Центры правовой информации для населения на базе муниципальных библиотек города Омска
(Вижевитова Т. А.) («Культура: управление, экономика, право», 2009, N 3)
ЦЕНТРЫ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК ГОРОДА ОМСКА
Т. А. ВИЖЕВИТОВА
Вижевитова Т. А., заместитель мэра города Омска, директор общегородской целевой программы «Повышение правовой культуры в городе Омске».
Практика города Омска дает основания полагать, что органы местного самоуправления способны внести ощутимый вклад в повышение правовой культуры населения на уровне муниципального образования. В 2006 г. принята общегородская целевая программа «Повышение правовой культуры в городе Омске» (2006 — 2010 годы) <1>. ——————————— <1> Решение Омского городского Совета от 1 марта 2006 г. N 335 «Об утверждении общегородской целевой программы «Повышение правовой культуры в городе Омске» (2006 — 2010 годы)» // Бюллетень Омского городского Совета. 2006. N 9.
Главная цель программы — создание условий для формирования правовой культуры граждан, системы непрерывного и последовательного правового образования, организации правового всеобуча, который бы охватил широкий круг слоев населения, с учетом их образовательных, профессиональных, возрастных и других социальных особенностей. Для достижения этой цели Администрацией города Омска реализуется комплекс мероприятий, направленных на: — правовое просвещение населения города Омска; — оказание бесплатной юридической помощи; — предоставление населению прямого доступа к нормативно-правовым актам всех уровней, оказание справочно-консультационных услуг. Важным этапом в реализации программы стало создание на базе муниципальных библиотек сети центров правовой информации для населения. При этом учитывалось, что общедоступные библиотеки обладают уникальными возможностями приобщения населения к правовым информационным ресурсам и способны сыграть ведущую роль в правовом просвещении и воспитании у жителей города Омска правового сознания и культуры. На сегодняшний день сеть состоит из пяти центров — по одному на каждый административный округ города Омска. Перед центрами правовой информации была поставлена задача — создание условий для свободного доступа омичей к правовой информации. Обслуживание в каждом из центров осуществляется на базе использования современных компьютерных технологий. Автоматизированные рабочие места для читателей обеспечивают бесплатный доступ к электронным правовым ресурсам. Пользователь может как получать нужную информацию при помощи библиографа-консультанта, так и самостоятельно работать с электронными носителями. Центры специализируются на бесплатном оказании библиотечно-библиографических услуг в правовой сфере, что обеспечивает гражданам доступ к социально значимой информации. Каждый обратившийся в библиотеку пользователь имеет возможность: — работать с информационно-правовыми системами; — сканировать и копировать фрагменты правовых документов; — пользоваться книгами, периодическими изданиями, компакт-дисками в режиме читального зала и абонемента; — посещать мероприятия правовой тематики; — получать консультации юриста, библиографа. Библиотеки предоставляют открытый доступ к периодическим изданиям, содержащим официальные документы и комментарии к ним, а также к собраниям правовой литературы из книжных фондов библиотек. Центры правовой информации обладают мобильным книжным фондом по всем отраслям права. Кроме того, через центры на бесплатной основе распространяются информационные справочники, методические материалы, листовки, изданные в рамках общегородской целевой программы «Повышение правовой культуры в городе Омске». Эти издания в простой и доступной форме отвечают на актуальные для населения правовые вопросы. Использование электронных ресурсов позволяет значительно повысить уровень оказания услуг населению. Их основу составляют справочные правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант», «Законодательство России», а также база данных «Свод законов Российской империи», специализированный фонд электронных дисков: «Архивное законодательство России», «Новое в жилищном законодательстве», «315 договоров на все случаи жизни» и др. Для удобства посетителей информация обо всех изданиях, пополнивших фонды центров правовой информации, отражается в электронном каталоге. С его помощью возможно осуществлять поиск как отдельных изданий, так и публикаций из периодики по любому набору поисковых элементов: названию, имени авторов, предметной рубрике, ключевым словам, месту издания и т. д. При необходимости можно сформировать и распечатать по запросу пользователей списки литературы, бюллетени новых поступлений. Электронный каталог содержит более 22 тысяч библиографических записей о документах правовой тематики. Жители города Омска, имеющие доступ к ресурсам Интернета, могут узнать о новой юридической литературе на сайте централизованной системы муниципальных библиотек. Там размещены: информационный бюллетень новых поступлений «Право. Юридические науки»; виртуальная выставка «Вы и Ваши права»; электронная полка, где представлены издания, выпущенные в рамках программы «Повышение правовой культуры в городе Омске»; информационная страница о новинках юридической литературы «Полезная книга». Немаловажную роль в работе центров правовой информации играет справочно-библиографическое обслуживание. Работа с гражданами в центрах правовой информации — это, по существу, совместный труд библиотекаря-консультанта и пользователя, в процессе которого посетители учатся пониманию языка права, усваивают определенную сумму правовых знаний и приобретают навыки применения на практике тех или иных законов для защиты своих