К вопросу о продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих — преподавателей высших военных учебных заведений
(Трощенко Р. А.) («Право в Вооруженных Силах», 2007, N 2)
К ВОПРОСУ О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОГО СЛУЖЕБНОГО ВРЕМЕНИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ — ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Р. А. ТРОЩЕНКО
Р. А. Трощенко, преподаватель кафедры N 42 (КЭАТ) 4-го факультета Авиационного Краснодарского ВВАУЛ (г. Балашов), майор.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее — Закон о статусе) общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 11, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, указанная статья Закона о статусе не содержит единой для всех военнослужащих нормы продолжительности еженедельного служебного времени. Одним из основных нормативных правовых актов, регулирующих продолжительность еженедельного рабочего времени, является Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ). В соответствии со ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Следует заметить, что в п. 2 Постановления от 14 февраля 2000 г. N 9 Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал, что нормы трудового законодательства могут применяться к правоотношениям, связанным с прохождением военной службы, лишь в случаях, когда об этом имеется прямое указание в законе. Однако поскольку ст. 11 Закона о статусе прямо указывает на то, что общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, постольку применение ст. 91 ТК РФ в данном случае обоснованно. В нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти еженедельная продолжительность служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, установлена равной 40 часам, в том числе и со ссылкой на ст. 91 ТК РФ <1>. На указанную статью ТК РФ ссылаются и авторы комментария к ст. 11 Закона о статусе <2>. ——————————— <1> См., например, Приказ ФСО России «О Регламенте служебного времени военнослужащих ФСО России, проходящих военную службу по контракту» от 3 апреля 2003 г. N 95. <2> См.: Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих». М., 2005. С. 97.
Вместе с тем, как отмечалось выше, из содержания ст. 11 Закона о статусе следует, что ТК РФ не является единственным нормативным актом для определения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Например, Приказом Министра обороны Российской Федерации «Об основных санитарных правилах работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений и льготах военнослужащим, работающим с источниками ионизирующих излучений» 1983 г. N 285 некоторым категориям указанных военнослужащих установлена сокращенная продолжительность еженедельного служебного времени (36, 30 и 24 часа). Возникает вопрос, в соответствии с каким федеральным законом (или иным нормативным правовым актом Российской Федерации) должна определяться продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих службу на должностях профессорско-преподавательского состава высших военных учебных заведений? Приложением к Приказу Министра обороны Российской Федерации «Об установлении учебной нагрузки профессорско-преподавательскому составу высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации» от 2 августа 2005 г. N 319 (далее — Приказ) еженедельная продолжительность служебного времени для преподавателей из числа военнослужащих установлена равной 40 часам. Вместе с тем в соответствии с п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее — Закон об образовании) для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю. Распространяется ли норма Закона об образовании о сокращенной продолжительности рабочего времени на военнослужащих из числа профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений? Представляется, что должна распространяться по следующим основаниям. В соответствии с п. 2 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 650, высшие военно-учебные заведения осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. На обоснованность применения норм федерального законодательства в области образования к правоотношениям с участием военнослужащих — преподавателей высших военно-учебных заведений указывают и общие выводы Верховного Суда Российской Федерации. В частности, по одному из дел Верховный Суд Российской Федерации в решении от 30 ноября 2001 г. N ВКПИ 01-76 указал следующее: «Как усматривается из ст. 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ и ст. 10 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ, высшие военно-учебные заведения (военные образовательные учреждения высшего профессионального образования) входят в единую систему образовательных учреждений Российской Федерации и на них в полном объеме распространяется действие федерального законодательства в области образования». Другой вопрос: не противоречит ли указанная норма Закона об образовании ст. 11 Закона о статусе? Совершенно очевидно, что не противоречит, поскольку иная продолжительность еженедельного служебного времени самим Законом о статусе не установлена, и, более того, в силу своей бланкетности ст. 11 Закона о статусе прямо отсылает к иным нормативным правовым актам Российской Федерации, устанавливающим эту продолжительность. Следует отметить, что при изучении Приказа можно сделать вывод, что он издан в соответствии с положениями Закона об образовании, поскольку содержит норму о сокращенной продолжительности рабочего времени в 36 часов (п. 8 приложения к Приказу). Однако, по мнению автора, Приказ противоречит не только ст. 55 Закона об образовании, но и Закону о статусе. Как видно из п. 1 ст. 11 Закона о статусе, продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, включает в себя время исполнения всех обязанностей военной службы, за исключением мероприятий, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Перечень таких мероприятий установлен Приказом Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Перечня мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих» от 10 ноября 1998 г. N 492. В указанный Перечень входит и несение нарядов по службе. В то же время п. 6 приложения к Приказу в противоречие п. 3 ст. 11 Закона о статусе несение нарядов по службе относит к мероприятиям, проводимым в пределах 40-часовой продолжительности еженедельного служебного времени (т. е. в пределах общей продолжительности еженедельного служебного времени). Таким образом, исходя из содержания ст. 11 Закона о статусе, для военнослужащих из числа преподавателей в рамках общей продолжительности еженедельного служебного времени должны проводиться все мероприятия, указанные в пп. 6, 8 приложения к Приказу (все виды учебной, методической, научной и воспитательной работы, предусмотренные должностными обязанностями, а также командирская подготовка и др.), за исключением несения нарядов по службе. Еще одним из доводов в пользу сокращенной продолжительности еженедельного служебного времени для военнослужащих из числа профессорско-преподавательского состава может служить следующее обстоятельство. В соответствии с п. 4 ст. 11 Закона о статусе военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в военных образовательных учреждениях профессионального образования, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, т. е. не менее четырех суток в месяц. В то же время остальным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток отдыха в месяц. Вместе с тем при исчислении продолжительности основного отпуска военнослужащие из числа преподавателей не имеют преимуществ по сравнению с остальными военнослужащими. Таким образом, гарантированное Законом о статусе общее количество суток отдыха в году, включая отпуск, у первых меньше, чем у остальных военнослужащих. Это косвенным образом подтверждает справедливость и обоснованность установления для профессорско-преподавательского состава меньшей, чем остальным военнослужащим, продолжительности еженедельного служебного времени при прочих равных условиях. В заключение следует отметить, что Федеральным законом от 17 октября 2006 г. N 163-ФЗ ст. 13 Закона о статусе изложена в новой редакции, прямо отсылающей к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», что в принципе указывает на обоснованность применения и иных норм федерального законодательства в области высшего образования к правоотношениям с участием военнослужащих, проходящих службу на должностях профессорско-преподавательского состава. Основное условие такого применения — нормы федерального законодательства в области высшего образования не должны противоречить федеральному законодательству, регулирующему порядок прохождения военной службы. Норма п. 5 ст. 55 Закона об образовании нормам ст. 11 Закона о статусе не противоречит. Таким образом, следует прийти к выводу о том, что общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений, за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 11 Закона о статусе, не должна превышать 36 часов в неделю. Нормы приложения к Приказу, устанавливающие еженедельную продолжительность служебного времени для преподавателей из числа военнослужащих равной 40 часам, как противоречащие Закону об образовании, являются предметом для оспаривания в судебном порядке.
——————————————————————