Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере на современном этапе развития Российского государства
(Куняев Н. Н.) («Российская юстиция», 2010, N 5)
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Н. Н. КУНЯЕВ
Куняев Н. Н., кандидат исторических наук, заместитель начальника Управления — начальник департамента информационного и документационного обеспечения Управления Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам Администрации Президента Российской Федерации.
В статье рассматриваются проблемы правового регулирования национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере на современном этапе развития Российского государства в рамках принятой в 2009 году Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Приведен сравнительный анализ определения термина «национальные интересы».
Ключевые слова: национальные интересы, безопасность, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере.
In this article considered the problem of legal regulation of national interests of the Russian Federation in the field of information at the present stage of development of the Russian state within the established in 2009, the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020. A comparative analysis of the definition of «national interests».
В современном мире информационная сфера являет ключевым фактором развития общества. Это особенно связано с внедрением современных информационных технологий, так называемых информационно-коммуникационных технологий, которые привели к некой трансформации практически всех общественных отношений путем ускорения процессов создания, распространения и обмена информацией. Данное ускорение положительно сказывается на развитии всего мирового сообщества, что имеет неоценимую пользу для человечества. В этих условиях на первый план встают общечеловеческие, межгосударственные проблемы (терроризм, в том числе информационный, наркоторговля, экономические катаклизмы и многие другие), ищутся пути их решения, что приводит к определенному смещению ценностей и ориентиров. В то же время обеспечение национальных интересов по-прежнему остается главной задачей любого государства, и от степени их защищенности зависит национальная безопасность, а также положение государства как во внешнеполитической, так и во внутриполитической сфере. Для обеспечения национальных интересов необходимо иметь понимание их природы, а также определение их зависимости от тех или иных факторов. В настоящее время существует определенное терминологическое разнообразие в формулировке термина «национальные интересы». Это также замечает известный правовед Т. Я. Хабриева, говоря, что «проблема интересов как осознаваемой целеустремленной ориентации человека, различных сообществ, организаций с разных сторон обсуждалась в философии, социологии, политологии, других науках», что «понятие национальных интересов для российской науки относительно ново, в отличие от зарубежных стран, где оно давно рассматривается в числе базовых научных понятий» <1>. ——————————— <1> Хабриева Т. Я. Национальные интересы и законодательные приоритеты России // Журнал российского права. 2005. N 12.
Так, с точки зрения обеспечения безопасности национальные интересы — это «вся совокупность жизненно важных интересов субъектов безопасности (личности, общества и государства), выражающих потребности страны в существовании и прогрессивном развитии» <2>. ——————————— <2> Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. проф. В. Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
В социологии под данным термином понимается «категория, отражающая меру самосознания и самовыражения народа, характеристика общественного единства, политический принцип и социальное чувство». На государственно-политическом уровне национальные интересы представляют собой важный государственный ресурс, действенный фактор модернизации страны, условие и предпосылку для решения внешнеполитических задач и проблем развития страны в качестве субъекта мировой истории <3>. ——————————— <3> Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко Мн.: Книжный дом, Мир энциклопедий. 2003. 1312 с.
Отмечено, что «в современной юридической науке существуют различные точки зрения относительно понятия «национальный интерес», тем не менее большинство исследователей данного вопроса согласны с тем, что национальный интерес состоит из двух компонентов: интересов граждан и интересов государства, причем эти интересы неразрывно связаны, они не противопоставляются, но дополняют друг друга» <4>. ——————————— <4> Хижняк В. С. Классификация национальных интересов современной России // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 5.
Законодательная основа обеспечения национальных интересов Российской Федерации была заложена с принятием в 1992 году Закона Российской Федерации «О безопасности» <5>, в котором безопасность понимается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, а жизненно важные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. ——————————— <5> Закон РФ от 05.03.1992 N 2446-1 «О безопасности» // Российская газета. 1997. N 103.
По сути, именно термин «жизненно важные интересы» трансформировался в термин «национальные интересы», который стал использоваться в утвержденной в 1997 году Концепции национальной безопасности Российской Федерации (далее — Концепция) <6>. В этом акте национальные интересы России определялись как «совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах». ——————————— <6> Указ Президента РФ от 17.12.1997 N 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности РФ» // Российская газета. 1997. N 247.
