Анализ элементов современного наркобизнеса как угрозы безопасности Российского государства

(Карнаухов С. С.)

(«Наркоконтроль», 2010, N 1)

АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО НАРКОБИЗНЕСА

КАК УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

С. С. КАРНАУХОВ

Карнаухов С. С., докторант Московского университета МВД России, кандидат юридических наук.

Государственную безопасность (безопасность государства) в наиболее полной описательной форме можно определить как самостоятельную функцию государства, состоящую в деятельности органов системы безопасности по выявлению, предупреждению и нейтрализации угроз, источником которых являются юридические конфликты, возникающие в результате борьбы за охраняемые государством правовые ценности с целью недопущения негативных последствий для их неприкосновенности.

Определение безопасности через синхронию, статику этого явления, обуславливающее понимание безопасности как «состояния защищенности» в конкретный момент времени, на наш взгляд, противоречит сущности и закономерностям функционирования социальной и правовой действительности. Безопасность, как и жизнь общества, это всегда динамика, процесс. Единственное, что отдаленно напоминает статику, так это стратегическая устойчивость государства. Но это вопрос, выходящий за рамки проблем безопасности.

Исходя из представленного подхода за пределами безопасности как функции государства и государственно-правового феномена остаются любые явления и процессы, источником которых не выступает юридический конфликт из-за обладания правовыми ценностями государства.

С этой позиции представляется возможным проанализировать современное состояние и тенденции наркобизнеса и сделать выводы об отношении данного явления либо к сфере безопасности, либо к другим областям государственной деятельности: правоохранительной, здравоохранению и пр.

Представляется, что главным, системообразующим элементом наркоситуации в России выступает катастрофическое ухудшение наркообстановки в Афганистане, хотя Россией и ее партнерами немало сделано для укрепления заслона на пути поставок героина так называемым Северным маршрутом в Российскую Федерацию. Сегодня наркоситуация в Афганистане фактически вышла из-под контроля официальных властей.

Несмотря на обширную риторику вокруг Афганистана и ответственности коалиции за борьбу с наркобизнесом в регионе, со всей очевидностью можно сделать вывод о том, что логика действий зарубежных правоохранительных органов, и в первую очередь коалиционных сил, направляемых США, свидетельствует о попустительстве наркотрафику, проходящему Северным маршрутом в Россию.

Это стратегический вопрос для нашей страны и для государств Европы. Колоссальный по своим масштабам транзит наркотиков в Российскую Федерацию усиливает потребление наркотиков и стимулирует рост общеуголовной преступности вдоль маршрутов его переброски. При этом в России оседает лишь часть того огромного потока героина, который идет по Северному маршруту, а часть попадает в другие страны, в том числе европейские государства.

Интенсивность наркотрафика привлекает серьезный международный криминал в сферу теневой наркоэкономики. В практику все шире входят так называемые бартерные сделки с наркотиками, когда преступные группировки, специализирующиеся на поставках синтетических наркотиков и кокаина в Европу и США, выходят на российскую и азиатскую организованную преступность с предложениями об обмене на синтетику и кокаин партий афганского героина, к которому те имеют легкий доступ в силу территориальной близости к месту его производства.

В результате фиксируется нарастающий процесс распространения синтетических наркотиков, в первую очередь стимуляторов амфетаминового ряда.

По оценкам экспертов ООН, потребление «синтетики» имеет тенденцию к выходу в перспективе на 2-е место в мире после каннабиса. Массовый «заброс» «синтетиков» на территорию России из государств Европы и Балтии не может не беспокоить. За последние три года география распространения данных наркотиков в Российской Федерации увеличилась в два раза.

Происходит резкое изменение структуры потребления «синтетики». Если раньше это традиционно были наркотики мегаполисов и успешных людей, своего рода аксессуар клубной и ночной жизни развлекательных кварталов, то сейчас синтетические наркотики изымаются буквально везде. Если в прошлом этот вид наркотиков производился в подпольных лабораториях нескольких Европейских государств (Бельгия, Голландия, Германия), то в настоящее время значительная доля производства синтетических наркотиков, поставляемых на постсоветское пространство и в скандинавские государства, приходится на Польшу и государства Балтии.

