О компенсации расходов на проезд к месту отдыха за границей и обратно детям граждан, уволенных с военной службы (на основании материалов судебной практики)
(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2011, N 7)
О КОМПЕНСАЦИИ РАСХОДОВ НА ПРОЕЗД К МЕСТУ ОТДЫХА ЗА ГРАНИЦЕЙ И ОБРАТНО ДЕТЯМ ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ (НА ОСНОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ)
А. В. ЕФРЕМОВ
Ефремов Андрей Валентинович, начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.
Рассмотрен вопрос оздоровления членов семей военных пенсионеров, который обусловливает проблемы правоприменительной практики.
Ключевые слова: оздоровление, проезд, возмещение расходов, пенсионное обеспечение, компенсация.
On compensation for travel expenses to the place of rest abroad and return the children of citizens discharged from military service A. V. Efremov
In the article the question of rehabilitation of family members of military retirees, which makes the problem of enforcement.
Key words: sanitation, transportation, reimbursement of expenses, pensions, compensation.
В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более — вне зависимости от основания увольнения и члены их семей имеют право на обеспечение (не более одного раза в год) санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Из анализа законодательства следует, что правом на возмещение расходов на проезд обладают уволенные с военной службы офицеры, которые следовали на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год), и члены их семей — при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения. Учитывая большое количество судебных дел с участием граждан, уволенных с военной службы, по спорам о возмещении расходов на проезд в отпуска в целях оздоровления и лечения, в том числе по туристским путевкам, автор настоящей статьи считает необходимым ознакомить читателей со следующим интересным судебным решением. Ленинский районный суд г. Чебоксары, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску гражданина К. к военному комиссариату Чувашской Республики о признании отказа военного комиссариата Чувашской Республики в оплате стоимости проезда незаконным и взыскании расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха, установил следующее. Гражданин К. обратился в суд с иском к военному комиссариату Чувашской Республики о признании решения военного комиссариата незаконным и взыскании стоимости проезда на поездку дочери к месту отдыха в Египет и обратно в сумме 16329 руб. по следующим основаниям. С 1979 г. по 1981 г. и с 1983 г. по 2002 г. К. проходил военную службу в Министерстве обороны по контракту и с ноября 2002 г. состоит на пенсионном обеспечении в военном комиссариате Чувашской Республики. С 5 августа 2010 г. по 17 августа 2010 г. его дочь, студентка дневного отделения экономического факультета университета, отдыхала на курорте Хургада (Египет) по приобретенной в ООО «Классика-Тур» путевке. По приезду дочери К. обратился в военный комиссариат Чувашской Республики с заявлением о возмещении расходов на проезд дочери к месту отдыха и обратно. Однако 25 сентября 2010 г. им был получен отказ военного комиссариата Чувашской Республики в оплате стоимости проезда. В письме ответчик ссылался на Приказ Министра обороны Российской Федерации от 3 октября 2001 г. N 405 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации туристических поездок за границу» и письмо ЦУП ВОСО МО РФ от 30 августа 2006 г. N 28/436. К. считает отказ неправомерным со ссылкой на положения п. 5 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих», п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества», п. п. 53, 54 и 85 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2000 г. N 200 «Об утверждении Руководства по оформлению, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации». По мнению истца, указанные нормы, а также положения Приказа Министра обороны Российской Федерации N 405 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации туристических поездок за границу» определяют порядок организации и обеспечения туристических поездок за границу военнослужащих, в том числе уволенных с военной службы, членов их семей, имеющих в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на организованный отдых на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации по льготной оплате стоимости путевок (25% стоимости путевки на военнослужащего, в том числе уволенного с военной службы, и 50% на каждого члена семьи), через туристическую компанию «ВСК-Тур». В вышеназванном Законе ничего не говорится о путевках, приобретенных без использования льготы по их оплате, за полную стоимость, в других туристических компаниях. А право на льготный отдых и право на проезд на безвозмездной основе — это два разных права, указанных в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» в разных статьях: ст. ст. 16 и 20 соответственно. Федеральным законом «О статусе военнослужащих» не установлено ограничения прав военнослужащих и членов их семей на бесплатный проезд к месту проведения отпуска как по территории Российской Федерации, так и за ее пределами (Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2005 г. N 6н-274/05). Истец считает, что чрезвычайно важным и принципиальным моментом является разграничение санаторно-курортного лечения и оздоровления. Практически во всех известных энциклопедических словарях отсутствует определение понятия «оздоровление». Однако данное понятие прочно вошло в практику и большинством специалистов понимается как процесс проведения профилактических мероприятий в целях укрепления здоровья граждан, т. е. «оздоровление» — это комплекс мероприятий для улучшения физического и психического самочувствия, который ведет в целом к укреплению здоровья, усилению иммунитета, повышению работоспособности, улучшению качества и продолжительности жизни. Ограничение права пенсионеров на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз в год к месту отдыха в оздоровительное учреждение и обратно в зависимости от выбранного туроператора ставит их в неравное положение с теми, кто отдыхает организованно по путевке «ВСК-Тур», и противоречит ст. 