Порядок взаимодействия компетентных органов иностранных государств при оказании правовой помощи по гражданским и семейным делам
(Доротенко Е. В.) («Российская юстиция», 2012, N 1)
ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОМПЕТЕНТНЫХ ОРГАНОВ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ПРИ ОКАЗАНИИ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО ГРАЖДАНСКИМ И СЕМЕЙНЫМ ДЕЛАМ
Е. В. ДОРОТЕНКО
Доротенко Е. В., начальник отдела по вопросам международного сотрудничества Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области.
В статье рассматривается порядок взаимодействия компетентных органов иностранных государств при оказании правовой помощи по гражданским и семейным делам.
Ключевые слова: правовая помощь, иностранные государства, порядок взаимодействия.
This article describes how interaction between the competent authorities of foreign states in the provision of legal assistance in civil and family matters.
Понятие «правовая помощь по гражданским, семейным и уголовным делам» охватывает такой широкий круг вопросов, юридически значимый для защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства, как производство различных процессуальных действий, признание и исполнение судебных решений по гражданским и семейным спорам, составление, составление и пересылка различных документов, в том числе о регистрации актов гражданского состояния, копий наследственных дел и т. д. В реализации положений международных договоров Российской Федерации активно участвуют суды всех уровней, иные органы, в первую очередь органы ЗАГС и нотариата, федеральной миграционной службы, федеральной службы судебных приставов, а также вовлеченные в судопроизводство с «иностранным элементом» граждане и юридические лица. Так, указанные российские органы государственной власти, а также граждане и различные организации выступают в качестве инициаторов запросов об оказании правовой помощи, а также исполняют поступающие от иностранных компетентных учреждений запросы о правовой помощи. Вместе с тем, запрашивая ту или иную правовую помощь у иностранного государства, российские органы должны руководствоваться требованиями международных договоров, которые предъявляются в том числе к порядку сношений с иностранными учреждениями. