Оправдание Ницше, или Интеллектуальный роман
(Пригодич В. (Гречишкин С. С.))
(«История государства и права», 2009, N 15)
ОПРАВДАНИЕ НИЦШЕ, ИЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РОМАН
В. ПРИГОДИЧ (С. С. ГРЕЧИШКИН)
Пригодич Василий (Гречишкин Сергей Сергеевич), член Союза российских писателей, Союза писателей Санкт-Петербурга, Международного ПЕН-клуба, Русского ПЕН-центра.
В статье раскрывается подлинный смысл некоторых положений творчества Ф. Ницше, что нашло свое отражение и в монографии Ф. А. Крахоткина «Учение о государстве и праве Ф. Ницше».
Фридрих Вильгельм Ницше (1844 — 1900) оказал многоаспектное воздействие на мировую культуру. Русская «ницшеана» включает такие блистательные имена, как Толстой, Владимир Соловьев, Василий Розанов, Андрей Белый, Блок, Бердяев, Лев Шестов, Сергей Франк (весьма краткий список). После 1917 г. Ницше был проклят и забыт, объявлен провозвестником нацизма, идеологом германской экспансии и фундатором фашистской идеологии. Все это ложь! В послевоенные годы в мире (позднее и у нас) начался процесс «денацификации» Ницше. Автор вносит свою лепту в эту копилку. Два примера. В СССР недобросовестные или просто малограмотные пропагандисты пугали ницшевской «белокурой бестией». Автор исследования суховато констатирует: этот термин придумал английский аристократ Хьюстон Чемберлен (1855 — 1927), ставший натуральным агрессивным «певцом» германского милитаризма, национализма, спесивого превосходства над всеми народами, нацизма. В СССР «белокурая бестия» трактовалась незамысловато: фашистский солдат в каске и с автоматом наступает на лицо ребенку.
Ницше многократно употребляет это словосочетание. Но как, в каком значении? Автор приводит примечательную цитату из работы Ницше «К генеалогии морали» (1877): «Белокурые бестии» — это римская, арабская, германская, японская знать, гомеровские герои, скандинавские викинги… все они схожи друг с другом» (С. 79). Все это весьма далеко от плакатно-трафаретных недобрых и лживых банальностей. Кстати, кто-нибудь встречал когда-либо белокурых арабов и японцев?
«Сверхчеловек». Кто это? Убийца с ножом в руке, фашистский выкормыш, творец вселенского зла? На самом деле сверхчеловек у Ницше (ни в коем случае не тиран, эксплуататор, диктатор и т. д.) — паладин Духа, носитель высочайшей культуры, творец истории, некий труднодостижимый (но вполне реальный) идеал, относящийся с печальной любовью ко всем, страдающий за всех. Автор тщательно исследует такие философемы (эссемы, термин философа Михаила Эпштейна) Ницше, как «Бог умер», «возвращение всего Того же Самого», «воля к власти» и др. Все это и сейчас актуально. Гимнастика ума, так скажем. Одновременно и своеобразный учебник жизни (что с нами было, что с нами будет).
Книга Ф. А. Крахоткина о Ницше написана живым, ярким, сочным, энергичным языком, она интересна, заманчива, увлекательна, читается на одном дыхании. Мастерская, щегольски выделанная научная проза. В работе глубоко выражена личность самого автора, чувствуется некая специфическая исповедальность текста. Ницше не только мыслитель, философ, но и величайший (наряду с Лютером и Гете) писатель, реформатор немецкого языка. Автор невольно следует поразительному, завораживающему, парадоксальному «извитию словес» «базельского затворника».
Стержень тома — оправдание Ницше. Замысел автора осуществлен полностью. А почему интеллектуальный роман? Потому, что это и есть интеллектуальный роман (термин Томаса Манна) с главным героем, с второстепенными персонажами (к примеру, маркиз де Сад и Достоевский) и четким сюжетом.
Содержание книги несравненно шире и глубже ее названия. Автор размышляет о философии истории, о нигилизме, о ницшевском гениальном противопоставлении культуры и государства, о блестящей безбожной эпохе Просвещения, о современных проблемах государствоведения и правопонимания и т. д. Работа чрезвычайно полезна юристам, философам, политологам, культурологам. Но не только. Книга для всех.
Читатель найдет в работе простые ответы на непростые вопросы: Кто виноват? Мы все. Что делать? Не то, что прикажут. Как пройти в библиотеку? Не надо туда ходить — опасно для жизни… Собеседники автора — Платон, Вольтер, Руссо, Достоевский, Освальд Шпенглер, Хайдеггер, Жюль Делез и иные учителя-наставники.
В последней четверти позапрошлого века Ницше провидчески возвестил о грядущих вселенских потрясениях и катастрофах, о грядущем (в отдаленной перспективе) крушении западного мира, европейской культуры. Прошлый век дал страшные примеры мгновенной гибели культуры. В работе «Злая мудрость» Ницше афористически (на века) сказал: «Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом». Ницше предсказал эти общественные катаклизмы на три столетия вперед. То есть не то что нам, нашим детям и внукам, но и отдаленным потомкам (мы даже грезить о них не можем; если они будут) придется страдать, воевать, терпеть лишения-унижения, мечтать о кончине на собственной постели. Ницше отнюдь не пугает, Ницше предупреждает. Люди никогда не верят гласам вопиющим истинных пророков, а это: библейские провидцы — Екклезиаст, Даниил, Иеремия, Откровение святого Иоанна Богослова, катрены Нострадамуса, мистические (увы, и практические) прозрения монаха Авеля и Серафима Саровского. И Ницше по праву и по делу занимает в этом величавом пантеоне одно из первых мест. Те пророки ничему нас не научили, прислушаемся «вполуха» к его страстному и нервному голосу.
Таким образом, книга Ф. А. Крахоткина «Учение о государстве и праве Ф. Ницше» — оригинальная монография, содержащая авторские суждения и выводы.
——————————————————————