Организация, зарегистрированная как средство массовой информации и имеющая соответствующую лицензию, по договору с распространителем отгружает газету по подписке по каталожной цене, которая составляет 45% от отпускных цен розницы. Счета-фактуры организацией предъявляются на стоимость подписки по каталожным ценам. Оплату подписки распространитель производит по каталожным ценам. Обязана ли организация доначислить доход согласно ст. 40 НК РФ по отгруженным газетам по подписке распространителем, так как разница в цене составляет более 20%, в случае если распространитель уплачивает только каталожную цену, а на стоимость доставки подписки, которая составляет 55% рыночной стоимости отгруженных газет, счета-фактуры организация не представляет?

Ответ: Статьей 40 Налогового кодекса РФ устанавливаются принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения. При этом п. 1 ст. 40 НК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Пунктом 2 ст. 40 НК РФ установлено, что налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в случаях, установленных данным пунктом. В том числе в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

В соответствии с п. 4 ст. 40 НК РФ рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Учитывая, что организация реализует идентичный товар — газету в розницу — и по подписке, при этом разница между розничной и каталожной ценой составляет более 20%, можно сделать вывод, что в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары.

В то же время при возникновении этих условий налоговый орган должен учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. п. 4 — 11 ст. 40 НК РФ. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки.

Также п. 9 ст. 40 НК РФ установлено, что при определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

Пункт 1 ст. 11 НК РФ указывает, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Пунктом 2 Правил распространения периодических печатных изданий по подписке, утвержденных Постановлением Правительство РФ от 01.11.2001 N 759 (далее — Правила), установлены понятия, используемые для целей данных Правил:

редакции, издатели — организации независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере изготовления периодических печатных изданий;

распространитель периодических печатных изданий по договору подписки — редакция или издатель, выполняющие функции по распространению периодических печатных изданий, другая организация или индивидуальный предприниматель, выполняющие функции по распространению указанных изданий на основании договора с редакцией, издателем или на иных законных основаниях;

подписка на периодические печатные издания — форма распространения периодических печатных изданий, включающая в себя ряд технологических операций, в том числе прием подписки на указанные издания, и, если это предусмотрено в договоре подписки, их доставка.

Пунктом 3 Правил установлено, что договор подписки на периодическое печатное издание заключается подписчиком с распространителем.

Цена подписки экземпляра (экземпляров) периодического печатного издания складывается из цены экземпляра (экземпляров) этого издания, выпускаемого в течение указанного в договоре подписного периода, и цены услуг по оформлению и исполнению договора подписки, в том числе цены доставки периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки.

Учитывая, что 55% цены подписки — это стоимость доставки периодического печатного издания подписчику, то 45% каталожной цены будет составлять цена экземпляра этой газеты, следовательно, в данном случае розничная и каталожная цена находятся в несопоставимых условиях, что в соответствии с п. 9 ст. 40 НК РФ должно учитываться при определении рыночных цен.

Таким образом, при реализации газеты по каталожным ценам распространителю организация не должна доначислять доход, рассчитанный исходя из применения рыночных цен.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

30.11.2007

——————————————————————