ООО (заемщик) и физическое лицо (заимодавец), не являющиеся взаимозависимыми лицами по п. 2 ст. 105.1 НК РФ, заключили договор беспроцентного займа. По условиям договора денежные средства могут поступать на расчетный счет заемщика как от заимодавца, так и от третьих лиц. Возвращается заем путем выдачи наличных денежных средств заимодавцу из кассы ООО по расходному кассовому ордеру. В 2013 г. по договору было получено и возвращено 16 млн руб. Какие налоговые и административные риски возникают у ООО и физического лица?
Ответ: Налоговых последствий в связи с предоставлением физическим лицом юридическому лицу беспроцентного займа и последующим его возвратом не возникает. Административные риски могут возникнуть в случае, если расчеты по договору беспроцентного займа осуществлялись наличными денежными средствами с нарушением установленного порядка работы с денежной наличностью.
Обоснование: Отношения сторон по договору займа регулируются положениями Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 807 которого предусмотрено, что по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
Форма удостоверения такой передачи гражданским законодательством не установлена, следовательно, это обстоятельство может подтверждаться любыми документами, из которых однозначно вытекает исключение вещей (денежных средств) из владения (собственности) заимодавца и, соответственно, их переход в собственность (владение) заемщика.
В силу принципа свободы договора стороны договора займа самостоятельно определяют способ и порядок исполнения заимодавцем обязательств по передаче денежных средств (основание: Апелляционное определение Московского областного суда от 23.04.2013 по делу N 33-8586/2013, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.03.2006 N А33-9679/05-Ф02-765/06-С1 по делу N А33-9679/05).
Таким образом, поступление денежных средств на счет заемщика не только от заимодавца, но и от третьих лиц не противоречит действующему законодательству и является одним из способов исполнения заимодавцем своих обязательств по передаче денежных средств заемщику.
Исходя из требований п. 1 ст. 161 и п. 1 ст. 808 ГК РФ, если одной из сторон договора займа является юридическое лицо, договор займа должен быть заключен в письменной форме.
Исходя из положений ст. 809 ГК РФ договор займа может быть как процентным, так и беспроцентным.
В силу ст. 861 ГК РФ расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке.
Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 861 ГК РФ).
В соответствии с Указанием Банка России от 20.06.2007 N 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» (далее — Указание) предельный размер расчетов наличными денежными средствами в рамках одного договора, заключенного между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, установлен в размере 100 000 руб.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы за проданные ими товары, выполненные ими работы и оказанные ими услуги, а также страховые премии на заработную плату, иные выплаты работникам (в том числе социального характера), стипендии, командировочные расходы, на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг, выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц с учетом положений п. 1 Указания.
Так как из вопроса не ясно, связано ли предоставление физическим лицом займа в пользу ООО с осуществлением этим физическим лицом предпринимательской деятельности, необходимо отметить, что, в случае если предоставление физическим лицом займа в пользу ООО было связано с осуществлением этим физическим лицом предпринимательской деятельности, расчет наличными денежными средствами в рамках рассматриваемого договора в размере, превышающем 100 000 руб., производить было недопустимо.
За нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами сверх установленных размеров, ч. 1 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. Указанное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб., на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.
Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов (п. 3 ст. 861 ГК РФ).
Кроме того, возврат займа наличными денежными средствами из кассы может быть неправомерен, если источник поступления средств упомянут в п. 2 Указаний. Для данной цели деньги должны быть получены из других источников, в частности сняты с расчетного счета.
В отношении налоговых последствий рассматриваемой сделки сообщаем следующее.
На основании ст. 41 Налогового кодекса РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» и 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
При этом на основании п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц для указанной категории налогоплательщиков признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации (ст. 209 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
При этом положениями гл. 23 НК РФ не установлен порядок определения материальной выгоды в связи с неполучением физическим лицом процентов по предоставленному им беспроцентному займу.
Кроме того, в Письме Минфина России от 21.01.2013 N 03-04-05/4-44 разъяснено, что обложению налогом на доходы физических лиц подлежит только та сумма денежных средств, которая получена физическим лицом — заимодавцем в качестве превышения выданной этим физическим лицом организации-заемщику суммы займа. Сумма такого превышения является доходом (экономической выгодой) физического лица — заимодавца.
В соответствии с положениями гл. 25 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций, признаваемых налогоплательщиками данного налога на основании ст. 246 НК РФ, является прибыль, определяемая как сумма полученных российской организацией доходов, уменьшенных на величину произведенных этой организацией расходов.
При этом в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не подлежат учету доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам).
На основании п. 12 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде средств или иного имущества, которые направлены в погашение средств, полученных по договорам займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая долговые ценные бумаги).
При этом положениями гл. 25 НК РФ не установлен порядок определения выгоды и ее оценки при получении налогоплательщиком налога на прибыль беспроцентного займа.
В связи с этим согласно имеющимся разъяснениям Минфина России и УФНС России по г. Москве, а также сложившейся судебно-арбитражной практике материальная выгода, полученная организацией от пользования беспроцентным займом, для целей налогообложения прибыли не определяется и не учитывается (основание: Письма Минфина России от 02.04.2010 N 03-03-06/1/224, от 11.05.2012 N 03-03-06/1/239, от 18.04.2012 N 03-03-10/38, УФНС России по г. Москве от 22.12.2010 N 16-15/134823@, Постановления ФАС Поволжского округа от 25.11.2009 по делу N А55-6151/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.09.2007 N А33-3448/07-Ф02-6126/07 по делу N А33-3448/07).
Одновременно следует отметить, что в соответствии с требованиями ст. 5, пп. 4 п. 1 ст. 6 и пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон N 115-ФЗ) сделки, связанные с получением юридическим лицом беспроцентного займа на сумму 600 000 руб. и выше, подлежат контролю со стороны банка.
При этом, несмотря на наличие разъяснений, приведенных в Письме Банка России от 11.04.2006 N 12-1-3/804, о том, что, по мнению Банка России, исходя из буквального толкования пп. 4 п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ сделки по предоставлению беспроцентного займа физическим лицом юридическому лицу не подлежат контролю, даже если их стоимость превышает 600 000 руб., в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2010 N 07АП-1734/10 по делу N А03-16121/2009, оставленном без изменения Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 27.07.2010 по делу N А03-16121/2009, указано, что операции по предоставлению физическим лицом беспроцентного займа юридическому лицу относятся к категории операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с положениями Закона N 115-ФЗ (при этом ссылка на указанное Письмо Банка России несостоятельна, поскольку указанный документ не носит нормативного характера, является разъяснением по конкретному запросу и в установленном действующим законодательством порядке опубликован не был).
В связи с этим банк, скорее всего, осуществлял контроль за рассматриваемой сделкой и направлял соответствующую информацию в Росфинмониторинг (ст. 3, пп. 4 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента РФ от 13.06.2012 N 808).
Е. Н.Соколова
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
——————————————————————