Привлечение иностранной рабочей силы

(Конюшева Н.)

(«ЭЖ-Юрист», 2005, N 42)

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Н. КОНЮШЕВА

Конюшева Наталья, юрист.

Использование иностранных работников широко и прочно вошло в практику отечественного рынка труда. В то же время надлежащее оформление таких отношений имеет место в очень немногих случаях. Причины этого одни видят в недостаточной урегулированности этих отношений, а другие, напротив, — в чрезмерных административных барьерах.

Общий принцип применения норм трудового законодательства к иностранным гражданам и лицам без гражданства (ч. 4 ст. 11 ТК РФ) уточняется целым рядом нормативных актов. Это ФЗ от 25.07.2002 N 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее — Закон), Указ Президента РФ от 16.12.93 N 2146 «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы» (с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 29.04.94 N 847), Постановление Правительства РФ от 30.12.2002 N 941 «О порядке выдачи иностранным лицам и лицам без гражданства разрешения на работу».

Нормативное регулирование

Статьи 5, 30, 32 Закона говорят о том, что контроль за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ находится в ведении «федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальными органами». На практике указанными вопросами занимаются управления по делам миграции при УВД субъектов РФ.

Согласно ч. 4 ст. 13 Закона для того, чтобы нанять иностранного гражданина, работодатель (заказчик работ) обязан получить разрешение на привлечение иностранных граждан и разрешение на работу для привлекаемого иностранного гражданина.

Разрешение на привлечение иностранных граждан, в соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона, выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел или его территориальными органами только в том случае, если имеется заключение территориального органа федерального органа исполнительной власти, который занимается вопросами занятости населения. При его наличии работодатель подает ходатайство в органы внутренних дел о выдаче приглашения иностранному работнику (ч. 2 ст. 18 Закона).

Надо отметить, что количество приглашений на въезд в РФ иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности зависит от так называемых квот, количество которых ежегодно утверждается Правительством РФ (ч. 1 ст. 18 Закона).

Порядок же получения разрешения на работу предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 N 941. Согласно ст. 5 Постановления разрешение выдается при условии внесения в установленном порядке работодателем или заказчиком работ (услуг) средств, необходимых для обеспечения выезда каждого иностранного работника соответствующим видом транспорта из РФ. Денежные средства вносятся на специальный счет, который открывается органом внутренних дел. Кроме того, иностранный гражданин, временно проживающий на территории РФ, обязан осуществлять свою деятельность только в пределах того субъекта, где ему разрешено временное проживание.

Существуют определенные категории иностранных граждан, на которых вышеназванные положения не распространяются. Их перечень закреплен в ч. 4 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Необходимо также отметить, что ст. 18.10 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ как для работодателя (штраф в размере от 10 до 20 МРОТ), так и для работника — иностранного гражданина или лица без гражданства (штраф в размере от 5 до 10 МРОТ с административным выдворением за пределы РФ или без такового). Дела о таких административных правонарушениях согласно ст. 23.1 КоАП РФ рассматриваются судами.

Пороки практики

В то же время несовершенство законодательства, регулирующего данные отношения, привело к многократным нарушениям в этой сфере.

В первую очередь это связано со сроками получения разрешений. На практике на эту процедуру уходит до полугода. Как следствие, работодатель прибегает к «теневым» трудовым ресурсам, то есть использует труд лиц, которые находятся в нашей стране на нелегальном положении.

Также огромное количество правонарушений имеет место со стороны субъектов РФ. Субъекты Федерации имеют право принимать собственные нормативно-правовые акты, которые направлены на уточнение и детализацию порядка и условий привлечения к работе иностранных граждан, но не должны противоречить Закону.

На практике это правило далеко не всегда соблюдается, и субъекты выходят за пределы своей компетенции. Подобного рода нарушения зафиксированы в таких субъектах, как Адыгея, Дагестан, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Чеченская республики, в Краснодарском, Приморском краях и др. Так, в Чукотском автономном округе губернатор своим постановлением утвердил порядок въезда в округ иностранных граждан и лиц без гражданства, тогда как субъекту Федерации полномочия по регулированию данного вопроса не предоставлены (см.: Викторов И. С. Трудовое право. М., 2003. N 9).

Но дальше всех пошел такой субъект РФ, как город Москва. Постановлением Правительства Москвы N 615-ПП «О порядке привлечения и использования иностранных работников в городе Москве» иногородние работники, то есть граждане РФ, которые не проживают в городе Москве, были приравнены к иногородним гражданам и лицам без гражданства.

Кроме того, нередко встречаются такие нарушения, как: несоблюдение порядка выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы; порядок продления сроков на осуществление трудовой деятельности; осуществление иностранными работниками трудовой деятельности без оформления всех необходимых документов; выдача службами занятости согласований на привлечение и использование иностранной рабочей силы по тем профессиям, которые имеются в избытке на национальном рынке труда, и многое другое.

По мнению некоторых специалистов, решением данных проблем будут являться жесткие требования и штрафные санкции к работодателям, которые заставят последних соблюдать действующие законы по отношению к иностранцам (см.: Анисимов Л. Н. Трудовое право. М., 2005. N 5). Однако, как представляется, проблема намного глубже, и связана она с системным несовершенством действующего законодательства в сфере привлечения и использования иностранной рабочей силы.

——————————————————————