4> Вольман И. Гарантийные операции банков // Кредит и хозяйство. 1927. N 5. <5> Международные расчеты по коммерческим операциям. Ч. 3. Определение оптимальных форм и условий расчетов. Гарантии. М., 1994.

Рынок воспринял данный продукт достаточно настороженно, и особым спросом банковская гарантия не пользовалась. Интерес к продукту проявляли предприятия, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью для обеспечения внешнеторговых контрактов. Это объясняется тем, что для их контрагентов — зарубежных предприятий банковская гарантия являлась обыденным и привычным инструментом. Дальнейшее развитие банковской гарантии в России также связано с совершенствованием законодательства. С появлением в мировой практике безусловных гарантий соответствующие механизмы были заимствованы в российскую правовую систему, трансформированы кредитными организациями в соответствующий продукт и предложены потребителю. Так появились такие разновидности продукта, как «обязательная банковская гарантия» (когда получение банковской гарантии обязательно для принципала в силу его деятельности) и «банковская гарантия в обеспечение обязательных платежей». Банковская гарантия стала востребована достаточно широким кругом потребителей. Это объясняется тем, что конечным выгодоприобретателем-бенефициаром стало выступать государство и использование банковской гарантии позволило ряду предприятий (туроператоры, таможенные перевозчики, таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения) снизить свои издержки, связанные с получением соответствующих лицензий. Однако круг лиц, имеющих право выдавать подобные гарантии, жестко ограничен и регламентирован нормативными актами. Еще одним направлением стало использование банковских гарантий в судебных спорах хозяйствующих субъектов — так называемый институт встречных обеспечительных мер. Суть его сводится к тому, что от истца, ходатайствующего о применении обеспечительных мер в судебном процессе (например, ареста денежных средств и иного имущества должника), может быть потребовано встречное обеспечение, которое бы покрывало возможные убытки ответчика при вынесении судом решения в его пользу. Вариантами встречного обеспечения могут быть депонирование денежных средств на специальном счете суда в сумме, эквивалентной цене иска, либо предоставление банковской гарантии на соответствующую сумму. Поскольку депонирование денежных средств — это фактически изъятие их из оборота на неопределенный промежуток времени, банковская гарантия в этом случае является более привлекательным инструментом. В апреле 2010 г. были внесены поправки в Налоговый кодекс РФ. Налогоплательщики получили возможность возмещать налог на добавленную стоимость из федерального бюджета в заявительном порядке до проведения камеральной налоговой проверки при условии предоставления банковской гарантии в пользу государства на возврат возмещенных сумм налогов при ошибочном исчислении. На практике данная инновация позволила хозяйствующим субъектам получать денежные средства на три-четыре месяца быстрее. Данная разновидность банковской гарантии стала пользоваться спросом у участников внешнеэкономической деятельности, особенно экспортеров нефти и нефтепродуктов. Подводя итоги проведенного в настоящей статье исследования, можно сделать следующие выводы. В международной практике независимая гарантия изначально появилась как инструмент обеспечения интересов сторон по сделке, в дальнейшем изменения носили как количественный, так и качественный характер. Количественные изменения заключались в расширении круга отношений, в которых использовалась гарантия, появлении новых разновидностей. С течением времени данные количественные изменения по диалектическому закону перехода количества в качество приводили к качественному совершенствованию гарантии. Так, постепенно независимая гарантия приобретает признаки платежного средства, также ей становятся присущи черты кредитного продукта. Данные тенденции сохраняются и в настоящее время. В российской практике эволюция продукта шла путем законодательного закрепления соответствующих механизмов, при этом уже на стартовом этапе банковская гарантия как экономическая категория имела достаточно четкие, нормативно закрепленные условия. При этом в настоящее время условия оборота и эволюция банковской гарантии на российском рынке стали гораздо ближе к мировой практике. Это связано в первую очередь с накоплением позитивного опыта использования продукта, а также с общим повышением экономической культуры и профессиональной грамотности участников рынка.

——————————————————————