Идеальные модели эффективности юридических процессов (на примере координационной юридической практики)

(Максуров А. А.) («Законодательство и экономика», 2010, N 3)

ИДЕАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (НА ПРИМЕРЕ КООРДИНАЦИОННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ)

А. А. МАКСУРОВ

Максуров А. А., кандидат юридических наук, доцент Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова.

В самом общем виде метод моделирования осуществляется при помощи математических, графических, психологических и иных научных средств. По мнению ряда авторов, «под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» <1>. То же самое и с точки зрения этимологии: модель — «любой образ (аналог) некоего оригинала, используемый в качестве его «заместителя» или «представителя» в моделировании» <2>, а моделирование — «исследование объектов путем построения и изучения их моделей» <3>. Модель, следовательно, — это просто упорядоченный набор предположений о сложной системе. При этом при создании модели исследователь абстрагируется от бесконечной совокупности свойств, признаков, отношений исследуемых объектов, отвлекается от частностей. При моделировании в оригинале выделяются признаки, свойства, связи и отношения, которые должны стать предметом исследования <4>. Правильно отмечает, например, Н. Н. Тарасов: «…прежде чем конструировать научную модель, необходимо проведение научных исследований избранных свойств, формирование определенных представлений и знаний об этих свойствах, то есть то, что иногда называют «предмодельными разработками. В противном случае мы рискуем получить некоторую репрезентацию объекта, находящуюся с ним не в модельных отношениях, а, например, в иллюстративных (макет)» <5>. ——————————— <1> Штофф В. А. Моделирование и философия. М., 1966. С. 19. <2> Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск, 2003. С. 535. <3> Там же. <4> См.: Иванчин А. В. Уголовно-правовые конструкции и их роль в построении уголовного законодательства: Дис. … канд. юрид. наук. Ярославль, 2003. С. 91. <5> Тарасов Н. Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001. С. 253.

Выделяют дескриптивные и нормативные модели. Дескриптивные применяются при описании свойств и параметров координационного процесса в целях прогнозирования его хода и результатов в будущем. Нормативные — для управления процессом, формирования его сущностных элементов и развития. Можно использовать как индуктивные, так и дедуктивные модели. Первые строятся путем обобщения наблюдений по единичным частным фактам, которые считаются важными для принятия того или иного решения в процессе координации. При разработке дедуктивных моделей исходят не из анализа конкретных фактов, а из упрощенной системы гипотетических ситуаций. Особое значение имеет подразделение моделей на проблемно-ориентированные и модели решения. Если первые строятся на внедрении новых методов моделирования применительно к конкретной проблемной ситуации, то модели-решения разрабатываются с учетом возможностей проведения экспериментов с ними, а также возможностей современных управленческих технологий и направлены на решение важнейших координационных управленческих задач. Как отмечают авторы, «нередко для оценки альтернативного варианта решения необходимо использовать несколько достаточно разнородных, независимых критериев, ориентированных на достижение различных, подчас трудно сопоставимых целей» <6>. Однако решение должно приниматься одно, и наиболее предпочтительный его вариант должен быть обязательно определен. С данной точки зрения одноцелевыми являются модели, когда имеется одна четко определенная цель, к достижению которой стремимся, либо несколько целей, агрегированных в виде одной комплексной цели. Многоцелевыми же будут модели, предполагающие стремление к достижению нескольких независимых целей, не сводимых к одной комплексной. ——————————— <6> Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения: Учебник. М., 2001. С. 53.

Любые модели могут быть однопериодными и многопериодными. Многопериодные модели предполагают комплексное решение проблемы с учетом всего периода осуществления координационной юридической деятельности. Однопериодные могут использоваться при разработке многопериодной модели с целью более адекватного представления ситуации. Будет правильно также вести речь о детерминированных и стохастических моделях. В детерминированных все факторы, оказывающие влияние на развитие ситуации, однозначно определены и их значения известны заранее; в праве применить их, конечно, сложно. Стохастические, напротив, предполагают наличие элемента неопределенности, учитывают возможное вероятностное распределение значений факторов и параметров, определяющих тот или иной процесс развития. Не ошибемся, если отметим, что особое значение в будущем при всех типах моделирования будет иметь корреляция, поскольку вопрос о взаимовлиянии факторов окажется исключительно важным. Нам представляется очень важным конструирование базовых моделей деятельности органов власти, реализующих координационные полномочия. Методу моделирования принадлежит большое будущее в изучении эффективности координационной практики, поскольку всякая модель выполняет не только описательную и объяснительную, но и прогностическую функцию. Особое значение, как полагаем, нужно будет уделить построению моделей устойчивой формы координационного регулирования, хотя этой достаточно сложной работе должно предшествовать установление «правил игры», т. е. теоретическое построение и нормативная правовая регламентация принципов осуществления координационной юридической деятельности, ограничений координации по сферам общественных отношений и т. п. Без этих четких нормативных правовых ориентиров любая созданная модель будет иметь лишь умозрительно-теоретическое, но никак не прикладное значение. Не менее важно построение модели информационных потоков (информационной модели). В данном случае модель понимается как метод оценки функциональных состояний. «Информационная модель есть организованная в соответствии с определенной системой правил совокупность информации о состоянии и функционировании объекта управления и внешней среды. Она является для оператора своеобразным имитатором, отражающим все существенно важные для управления свойства реальных объектов…» <7>. На наш взгляд, информационные модели должны адекватно отображать объект, обеспечивать оптимальный информационный баланс (с количественных позиций) и быть значимыми для процесса деятельности по форме и композиции (т. е. речь пойдет уже о качественной компоненте). Интересно и несложно практически построение имитационных моделей. ——————————— <7> См.: Зинченко В. П., Мунипов В. М. Основы эргономики. М., 1979. С. 244.