интересов. Вместе с тем нередко у посетителей центров возникают такие проблемы, для решения которых необходима помощь квалифицированного юриста. Это случаи, когда недостаточно самостоятельного ознакомления с текстом закона. Изучая его, человек зачастую не в состоянии постичь все юридические тонкости, ему необходимо толкование, разъяснение смысла и содержания правовых норм. Для разрешения подобных ситуаций в центрах на постоянной основе проводятся консультации юристов, которые предоставляют и комментируют нормативно-правовую информацию, разъясняют возможные варианты решения правовых проблем, помогают найти выход из конкретной ситуации, оказывают помощь в составлении исковых заявлений и жалоб. Вопросы юристу можно задавать также на сайте централизованной системы библиотек города Омска. Здесь же в рубрике «Спрашивали — отвечаем» размещен архив ответов на вопросы, полученные по электронной почте. Тем, кто не имеет возможности прийти в библиотеку, специалисты дают информацию об услугах и ресурсах центров по телефону. Телефонная справочная служба выполняет запросы пользователей ежедневно. Услуги центров правовой информации востребованы населением города Омска. За 2008 г. ими воспользовались более 5000 граждан. Помимо консультационной деятельности центрами проводятся разнообразные мероприятия, направленные на правовое просвещение жителей города Омска. Например, в 2008 г. активно проводились тематические акции, рассчитанные на различные категории граждан. В начале 2008 г. с целью повышения правовой культуры избирателей центрами были организованы передвижные выставки «Выборы-2008», проведены обзоры литературы, беседы об основах избирательного законодательства. В апреле в муниципальных библиотеках города в сотрудничестве с военкоматами была проведена информационно-просветительская акция для школьников «Армейский призыв». В октябре прошла информационно-просветительская акция «Первая встреча с законом» с участием представителей инспекции по делам несовершеннолетних. Целью акции стало формирование нравственной позиции, повышение правовой культуры и юридической грамотности молодежи. Для школьников были проведены экскурсии по центрам правовой информации. Сотрудники библиотек познакомили их с литературой, представленной на книжных выставках, а также с ресурсами и поисковыми возможностями справочных правовых систем «Гарант» и «КонсультантПлюс». Осенью 2008 г. в центрах правовой информации прошел правовой марафон «Вы и ваше право», в рамках которого были проведены консультации юристов, презентации книг, обзоры, игры, викторины, оформлены книжные выставки. Обязательной составляющей повседневной работы центров является организация выставок по актуальной социально-правовой тематике, таких как «Вопрос к юристу», «Закон обо мне, мне — о законе», «Главные выборы России», «Имею право на семью», «Закон на защите детства», «История российских символов», «Жилищный кодекс: вопросы и ответы», «Права человека: защита и декларация» и других. Актуальные темы освещаются также с помощью информационных листовок: «Как распорядиться материнским капиталом», «Компенсации по вкладам: год 2008», «Индексация детских пособий», «Горячая линия по выборам», «17 февраля — День молодого избирателя», «Большой ремонт», «Электронная транспортная карта», «Защитить нарушенное право…», «Трудовая инспекция по Омской области информирует…» Данная работа направлена прежде всего на информирование отдельных категорий граждан об их правах, а также на повышение правовой грамотности жителей города Омска, основанное на принципах правового всеобуча. Центры правовой информации посещают различные категории населения: пенсионеров, студентов, частных предпринимателей и др. Своей популярностью у жителей города Омска центры во многом обязаны рекламным мероприятиям: — открытие каждого центра проводится в торжественной форме; — информация о ресурсах, услугах и графике работы центров размещается на сайте администрации города Омска; — материалы о создании и деятельности центров регулярно публикуются в печатных средствах массовой информации, а также по телевидению. В Омске центры стали дополнительным инструментом работы с гражданами, позволили осуществлять деятельность по повышению юридической грамотности на более качественном уровне, с использованием современных информационных технологий. Расширился спектр услуг, оказываемых населению, обновился фонд юридической литературы, появились новые точки доступа к электронным правовым ресурсам информационных правовых систем. Массовое информирование пользователей осуществляется также на специальных современных стендах. Бесплатно распространяются среди горожан методические материалы по актуальной правовой тематике. Для омичей, вне зависимости от места их жительства, возраста и уровня образования, центры стали авторитетным источником актуальной, доступной и бесплатной социально значимой информации о своих гражданских правах, возможностях и обязанностях. Для органов местного самоуправления центры служат эффективным каналом информационного обмена, позволяющим наладить доверительный диалог с гражданами и добиться получения обратной связи. В целом центры являются информационным посредником между властью и обществом, положительно влияют на формирование институтов гражданского общества, содействуют вовлечению граждан в общественную жизнь. Благодаря использованию потенциала муниципальных библиотек при реализации общегородской целевой программы «Повышение правовой культуры в городе Омске» созданы условия для формирования правовой культуры граждан, а также для организации правового всеобуча, который охватил широкие слои населения.
——————————————————————