Возможно ли военнослужащему осуществлять уход за ребенком по болезни в то время, когда его жена работает в коммерческой организации?

(Стренина Е. А.)

(«Право в Вооруженных Силах», N 12, 2002)

ВОЗМОЖНО ЛИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕМУ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ

УХОД ЗА РЕБЕНКОМ ПО БОЛЕЗНИ В ТО ВРЕМЯ, КОГДА ЕГО ЖЕНА

РАБОТАЕТ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ?

Е. А. СТРЕНИНА

Е. А. Стренина, старший лейтенант юстиции, юрисконсульт Управления ФСБ России.

Конституция Российской Федерации закрепляет, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (ч. ч. 1, 2 ст. 38). Забота может выражаться и в необходимости ухода за больным членом семьи. Рассмотрим, как законодательно урегулирован данный вопрос и как применяются правовые нормы в отношении военнослужащих.

Льготы, гарантии и компенсации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства на основании п. 9 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» распространяются на военнослужащих — женщин и военнослужащих, воспитывающих детей без отца (матери).

На указанную категорию лиц распространяются нормы Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан:

«Государство берет на себя заботу об охране здоровья членов семьи.

Одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности» (абз. 1, 5 ст. 22).

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19 октября 1994 г. N 206 и Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19 октября 1994 г. N 21 (Приказ ФСК России от 13 декабря 1994 г. N 472) листок нетрудоспособности (хотя, по мнению автора, использование слова «нетрудоспособность» в данном случае не совсем оправданно) по уходу за больным выдается лечащим врачом одному из членов семьи (опекуну), непосредственно осуществляющему уход.

Листки нетрудоспособности должны быть оформлены в соответствии с Порядком оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность (приложение N 4 к Приказу Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 13 января 1995 г. N 5).

В органах федеральной службы безопасности выдача листков нетрудоспособности (или листков освобождения от исполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности) регулируется Инструкцией о порядке освобождения военнослужащих органов федеральной службы безопасности от исполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, утвержденной Приказом ФСБ России от 4 июля 1996 г. N 341. Листок нетрудоспособности может являться основанием не только для освобождения военнослужащих от исполнения обязанностей военной службы, но и для решения вопросов о выплате им установленных надбавок к должностным окладам.

Порядок выдачи листка освобождения от службы по уходу за больным членом семьи военнослужащим внутренних войск МВД России регулируется Инструкцией о порядке освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск (приложение N 3 к Приказу МВД России от 14 июля 1993 г. N 335).

Листок нетрудоспособности по уходу за больным выдается военнослужащему, являющемуся одним из членов семьи (опекуном), непосредственно осуществляющему уход:

— за взрослым членом семьи и больным подростком старше 15 лет, получающим лечение в амбулаторно — поликлинических условиях, сроком до 3 дней, по решению клинико — экспертной комиссии — до 7 дней;

— за ребенком до семи лет при амбулаторном лечении — на весь период острого заболевания или до наступления ремиссии при обострении хронического заболевания; за ребенком старше 7 лет — на срок до 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока;

— за ребенком до 7 лет при стационарном лечении — на весь срок лечения, старше 7 лет — после заключения клинико — экспертной комиссии о необходимости осуществления ухода;

— за детьми до 15 лет, инфицированными вирусом иммунодефицита, страдающими тяжелыми заболеваниями крови, злокачественными новообразованиями, ожогами, — на весь период пребывания в стационаре;

— за детьми, проживающими в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированными и переселенными из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, а также за детьми первого и последующих поколений следующих категорий граждан: участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1986 — 1987 гг., лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, и инвалидов, у которых установлена причинная связь заболевания с последствиями радиационного воздействия, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) из зоны отчуждения, работающих в зоне отчуждения, а также участников ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк», лиц, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча, эвакуированных, а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая тех, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, — родившимися после радиоактивного облучения одного из родителей, — на все время болезни (включая время болезни ребенка в период пребывания с ним в санаторно — курортном учреждении);

— за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком — инвалидом в возрасте до 16 лет, в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком.

При одновременном заболевании двух и более детей выдается один листок нетрудоспособности по уходу.

При разновременном заболевании двух детей листок нетрудоспособности по уходу за другим ребенком выдается после закрытия первого документа без зачета дней, совпавших с днями освобождения от работы по первому листку нетрудоспособности.

В период, не требующий освобождения матери от работы (очередной или дополнительный отпуск, отпуск по беременности и родам, отпуск без сохранения содержания, выходные или праздничные дни и др.), листок нетрудоспособности по уходу выдается со дня, когда она должна приступить к работе, без учета дней от начала заболевания ребенка.

Листки нетрудоспособности не выдаются по уходу за хроническими больными в период ремиссии, а также в период очередного и дополнительного отпуска, в период отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком.

В Вооруженных Силах Российской Федерации вопрос освобождения военнослужащих от исполнения служебных обязанностей по уходу за больным членом семьи законодательно не урегулирован. В ситуации, когда жена военнослужащего работает и не может осуществлять уход за больным членом семьи, военнослужащий имеет право ходатайствовать о предоставлении ему дополнительного отпуска по личным обстоятельствам в соответствии с подп. «в» п. 11 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы. Такой отпуск предоставляется на срок до 10 суток по решению командира воинской части. Отрицательная сторона такого способа осуществлять уход за больным ребенком заключается в том, что предоставление отпуска связано с волеизъявлением командира (начальника). Также дополнительный отпуск по личным обстоятельствам предоставляется в случае тяжелого состояния здоровья сына, дочери, супруга, отца, матери, родных брата или сестры, отца, матери супруга или лица, на воспитании которого находился военнослужащий. Указанные отпуска предоставляются в случае документального подтверждения обстоятельств.

Для внесения ясности по данному вопросу, а также в целях обеспечения наиболее полной реализации военнослужащими своих прав существует необходимость принятия соответствующих норм на федеральном либо на ведомственном уровне.

——————————————————————