Ступени роста регионального вуза культуры и искусств
(Кудрина Е. Л.)
(«Культура: управление, экономика, право», 2009, N 4)
СТУПЕНИ РОСТА РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Е. Л. КУДРИНА
Кудрина Е. Л., ректор Кемеровского государственного университета культуры и искусств, заслуженный работник культуры Российской Федерации, профессор, доктор педагогических наук.
В 60 — 70-е годы прошлого столетия появилось основное число вузов культуры и искусств в разных субъектах Российской Федерации, которые наряду с двумя головными вузами культуры, ныне Московским государственным университетом культуры и искусств и Санкт-Петербургским государственным университетом культуры и искусств, должны были обеспечить широкую сеть отечественных культпросветучреждений квалифицированными специалистами.
Когда 38 лет назад Министерством культуры РФ было принято решение об открытии в Кузбассе Кемеровского государственного института культуры, никто не мог подумать, что менее чем за полвека своего существования он станет центром культуры не только собственного региона. Вуз стал первым учебным заведением высшего профессионального образования в сфере культуры в Западной Сибири, готовящим кадры работников культуры для Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей и Красноярского края. А еще через несколько лет институт начал подготовку специалистов в области культуры для Хакасии, Якутии, Эвенкийского автономного округа и Горно-Алтайской автономной республики, с которыми много лет связан системой договорных отношений в области подготовки квалифицированных специалистов и методического обеспечения в рамках непрерывного художественного образования.
Первоначально в структуре вуза было всего два факультета: библиотечный и культурно-просветительной работы, где 25 преподавателей вели подготовку специалистов на двух специальностях. Но ректорат, преподаватели и сотрудники института планомерно и сознательно занимались поисками новых форм педагогической и научной деятельности, открывали новые специализации, активно участвовали в культурно-просветительной и библиотечной работе. С каждым годом расширялся список новых кафедр — в 1970 г. была открыта кафедра оркестрового дирижирования, в 1972 г. — кафедры научно-технической информации и эстрадно-духовых инструментов, в 1974 г. — кафедра кинофотомастерства, в 1975 г. — кафедры библиографии, истории и теории музыки, режиссуры клубных массовых представлений и др.
Шли годы — годы роста, ступени диверсификации. Кемеровский институт культуры стал Кемеровским государственным институтом искусств и культуры (1993), затем Кемеровской государственной академией культуры и искусств (1998), а в 2004 г. вуз получил статус университета культуры и искусств. Это официальное признание подтвердило эффективность осуществляемых в вузе процессов диверсификации, направленных на развитие научных, педагогических и творческих возможностей преподавателей и студентов вуза и значительное расширение сферы подготовки кадров за счет освоения новых видов деятельности, направлений, специальностей и специализаций.
Кемеровский государственный университет культуры и искусств — один из десяти государственных вузов Кемеровской области и один из шести вузов культуры и искусств Сибирского федерального округа, имеющего в своей структуре 16 субъектов Российской Федерации.
Сегодня университет культуры и искусств — это многоуровневое, многофункциональное, многопрофильное учебное заведение, которое на новом инновационном уровне развивает и горизонтальную, и вертикальную системы непрерывного художественного образования, готовит специалистов по уникальным направлениям и специальностям.
Миссия вуза — образование, наука и творчество для качественной профессиональной подготовки и воспитания личности на основе высокой духовности и непреходящих традиций отечественной и мировой культуры, способной к креативной, компетентной и ответственной профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства в условиях многополярного и быстро меняющегося мира, способствует реализации стратегии университета культуры и искусств.
В вузе ведется подготовка специалистов для социальной сферы Кузбасса и Сибири по направлению «Культура и искусство» — специальности «Социально-культурная деятельность», «Библиотечно-информационная деятельность», «Народное художественное творчество», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Дизайн», «Музейное дело и охрана памятников», «Актерское искусство»; по направлению «Экономика и управление» — специальности «Менеджмент организации», «Прикладная информатика»; по направлению «Образование и педагогика» — специальность «Социальная педагогика»; по направлению «Естественные науки» — специальность «Культурология».
С 1996 г. действует аспирантура, в которой осуществляется подготовка научных кадров по пяти отраслям наук и шести научным специальностям: «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (отрасль — технические науки); «История науки и техники» (отрасль — исторические науки); «Онтология и теория познания» (отрасль — философские науки); «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» (отрасль — педагогические науки); «Теория и история культуры», «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» (отрасль — культурология).