Указанная Концепция, нацеленная на определение как можно конкретного перечня национальных интересов, давала исчерпывающий перечень интересов личности, общества и государства, что соответствовало данному этапу развития общественно-политической ситуации в России. С течением времени в условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности <7>. ——————————— <7> Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 20. Ст. 2444.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее — Стратегия) определяет национальные интересы России как совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. На первый взгляд может показаться, что трансформация данного понятия направлена на усиление роли потребностей государства, но в действительности данная формулировка увеличивает роль государства в обеспечении национальных интересов, тем самым государство берет на себя конкретные обязательства. Секретарем Совета Безопасности Российской Федерации Н. П. Патрушевым отмечена принципиальная разница рассматриваемых документов: «Прежде всего, отличие состоит в формате документов. Концепция на момент ее принятия в 1997 году формулировала всего лишь вектор деятельности государства в различных сферах обеспечения национальной безопасности, уточнялся порядок выявления угроз национальной безопасности. Стратегия же кардинально изменяет принцип обеспечения национальной безопасности, она определяет в качестве направления обеспечения национальной безопасности стратегические национальные приоритеты. Стратегия одновременно формирует новый механизм реализации консолидированных усилий государства и общества, а также оценки их результативности в такой сложной области государственного управления, как обеспечение национальной безопасности» <8>. ——————————— <8> Начало заседания Совета Безопасности по вопросу «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года и комплексе мер по ее реализации» // Совет Безопасности РФ — http://www. scrf. gov. ru.
В современных условиях национальные интересы описывают вектор развития государства, определяют его потребности, а обеспечение национальной безопасности реализуются через стратегические национальные приоритеты, которые определяют направления обеспечения национальной безопасности на основе национальных интересов Российской Федерации. Стратегия в отличие от Концепции не выделяет отдельно интересы граждан, общества и государства, не разделяет их по сферам, а дает лишь потребности государственного развития, причем на долгосрочную перспективу, одновременно конкретизируя стратегические национальные приоритеты. Это полностью соответствует принципам Стратегии и применяемому терминологическому аппарату. Основываясь на существующих классификациях <9> и в рамках соответствия Стратегии, можно предложить следующие варианты классификации национальных интересов Российской Федерации: ——————————— <9> Хижняк В. С. Классификация национальных интересов современной России // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 5.
— по степени долгосрочности потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства — долгосрочные и краткосрочные (данный принцип классификации соответствует Стратегии, определяющей национальные интересы России на долгосрочную перспективу. Отсутствие же в ее тексте краткосрочных национальных интересов вызвано, по-видимому, статусом документа и его задачами); — в зависимости от географии потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства — внешние и внутренние; — по сферам общественной жизни, к которой относятся потребности государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства, — национальные интересы Российской Федерации в экономической сфере; во внутриполитической сфере; в социальной сфере; в международной сфере; в информационной сфере; в военной сфере; в пограничной сфере; в экологической и других сферах (Стратегия не разделяет национальные интересы на сферы, однако такое деление было заложено в Концепции и на сегодняшний момент содержится в ряде действующих нормативных правовых актов, например в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, где выделяются национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере). Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Таким образом, национальная безопасность России существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. Факт принятия в 2000 году нормативного правового акта, регулирующего информационную безопасность и «развивающего Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере», говорит о важности информационной сферы для государства и, соответственно, об определенном приоритете национальных интересов в информационной сфере <10>. ——————————— <10> Доктрина информационной безопасности РФ, утверждена Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895 // Российская газета. 2000. N 187.
С целью выработки определенных рекомендаций по унификации Доктрины информационной безопасности Российской Федерации (далее — Доктрина) представляется целесообразным рассмотреть некоторые положения, изложенные в ней, на предмет соответствия основным положениям Стратегии, в частности проанализировать закрепленные в Доктрине понятия «национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере», «информационная безопасность» и некоторые другие. Информационная безопасность Российской Федерации в Доктрине закрепляется как состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Данные интересы корреспондируют с национальными интересами России на долгосрочную перспективу, изложенными в Стратегии. Следовательно, можно сформулировать и рекомендовать к внесению в Доктрину тождественное положениям Стратегии понятие «национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере» как совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства в информационной сфере. В этой связи появляется необходимость в определении круга национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере через призму потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. В таком случае национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере будут заключаться: — в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность; — в упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России; — в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры; — в безусловном обеспечении законности и правопорядка; — в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. В Доктрине выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, которые являются актуальными и на сегодняшний день. Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Вторая составляющая включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике России, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам. Третья составляющая включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Четвертая составляющая — это защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России. Таким образом, унификация понятийного аппарата не должна привести к серьезному пересмотру положений Доктрины в части определения национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Вместе с тем сформулированное понятие «национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере» как совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства в информационной сфере будет удовлетворять положениям Стратегии и современным потребностям государства.
——————————————————————