Семь смертных грехов: что в них входит и почему
Понятие смертного греха существует практически в каждой конфессии, будь то православие, католицизм или разновидности протестантских учений. При этом нужно отметить, что развитие теоретического учения про 7 смертных грехов происходило постепенно и не было дано с Новым Заветом.
Некоторые основы учения
Для того чтобы не путаться, расставим некоторые ориентиры. Итак, в Ветхом Завете присутствовало десять основных заповедей. Они носили запретительный характер (не убий, не укради и подобное), то есть говорили, как не нужно делать.
Новый Завет привносит заповеди блаженства, которые Иисус даёт на Нагорной проповеди, эти заповеди имеют во многом более глубокий (по сравнению с запретительным) смысл и говорят о надежде для верующих (плачущие — возрадуются, алчущие — насытятся и подобное) и не только предписаниях для земной жизни, но и о мире горнем (кроткие — узрят Господа, гонимые — получат Царство Небесное) как ориентире для жизни верующего.
Теория смертных грехов
Таким образом в Новом Завете смертные грехи практически не упоминаются, только в одном из апостольских посланий, откуда по цитате и идёт название. В одной из фраз грехи классифицируются на: «не к смерти» и «к смерти».
Понятное дело, что речь идет о смерти духовной. Хотя, конечно, указанные грехи нередко способствуют и физической гибели человека.
Собственно, эти грехи считаются основой всех пороков:
- зависть;
- гнев;
- похоть;
- праздность;
- чревоугодие;
- жадность;
- гордыня.
Нередко в качестве основных рассматриваются гордость и жадность, но подобное условно. Также нередко каждый человек рассматривается склонным к какому-либо греху особенно.
Теорию этих пороков активно развивали подвижники-пустынники и другие праведники. Количество в разных источниках может различаться. К примеру, может быть 7-8 грехов или меньше. Тем не менее, в основных практически все источники сходятся.
Считается, что к грехам активно подталкивает не только человеческая слабость и греховность, но и бесы, которые хотят чтобы люди невели праведную жизнь. Бороться с грехами (и, соответственно, с бесами) помогают добродетели, то есть положительные интенции, которые человек может в себе развивать, как противоположность пороку: доброта, терпение, целомудрие, трудолюбие, аскетизм, щедрость, смирение.
Интересно, например, что, если гордыня считается основным грехом, из которого идут остальные, то смирение (противоположность гордыни) как правило, считается основной добродетелью.