Рекомендации семинара-совещания «О проблемах и перспективах реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства и роли органов местного самоуправления в ее осуществлении» (Омск, 15 ноября 2006 г.)
(Редакционный материал)
(«Государственная власть и местное самоуправление», 2007, N 1)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
КОМИТЕТ ПО ВОПРОСАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
КОМИТЕТ ПО ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВУ
И НАУКОЕМКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕКОМЕНДАЦИИ
СЕМИНАРА-СОВЕЩАНИЯ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ — ЧЛЕНОВ
КОМИТЕТОВ ПО ВОПРОСАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ПО
ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВУ И НАУКОЕМКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ,
ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ,
ПРАВИТЕЛЬСТВА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, РУКОВОДИТЕЛЕЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ТЕМУ:
«О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМЫ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И РОЛИ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ»
г. Омск
15 ноября 2006 г.
Участники семинара-совещания отмечают, что наметился поворот в жилищно-коммунальной сфере от административных методов управления к рыночным механизмам. В целях социальной защиты граждан внедрен механизм предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, который позволил поддержать малоимущие слои населения.
Однако коренных изменений в отрасли не произошло. Это самая неразгосударствленная отрасль экономики Российской Федерации, что в значительной мере зависит от наличия ряда пробелов в законодательстве.
Необходимо ускорить работу по созданию товариществ собственников жилья, обеспечив конкуренцию обслуживающих их фирм. С введением в действие с 1 января 2007 года статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 189-ФЗ) собственники жилья должны определиться со способом управления многоквартирным жилым домом. В случае если собственники жилья не выбрали способ управления многоквартирным жилым домом, органы местного самоуправления должны до 1 июля 2007 года провести открытые конкурсы по отбору управляющих компаний. Это означает, что в середине отопительного сезона будет меняться форма управления многоквартирным жилым домом и все договорные отношения, в том числе с энергоснабжающими организациями. Наряду с этим размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных жилых домах, находящихся в ветхом (аварийном) состоянии, будет значительно выше платы, рассчитанной для домов, находящихся в лучшем техническом состоянии.
В целях преодоления вышеназванных и иных негативных тенденций необходимо внесение изменений в жилищное законодательство, предусматривающих продление на один год реализации статьи 18 Федерального закона N 189-ФЗ, осуществление дополнительного финансирования из федерального бюджета для инвентаризации технического состояния жилищного фонда, регистрации права собственности, аудита тарифов на жилищно-коммунальные услуги и проведения капитального ремонта жилищного фонда до передачи его в управление собственникам жилья.
Совершенствование законодательства в целях решения существующих проблем при реализации реформы жилищно-коммунального комплекса осуществляется и по другим направлениям.
Государственной Думой приняты в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» и проект Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», Правительством Российской Федерации в Государственную Думу внесены другие проекты федеральных законов.
Указанные законопроекты направлены на устранение административных барьеров в целях увеличения объемов жилищного строительства, а также на совершенствование механизмов вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков и недвижимости для жилищного строительства. Вместе с тем они не решают существующую проблему многочисленных согласований при проведении землеустройства.
Участники семинара-совещания отмечают наличие ряда существенных проблем, связанных с предоставлением земельных участков, обеспечением земельных участков инженерной инфраструктурой.
Для строительства объектов инфраструктуры необходим выбор земельного участка для строительства. Помимо того что большое число согласований при выборе земельного участка установлено федеральными законами, органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления устанавливают дополнительные согласующие инстанции. В результате сроки предоставления земельных участков затягиваются.
В связи с этим требует скорейшей подготовки проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части совершенствования процедуры выбора и предоставления земельных участков для строительства. Изменения в законодательство в этой сфере в первую очередь должны быть направлены на установление максимально прозрачных процедур и сокращение сроков предоставления земельных участков для строительства в увязке с нормами законодательства о градостроительной деятельности.
В целях жилищного строительства необходимо вовлекать в оборот неиспользуемые федеральные земли, предоставленные государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям. Это является значительным резервом для увеличения объемов жилищного строительства.
Для решения данной проблемы необходимо внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и в статью 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в части установления механизма передачи неиспользуемых земельных участков в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Участники семинара-совещания отмечают, что важнейшей проблемой является обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой. В 2006 — 2009 годах предусматривается выделение 19,3 млрд. рублей в виде субсидий на реализацию подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» Федеральной целевой программы «Жилище».
Вместе с тем в ходе практической реализации указанной подпрограммы выявлен ряд трудностей, которые не позволяют обеспечить заданный уровень федеральной поддержки регионов в решении задач жилищного строительства.