В Институте дополнительного профессионального образования (ИДПО) ежегодно более 350 человек проходят переподготовку, повышают квалификацию и получают второе высшее профессиональное образование по лицензированным в университете специальностям.
Поставив перед собой задачи повышения успешности и конкурентоспособности, формирования положительного образовательного и научно-творческого имиджа, серьезного инновационного потенциала, университет культуры и искусств активизировал использование современных информационных технологий образования, информационных управляющих систем вузов, автоматизированных систем планирования и распределения ресурсов, системы менеджмента качества.
С каждым годом растет число желающих обучаться в университете культуры и искусств. В 2006 г. на 271 запланированное место на дневном отделении было подано 1223 заявления абитуриентов, конкурс по всем формам обучения составил 4,5 человека на место, а на отдельные специальности — более 10 («Информационные системы и сети», «Графический дизайн», «Менеджмент организации»). Ныне в университете обучаются более 4 тыс. студентов, аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки кадров.
Для успешного трудоустройства и развития карьеры необходимо сформировать у выпускника вуза новые профессиональные и личностные качества: профессиональную мобильность, высокую коммуникативную и информационную культуру, стремление к приобретению новых знаний, умение действовать в условиях неопределенности, творческую активность, ответственность за порученное дело. Это обусловливает необходимость повышения качества профессиональной подготовки специалистов, а также реализацию технологий опережающего обучения, ориентированного не только на конкретную профессиональную деятельность, но и на формирование готовности к усвоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений.
Университет культуры и искусств всегда славился своим демократичным методом обучения — преподаватели и студенты работают в одной команде. Собственно, по-другому, наверное, в творческом вузе и быть не может. Именно поэтому связь поколений в нашем вузе вещь не умозрительная, а реальная. Бывшие студенты университета сегодня — заслуженные артисты России, заслуженные работники культуры России, кандидаты и доктора наук, доценты и профессора, специалисты в сфере культуры, искусства и образования, занимающие ответственные руководящие должности.
В университете сформирован серьезный интеллектуальный потенциал, который задает ритмичный пульс образовательной, научной и творческой жизни. Высокий уровень учебного процесса обеспечивают более 300 высококвалифицированных преподавателей, имеющих ученые степени и звания и почетные звания.
XXI в. — эра информации. Поэтому информационные технологии охватывают научно-образовательное пространство, активно внедряясь во все сферы организации учебного, научного и творческого процесса в университете.
Многопрофильность и многофункциональность учебного заведения обусловили прохождение практики студентами с последующим трудоустройством в учреждениях и организациях социальной сферы, а также на предприятиях различных форм собственности социально-культурного комплекса. В соответствии с договором с Управлением культуры, спорта и молодежной политики администрации г. Кемерово о совместной деятельности, подписанным в январе 2006 г., более 30 муниципальных учреждений культуры и искусства открыли свои двери для организации и проведения практики студентов, экзаменационных спектаклей, концертных программ и реализации творческих проектов. В ряде муниципальных учреждений культуры города были открыты филиалы университетских кафедр.
Залогом успешного развития любого региона, как известно, является высокий уровень использования наукоемких технологий или, как их принято называть, высоких технологий. Их реализация невозможна без соответствующего кадрового обеспечения.
В регионе сложился значительный разрыв между уровнем мощного экономико-промышленного потенциала (в области сосредоточено около 28% основных фондов Западной Сибири) и состоянием кадрового обеспечения экономики: чуть более 10% населения области имеет высшее образование, 20% — среднее профессиональное образование. При этом развитие образовательного и культурного уровня жителей Кузбасса осложняется удаленностью региона от образовательных, информационных и культурных центров национального и мирового уровня.
Как преодолеть этот разрыв? Как ликвидировать диспропорцию в промышленном и социокультурном развитии региона? На наш взгляд, совершенно новые возможности для решения этих сложных проблем открывают информационно-коммуникационные технологии и использование накопленного в этой сфере опыта международного сообщества. В структуре университета одно из структурных подразделений — Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы Кузбасса (НИИ ИТ СС) — активно включено в эту работу в рамках программы ЮНЕСКО «Информация для всех».
