Обеспечение общественной безопасности как направление деятельности российской полиции
(Конин В. Н.) («Административное право и процесс», 2013, N 1)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ
В. Н. КОНИН
Конин Василий Николаевич, начальник курса Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент, подполковник полиции.
В статье рассматриваются особенности существующей системы обеспечения общественной безопасности деятельности полиции в сфере обеспечения общественной безопасности, анализируется правовая основа деятельности полиции. В статье обозначаются основные приоритеты деятельности полиции в сфере обеспечения общественной безопасности, называются принципы, на которых основывается эта деятельность.
Ключевые слова: общественная безопасность, обеспечение общественной безопасности, полиция, угрозы общественной безопасности.
Ensuring public security as a direction of activities of the russian police V. N. Konin
The article considers peculiarities of the existing system of ensuring public security of police in the sphere of ensuring public security; analyzes legal basis for activity of police. The article notes fundamental priorities of activities of police in the sphere of ensuring public security, names the principles on which this activity is based.
Key words: public security, ensuring public security, police, menaces to public security.
В политике Российского государства одним из приоритетных направлений является задача создания условий для достойной жизни и свободного развития граждан. Достичь подобного без состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от общественно опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, пожарами, эпидемиями и иными чрезвычайными событиями, невозможно. В этой связи проблема обеспечения общественной безопасности привлекает к себе особое внимание. Экономическая нестабильность, межнациональные и религиозные конфликты, криминализация общества, эскалация насилия и жестокости, политический экстремизм и терроризм, коррупция в органах власти, разрушение привычных для россиян ценностных ориентиров, стереотипов поведения, норм морали и нравственности, износ средств производства и технологического оборудования, обусловливающий аварии, катастрофы, экологические бедствия, дорожно-транспортные происшествия, использование информационных технологий в целях дезориентации и дестабилизации общества, рост наркомании и др. негативно влияют на состояние обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» <1> внес изменения в круг субъектов российского права за счет реорганизации милиции в полицию. Обеспечение общественной безопасности названо законодателем в качестве одного из назначений российской полиции, становление которой явилось результатом модернизации и совершенствования деятельности системы органов внутренних дел. ——————————— <1> ФЗ от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900, N 27. Ст. 3880.
Современное государство остро нуждается в научно разработанной концепции обеспечения общественной безопасности российской полицией в свете новой модели взаимоотношений граждан и полиции — партнерства. Задача эта не из легких в условиях отсутствия доверия населения к правоохранительным органам, убежденности в неспособности обеспечения ими защиты от противоправных деяний, неэффективности деятельности правоохранительных органов в силу их разобщенности, наличия проблем правового, финансового, социального, ресурсного обеспечения. Для понимания особенностей существующей системы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации, внедрения новых инновационных технологий обеспечения безопасности личности, общества и государства необходимо исследование соответствующей деятельности полиции через призму нормативных предписаний административного права. Изучение существующих тенденций, противоречий общественного развития, угроз общественной безопасности, определение теоретического понятия общественной безопасности, скрининг организационно-правовых форм и методов деятельности полиции в сфере обеспечения общественной безопасности позволят разработать стратегию совершенствования системы обеспечения безопасности личности, общества и государства на длительный период, своевременно вносить изменения в законодательство в соответствии с возникающими или исчезающими угрозами, понять характер социальной трансформации российского общества. Деятельность полиции в сфере обеспечения общественной безопасности нацелена на создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов общественной безопасности в Российской Федерации от имеющихся и потенциальных угроз путем практической реализации требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, решений органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и координации деятельности общественных объединений и граждан в сфере обеспечения общественной безопасности. Деятельность полиции в сфере обеспечения общественной безопасности включает совокупность правовых и организационных мер по: — предупреждению угроз общественной безопасности в пределах своей компетенции; — адекватной реакции на возникновение угроз общественной безопасности; — ликвидации последствий проявления угроз общественной безопасности. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения общественной безопасности и определяющие полномочия субъектов в данной сфере. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции. Деятельность российской полиции в сфере обеспечения общественной безопасности предполагает: — оценку состояния общественной безопасности, прогнозирование тенденций ее развития; — выявление и оценку угроз объектам общественной безопасности; — развитие и поддержание сил и средств в состоянии, адекватном угрозам общественной безопасности; — упреждающую защиту личной и имущественной неприкосновенности, прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, обеспечение нормальной деятельности организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, а также объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций, принятие мер по восстановлению нарушенных прав и привлечение к ответственности лиц, совершивших противоправные деяния в отношении объектов общественной безопасности; — привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности. Основными приоритетами деятельности полиции в сфере обеспечения общественной безопасности являются: — обеспечение реализации и защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; — обеспечение охраны имущества физических и юридических лиц; — нейтрализация и устранение факторов, угрожающих общественной безопасности, укрепление правопорядка и формирование правовой культуры; — создание эффективной системы прогнозирования, предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации и ликвидации их последствий (в пределах своей компетенции). Согласно главе 2 Федерального закона N 3-ФЗ «О полиции» деятельность полиции в сфере обеспечения общественной безопасности основывается на следующих основных, исходных началах: — соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина; — законность; — беспристрастность; — открытость и публичность; — обеспечение общественного доверия и поддержки граждан; — взаимодействие и сотрудничество с государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями, должностными лицами и гражданами при выполнении возложенных на полицию обязанностей; — использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.
——————————————————————