Данный процесс имеет все необходимые признаки целенаправленной деятельности. Поставки синтетических наркотиков негативно влияют на здоровье и потенциал нации, разрушают общественное сознание, психологические барьеры к их употреблению. Зачастую в средствах массовой информации, в том числе с экранов телевидения, обществу навязывается тезис, что с помощью особой таблетки можно снять стресс, скинуть вес, нормализовать сон, поднять настроение. Это целая инфраструктура и философия, по которой одна таблетка в ночном клубе — всего лишь безобидный элемент отдыха, но в итоге — наркозависимость и уход из нормальной социальной жизни.

Можно прогнозировать, что быстрое развитие синтетики способно в недалеком будущем полностью вытеснить наркотики растительного происхождения. Для их производства не нужно подходящих климатических условий, не нужен защищенный трафик и множество людей, его обеспечивающих, достаточно современной технологии и компактной, подчас мобильной, лаборатории.

Для нейтрализации синтетической угрозы уже сегодня нужны радикальные решения по контролю за оборотом прекурсоров и лабораторного оборудования. Необходимо идти по пути унификации законодательства в этой области. Но если росту незаконного оборота наркотиков сегодня препятствует достаточно развитое законодательство и во многом морально-этические нормы, то с прекурсорами ситуация складывается абсолютно обратная. С точки зрения обычного бизнеса продажа контрагентам прекурсоров не является ни противозаконной, ни аморальной. Здесь необходимо, чтобы каждый контрагент стоял на специализированном учете, а каждая сделка проверялась, как это делается в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ.

Еще один вопрос, требующий внимания в контексте обозначенной проблемы, — годами сложившаяся система контрабандных поставок кокаина из Латинской Америки в США и государства Европы, в которые наша страна была инфильтрована в последние годы.

Если в прошлом Россия не являлась страной, в которой отмечалось значительное потребление кокаина, то теперь его присутствие на рынке стремительно увеличивается, чему во многом способствует рост благосостояния российских граждан. Потребление кокаина становится синонимом успешности и элитарности.

Проникнув на российский наркорынок, зарубежные наркокартели принимают активные действия по его освоению.

В настоящее время отмечаемая активизация кокаиновых наркокартелей на российском направлении напрямую связана с деятельностью транснациональных преступных группировок, занимающихся контрабандой кокаина в государства Европы и США.

Анализ ситуации в этой сфере свидетельствует о том, что центры управления кокаиновыми поставками находятся за пределами России. Они активно используют нашу транспортную инфраструктуру, умело пользуются пробелами в технической оснащенности морских портов для организации поставок в Европу. Настоящим бедствием стало вовлечение экипажей морских судов, состоящих из граждан стран Содружества Независимых Государств, в транснациональный наркобизнес. Сегодня можно констатировать целую систему криминальной вербовки таких моряков для поставок наркотиков из Латинской Америки.

Также особого внимания требует создание поясов «финансовой безопасности». Ранее эта проблематика не поднималась вообще. Но сегодня фиксируются огромные транзакции денежных средств, полученных от незаконного оборота наркотических средств, в том числе на счета ближневосточной банковской системы. Очевидно, что доказать криминальное происхождение таких денег, прошедших через счета десятков банков, расположенных во многих странах мира, без тесной кооперации усилий и сотрудничества невозможно.

Осознание объективных реалий наркоситуации в России и мире позволяет констатировать, что наркобизнес — одна из основных угроз безопасности Российской Федерации, частично искусственно направляемой и стимулируемой различными структурами, заинтересованными в дестабилизации ситуации в нашей стране. При этом наркобизнес используется как инструмент для нанесения России максимального урона.

——————————————————————