НИИ ИТ СС был создан 10 октября 2000 г. в структуре университета. Его открытие — результат совместного решения Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, администрации Кемеровской области, Российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Деятельность НИИ ИТ СС, в том числе и по реализации проекта в рамках программы ЮНЕСКО «Информация для всех», проходит при поддержке губернатора Кемеровской области Амана Гумировича Тулеева и Федерального агентства по культуре и кинематографии Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Ключевая идея программы ЮНЕСКО «Информация для всех» — эффективное использование информационных и коммуникационных технологий для развития гражданского общества, обеспечения всеобщего доступа к образованию и сокровищам культуры, как и основной предмет Программы — информационная политика, ориентированная на человека, на развитие его потенциала, ресурсов, навыков и знаний, оказались чрезвычайно актуальны для Кузбасса. Девизом НИИ ИТ СС стали слова: «Мир информации — каждому жителю отдаленных регионов».
Сотрудниками НИИ получены важные данные, привлекающие внимание специалистов и общественности. Для организации информационной подготовки жителей Кузбасса ими проведен широкий комплекс исследований и разработок. Итогом явилось создание концепции и инструментария формирования информационной культуры личности. Результаты проведенных исследований стали доступны широкому кругу читателей и специалистов благодаря выходу в свет в Москве книги сотрудников НИИ ИТ СС «Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях». За короткий срок книга издавалась трижды. Последнее ее издание в 2006 г. в количестве 1 тыс. экземпляров более 25 п. л. вышло благодаря финансовой поддержке российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (председатель комитета — Е. И. Кузьмин).
Сотрудники НИИ ИТ СС плодотворно сочетают научно-исследовательскую работу с экспериментальной и просветительской. В десятках школ, лицеев, гимназий, колледжей Кузбасса юные граждане по инициативе и при активной поддержке сотрудников НИИ ИТ СС изучают курс «Основы информационной культуры личности».
Наряду с этим в Кузбассе (впервые в России!) был осуществлен выпуск особых специалистов — учителей основ информационной культуры. Такая работа была развернута сотрудниками НИИ ИТ СС на базе Беловского педагогического колледжа. В основу ее был положен созданный в НИИ ИТ СС учебно-методический комплекс. Таким образом, благодаря деятельности НИИ ИТ СС Кузбасс стал подлинным лидером среди регионов России в организации информационного всеобуча населения.
На базе НИИ ИТ СС за 2001 — 2006 гг. проведено 17 форумов, посвященных проблемам подготовки человека к жизни в информационном обществе. В них приняли участие тысячи специалистов из разных регионов России и ближнего зарубежья.
Доброй традицией стало ежегодное проведение дней программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в Кузбассе как широкомасштабного форума, включающего проведение презентаций, научно-практических семинаров, круглых столов, дискуссий.
«Кемеровский проект» — так все чаще стали называть деятельность НИИ ИТ СС — один из самых ярких примеров успешного продвижения программы «Информация для всех» в России. Именно в Кемеровской области сложился оригинальный механизм, региональная модель реализации международной Программы в индустриальном регионе. На III сессии Межправительственного совета программы ЮНЕСКО «Информация для всех» предложенная НИИ ИТ СС концепция формирования информационной культуры получила безоговорочное признание и была взята на вооружение в качестве одного из приоритетных направлений Программы и бюджета на 2006 — 2007 гг.
Наглядным подтверждением лидерских позиций ученых НИИ ИТ СС в области теории и практики формирования информационной культуры личности является проведение в Москве 2 — 3 ноября 2006 г. международной научно-практической конференции «Информационная культура личности: вызов глобального информационного общества». Ее главная особенность заключается в том, что она проходила в Москве, хотя базировалась при этом исключительно на кузбасском опыте и результатах научных исследований НИИ ИТ СС.
КемГУКИ — это ведущий университетский комплекс Западной Сибири по подготовке специалистов высшей квалификации в сфере культуры, искусства, информационных технологий. Университет развивается как принципиально новая, инновационная междисциплинарная среда для образования, науки и творчества.
Творческо-исполнительская деятельность вуза сформировалась как ведущее направление профессиональной подготовки специалистов и их концертно-исполнительской практики в 90-е годы. С этого времени в университете осуществляется работа по созданию художественно-творческого комплекса и реализации комплексной стратегии международной деятельности.