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» истец имел право приобрести путевки по льготной цене через «ВСК-Тур», но практически это сделать не реально. Поэтому путевки были приобретены полностью за счет личных денежных средств в туристической компании ООО «Классика-Тур». В стоимость путевок был включен проезд до места отдыха и обратно. Истец указал, что он не просил ответчика выплатить компенсацию за путевки в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Его просьба была об оплате проезда, на что члены его семьи имеют право согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Это два отдельных права, и неиспользование одного не должно исключать или ограничивать другое. С заключением военного комиссариата о том, что данная поездка не является поездкой в оздоровительное учреждение, истец не согласен, так как предоставление проживания в курортной гостинице (отеле) Montillon Grand Horison Resort по путевке на оздоровительный тур в соответствии с кодом ОКУН 061201 (расшифровка кодов Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), принятого и введенного Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163), что подтверждается туристической путевкой N 00102, выданной туристической компанией ООО «Классика-Тур» (документ прилагается), по его мнению, относится к услугам, оказываемым оздоровительными учреждениями. То, что гостиницы (отели) могут являться оздоровительными учреждениями, подтверждается директивой первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 8 апреля 2002 г. N 205/2/146, в п. 4 которой содержится указание на осуществление оплаты отдыха за границей на объектах оздоровительного назначения гостиничного типа. В письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 ноября 2007 г. N 32262/МЗ-14 указано, что оздоровительные организации в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст, могут быть созданы в виде пансионатов, домов отдыха, заповедников, спортивно-оздоровительных организаций и в иных формах, которые не относятся к организациям здравоохранения, осуществляющим свою деятельность на основании лицензии на медицинскую деятельность. В связи с тем что при поездке на курорт истец не получал воинские перевозочные документы, а билеты приобретены за счет личных денежных средств, исходя из анализа приведенных выше правовых норм можно сделать вывод, что ему положено возмещение расходов на оплату проезда при следовании дочери в оздоровительное учреждение и обратно по фактически произведенным затратам. В ходе производства по делу истец требования уточнил и просил суд признать отказ военного комиссариата Чувашской Республики в оплате стоимости проезда неправомерным и взыскать с ответчика в его пользу понесенные расходы по оплате проезда дочери в сумме 16329 руб. В судебном заседании истец свои требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что, поскольку его дочь является студенткой дневного отделения вуза, расходы на приобретение путевки, проезд к месту отдыха в Египет и обратно фактически понесены им, поэтому он является истцом по делу. Представитель ответчика военного комиссариата Чувашской Республики Е. исковые требования не признал, указывая на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска. Е. пояснил, что организация туристических поездок военнослужащих за границу осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, а путевка в Египет была приобретена истцом самостоятельно. Кроме того, нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации предусмотрена оплата проезда совершеннолетних детей военнослужащих лишь к месту санаторно-курортного лечения и обратно, а оздоровление детей военнослужащих в возрасте от 6 до 18 лет осуществляется в оздоровительных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации. Суд, заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, пришел к следующему выводу. Материалами гражданского дела установлено, что истец как офицер, уволенный по возрасту из Вооруженных Сил Российской Федерации, состоит на пенсионном обеспечении в военном комиссариате Чувашской Республики. Как видно из представленных документов, дочь истца, являющаяся студенткой дневного отделения экономического факультета Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, по приобретенной ею в ООО «Классика-Тур» туристической путевке выезжала в Египет, в г. Хургада, отель Montillon Grand Horison Resort, в период с 6 августа 2010 г. по 15 августа 2010 г. Стоимость проезда в соответствии с данными справки о стоимости авиаперелета и железнодорожными билетами составляет: 11396 руб. (стоимость авиаперелета Москва — Хургада (Египет) — Москва); 1477 руб. (стоимость железнодорожных билетов Чебоксары — Москва), 3456 руб. (стоимость железнодорожных билетов Москва — Чебоксары), всего 16329 руб. В Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» используются следующие понятия: — отдых детей и их оздоровление — совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований; — организации отдыха детей и их оздоровления — детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и др.), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления. В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более — вне зависимости от основания увольнения и члены их семей не более одного раза в год обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). В соответствии с п. 5 ст. 20 названного Закона указанные выше офицеры имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения. В соответствии с п. 9 названной статьи расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Закона Правительством Российской Федерации было издано Постановление от 20 апреля 2000 г. N 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества», которым закреплено положение о возмещении Министерством обороны Российской Федерации расходов, связанных с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом офицеров, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более — независимо от основания увольнения, на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год), а также членов их семей при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год). Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 8 июня 2000 г. N 300, которым военным комиссарам предписано возмещать военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества, расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов, после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозу в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей (близких родственников). Организация туристских поездок за границу военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 октября 2001 г. N 405. Данным Приказом компетентным должностным лицам Министерства обороны Российской Федерации, в том числе военным комиссарам, предписано обеспечить организацию туристских поездок за границу военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, офицеров, прапорщиков, мичманов, уволенных с военной службы, членов их семей и курсантов военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации, имеющих в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на организованный отдых на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации, по льготной оплате стоимости путевок, а также лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации через туристические организации. Начальнику тыла Вооруженных Сил Российской Федерации предписано до 1 декабря 2009 г. обеспечить определение туристических организаций, оказывающих услуги по направлению в туристские поездки за границу лиц, имеющих на это право, утверждать ежегодно план зарубежных туристских поездок таких лиц и план распределения туристских путевок для поездок за границу между видами Вооруженных Сил Российской Федерации, военными округами, флотами, родами войск, главными и центральными управлениями Министерства обороны Российской Федерации; представлять совместно с заместителем Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе ежегодно в декабре текущего года предложения о программе зарубежных туристских поездок личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в наступающем году и объеме финансовых средств, необходимых для реализации этой программы. Из анализа изложенного Приказа следует, что выезд в туристические поездки за границу лиц, имеющих на это право в соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», должен быть организован структурами Министерства обороны Российской Федерации согласно программам зарубежных туристических поездок и в пределах выделенных на эти цели бюджетных средств. Однако, как следует из объяснений сторон, путевка на отдых дочери истцом была приобретена самостоятельно и агентство «Классика-Тур», где была приобретена путевка, не относится к туристским организациям, участвующим в реализации программы зарубежных туристских поездок личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. Критерием отнесения приобретаемой путевки к подпадающей под действие ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» по смыслу указанной нормы является ее направленность на оздоровление, т. е. учреждение, в которое направляется военнослужащий или член его семьи, должно являться санаторно-курортным либо оздоровительным или иметь смешанный профиль деятельности. Однако истцом суду не представлено доказательств того, что путевка в туристский отель Montillon Grand Horison Resort, кроме проживания и питания, предусматривала какие-либо лечебно-оздоровительные программы. Ссылка истца на то, что путевка, по которой выезжала в Египет его дочь, является оздоровительной в соответствии с кодом ОКУД 061201, не может быть принята во внимание, поскольку вышеназванный отель находится на территории другого государства, где Постановление Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163 об утверждении Общероссийского классификатора услуг населению и другие нормативные акты Российской Федерации в соответствии с положениями ст. 4 Конституции Российской Федерации не действуют. Кроме того, само по себе название «оздоровительный тур» не свидетельствует о наличии в составе этого туристического продукта лечебно-оздоровительных программ и мероприятий. В детские оздоровительные лагеря при отсутствии медицинских противопоказаний направляются в возрасте от 6 до 18 лет <1> во время школьных каникул, но не более одного раза в год, дети, родителями которых являются: ——————————— <1> Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 июня 2009 г. N 500 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации отдыха и оздоровления детей в детских оздоровительных лагерях и пансионатах Министерства обороны Российской Федерации».
— военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 г., а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования); — офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более — вне зависимости от основания увольнения; — лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (в порядке и на условиях, которые определяются соглашением с Федерацией профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации); — иные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с вышеназванным Приказом Министра обороны Российской Федерации в детских оздоровительных лагерях и пансионатах Министерства обороны Российской Федерации организуется отдых и оздоровление детей военнослужащих от 6 до 18 лет. Совершеннолетним же детям военнослужащих такое право не предоставлено. Таким образом, правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется. Суд решил: в удовлетворении исковых требований К. к военному комиссариату Чувашской Республики о признании отказа военного комиссариата Чувашской Республики в оплате стоимости проезда незаконным и взыскании расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха отказать в полном объеме.
——————————————————————