Основной причиной этого послужили внесенные в Федеральную целевую программу «Жилище» изменения, отменившие право получения кредитов на строительство коммунальной инфраструктуры организациями коммунального комплекса и застройщиками. Кроме того, существующая нормативно-правовая база не учитывает, что дотационные субъекты Российской Федерации не могут воспользоваться федеральными гарантиями, так как не обладают достаточным залоговым обеспечением, а субъекты Российской Федерации — доноры могут привлечь кредитные ресурсы без федеральных гарантий.
В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство страны продолжает находиться в кризисном состоянии, его работа малоэффективна. Финансовое состояние организаций жилищно-коммунального комплекса продолжает ухудшаться, более 60 процентов организаций убыточны, убытки составляют более 52 млрд. рублей. Суммарная кредиторская задолженность достигла к 2006 году 325 млрд. рублей, дебиторская — 277 млрд. рублей.
Для решения указанных проблем в 2006 — 2009 годах предусматривается выделение 21,7 млрд. рублей на государственную поддержку субъектов Российской Федерации в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры».
Участники семинара-совещания отмечают, что увеличение объемов жилищного строительства существенно сдерживается отсутствием утвержденных генеральных планов городов и иных документов территориального планирования.
Основными проблемами, препятствующими разработке и утверждению документов территориального планирования, являются недостаточность собственных бюджетных средств муниципальных образований, отсутствие в ряде субъектов Российской Федерации современной топографической съемки территорий муниципальных образований, отсутствие нормативной правовой базы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, необходимой для реализации Градостроительного кодекса Российской Федерации, дефицит квалифицированных специалистов по территориальному планированию, отсутствие программ по переподготовке кадров в области градостроительства для специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Наряду с мерами по увеличению объемов строительства необходимо развивать ипотечное жилищное кредитование. В настоящее время институт ипотеки не начал действовать в полной мере. Так, в 2005 году по ипотеке приобретено менее 3 процентов квартир.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления необходимо активизировать работу по развитию системы ипотечного кредитования и обеспечить увеличение объемов выдаваемых кредитов. Кроме того, важно одновременно развивать иные формы жилищного кредитования с использованием для строительства жилья средств паевых инвестиционных фондов, строительных сберегательных касс, жилищных накопительных кооперативов.
Участники совещания-семинара считают необходимым рекомендовать:
1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1.1. Обеспечить приоритетное рассмотрение проектов Федеральных законов:
— N 317064-4 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»;
— N 330901-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования проведения землеустройства»;
— N 322152-4 «О государственном кадастре недвижимости» при подготовке ко второму чтению предусмотреть внесение изменений в Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» в части установления исчерпывающего перечня оснований для отказа и приостановления государственного кадастрового учета земельного участка.
1.2. Предусмотреть в проектах Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2007 год» и «О федеральном бюджете на 2008 год» средства на софинансирование расходов региональных и местных бюджетов по:
— описанию границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства;
— учету, инвентаризации, оформлению технической документации на земельные участки и муниципальное имущество;
— проведению капитального ремонта муниципального жилого фонда, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований;
— профессиональной подготовке и повышению квалификации специалистов по территориальному планированию (включая введение официально установленной специальности архитектор-градостроитель).
2. Правительству Российской Федерации:
2.1. В кратчайшие сроки принять нормативные правовые акты, необходимые для реализации федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, Федеральной целевой программы «Жилище» и входящих в ее состав подпрограмм и мероприятий, а также разработать подпрограмму по капитальному ремонту, модернизации и реконструкции жилых домов.
2.2. Ускорить подготовку и внесение в Государственную Думы проектов Федеральных законов:
— о внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части установления порядка передачи земельных участков из государственной или муниципальной собственности в собственность Российской Федерации, собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность;
— о депозитарном учете закладных по ипотечным кредитам;
— о финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса;
— о технических регламентах по организации территорий, о размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, строений, сооружений.
3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления:
3.1. Ускорить принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации федеральных законов по формированию рынков доступного жилья, в том числе схем территориального планирования, генеральных планов, правил землепользования и застройки.
3.2. Разработать и утвердить в 2006 — 2007 годах региональные и муниципальные программы, направленные на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», включая подпрограммы по энергосбережению.
3.3. Активизировать деятельность по развитию инфраструктуры рынка ипотечного кредитования и увеличению объемов выдачи ипотечных жилищных кредитов в 2006 — 2007 годах.
——————————————————————