В КемГУКИ успешно функционируют специализированные структурные подразделения художественно-творческого комплекса и международной деятельности: художественно-творческий отдел и сектор международной деятельности, учебно-творческая лаборатория по созданию сценического костюма, музыкальная студия, студия дизайна и креативных проектов, учебно-творческая лаборатория по изучению и применению редких народных музыкальных инструментов в музыкальном фольклоре, художественный совет, студенческий культурно-досуговый центр, музейно-выставочный центр, концертный зал, 16 учебно-творческих и внеучебных творческих коллективов.
Ведущие специалисты художественно-творческого комплекса университета разрабатывают, организуют и проводят творческие проекты, соответствующие целям и предмету деятельности вуза. Среди значимых творческих проектов университета — международный театральный фестиваль «Надежда России», в котором принял участие театральный коллектив Монгольского государственного университета культуры и искусств (Кемерово, 2006), арт-проект «Кузбасс — Монголия. Диалог культур» (Кемерово — Красноярск — Ангарск — Улан-Удэ, Улан-Батор, 2006), научно-творческий проект в рамках программы «Дни ЮНЕСКО в Кузбассе» (Кемерово — Москва, 2006), Всероссийский фестиваль молодежи и студентов творческих вузов «Фольклорные студии» (Кемерово, 2006).
С целью укрепления профессиональных творческих связей и обмена творческим опытом для преподавателей и студентов университета, а также работников учреждений культуры и искусств Сибирского региона организовываются и проводятся учебно-творческие семинары с участием ведущих деятелей в области культуры и искусств.
Формой инновационной научно-творческой деятельности КемГУКИ явился арт-проект «Кузбасс — Монголия. Диалог культур». Проект направлен на формирование учебно-образовательных, научных и культурных связей между Монгольской Республикой и Кузбассом, популяризацию творческого опыта лучших художественных коллективов Кемеровской области и Монгольской Республики, обмен опытом и проведение совместных научно-творческих проектов по изучению и сохранению самобытного культурного наследия (песенного, музыкального, хореографического и т. д.). Диалог культур предполагает проведение творческих школ, мастер-классов, форм концертно-исполнительской деятельности профессоров, доцентов, руководителей художественно-творческих коллективов, презентаций творческий идей и проектов с участием наиболее одаренных студентов, участников творческих коллективов.
В декабре 2006 г. в рамках Всероссийского фестиваля молодежи и студентов творческих вузов «Фольклорные студии» проводилась научно-практическая конференция «Народно-певческое образование в России: проблемы и пути развития» с участием доктора искусствоведения Международной академии наук Сан-Марино, профессора кафедры народно-певческого искусства МГУКИ, худ. руководителя ансамбля «Славянский ход» Виктора Владимировича Бакке (Москва); заслуженной артистки РФ, доцента кафедры сольного и хорового народного пения Российской академии музыки им. Гнесиных С. К. Игнатьевой (Москва); генерального директора Государственного республиканского центра русского фольклора, члена-корреспондента Российской академии естественных наук, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного работника культуры РФ Анатолия Степановича Каргина (Москва).
Университетский комплекс активно сотрудничает с российскими и зарубежными научно-исследовательскими учреждениями и учебными заведениями, такими как Международная академия информатизации, Международная академия наук высшей школы, Российская академия образования, Российская академия естественных наук, Институт философии РАН, Российский институт культурологии РАН, Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Международная федерация библиотечных ассоциаций, Российская библиотечная ассоциация и многие другие.
Процесс становления профессиональной культуры выражается в том, что человеком обретается высокая степень совершенства, мастерство в выбранной им профессиональной деятельности. В университете получила свое развитие творческо-исполнительская работа студентов (ТИРС), которая является адекватным продолжением образовательной практики и научного творчества студентов. Формой организации образовательной, воспитательной, научной и художественно-творческой деятельности в вузе является научно-творческий день.
Научно-творческий день планируется и проводится непосредственно на кафедрах, факультетах, в учебно-творческих и внеучебных коллективах КемГУКИ, учебно-творческих лабораториях и студиях, неразрывно связан с воспитательной работой кураторов, исполнительской и концертной практикой студентов, преподавателей и концертмейстеров. Содержание и проведение научно-творческого дня определяется основными направлениями творческо-исполнительской деятельности этих подразделений и соответствует профилю деятельности КемГУКИ.
Будущее университета культуры и искусств — это новые перспективы и новые идеи, новые ступени роста. Их мы связываем с поколением надежды — молодыми учеными, аспирантами и соискателями и, конечно, со студентами.
——————————————————————