Одновременно отметим, что социальным явлениям присущи изменчивость и многофакторность, и это существенно ограничивает применение данного метода. Кроме того, имеется проблема «настройки» математического аппарата для построения моделей координационной практики. Характеристики эффективности координационной практики большей частью качественные, а не количественные. Однако и здесь возможно построение различного рода моделей координационной практики в графической или табличной форме. Положительные примеры уже есть. Так, выделяемая в рамках циклической структуры координационной юридической практики такая устойчивая форма координационного регулирования, как координационное совещание, представляющее собой коллегиальный орган правоохранительной системы, определяющий вопросы координации деятельности по борьбе с преступностью, уже получил научно разработанную Институтом повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ тренинговую модель <8>. ——————————— <8> Кобзарев Ф. М. Деловая игра «Заседание координационного совещания». М., 2005.

Возможно, моделирование будет успешно сочетаться с методом «теории игр», по сути, являющимся имитационной моделью. В любом случае нельзя забывать: решение, найденное с помощью моделирования ситуации, нужно обязательно проанализировать с точки зрения полноты учтенных факторов и при необходимости произвести соответствующие коррективы. Другой момент особой важности, почему-то нередко обходимый в юриспруденции, — это вопрос соотношения моделирования с социально-правовым опытом. Действительно, ведь в процессе моделирования не только оценивается эффективность координационной юридической деятельности, но и формируется определенная направленность (положительная или отрицательная) на тот или иной алгоритм поведения, набор способов и средств для осуществления координационной деятельности и т. п., а это и есть социально-правовой опыт исследования проблем эффективности, возможный, предположительный опыт, полученный при осуществлении координационной деятельности. Данное утверждение бесспорно и в случаях, когда мы анализируем с позиций эффективности с помощью моделирования уже осуществленную координационную деятельность. Данный момент, как мы указали, зачастую недооценивается в праве и полноценно разработан лишь психологами. В частности, отдельные интересные выводы были сделаны при изучении следствия модели для потока поведения. Например, при рассмотрении моделей мотивации типа «ожидание X ценности» (удачность или неудачность какой-либо конкретной модели в психологии справедливо связывается с мотивацией на дальнейшее ожидаемое позитивное поведение) некоторые авторы указывали: «Важное следствие модели для предсказания потока поведения состоит в том, что даже при неизменности окружения, т. е. при постоянстве всех его параметров, в течение длительного периода времени будет ожидаться изменение поведения» <9>. ——————————— <9> Васильев И. А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. М., 1991. С. 49.

В работах отмечались такие процессы — последствия моделирования деятельности, как возникновение собственной ответственности, ориентирование на будущее (по дополнительной модели рискового выбора Дж. Аткинсона и инструментальной модели Врума), формирование личностного стандарта как самооценки, так и поведения. Особенно интересна связь моделирования с последующей мотивацией — как с мотивацией инициации (побуждения к действию), так и мотивацией селекции (выбор цели и направления действия на цель) <10>. ——————————— <10> Там же. С. 26 — 31, 48, 118, 119, 122, 123.

Близок к моделированию и социально-правовой эксперимент. Его проведение может дать весьма полные и объективные данные об эффективности координационной практики, хотя возникает вопрос о правомерности такого рода экспериментов в области права и их допустимых пределах. Правовой эксперимент как метод изучения эффективности координационной практики представляет собой проверку в течение определенного периода результатов какой-либо координационной практики, проводимую на опытных объектах (в конкретном органе) и в специально созданных для этого условиях в целях совершенствования правового регулирования общественных отношений. В психологии, например, выделяют следующие виды экспериментов: непосредственно в практической деятельности, «полевой» эксперимент, приближенный к реальности, лабораторный, искусственный эксперимент, идеализированный, мысленный эксперимент, что пригодно в качестве начальной базы и для нас. Видимо, метод социального эксперимента в области исследования эффективности координационной практики может быть применен и в виде полного отказа от координационного правового регулирования деятельности определенной группы органов и замены его иными видами правового регулирования, например субординационным. Действительно, не все вопросы можно разрешить с помощью координационных механизмов, иногда целесообразней отказаться от них в пользу более жесткого регулирования. Важное значение в связи с использованием социального эксперимента в исследовании эффективности координационной практики приобретает вопрос о допустимых границах такого эксперимента. Как справедливо отмечает В. П. Казимирчук, в правовой науке метод эксперимента ограничен определенными рамками, поскольку «государственно-правовые отношения представляют собой отношения людей» <11>. ——————————— <11> Казимирчук В. П. Право и методы его изучения. М., 1965. С. 18.

Библиография

Васильев И. А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. М., 1991. Зинченко В. П., Мунипов В. М. Основы эргономики. М., 1979. Иванчин А. В. Уголовно-правовые конструкции и их роль в построении уголовного законодательства: Дис. … канд. юрид. наук. Ярославль, 2003. Кобзарев Ф. М. Деловая игра «Заседание координационного совещания». М., 2005. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения: Учебник. М., 2001. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск, 2003. Тарасов Н. Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001. Штофф В. А. Моделирование и философия. М., 1966.

——————————————————————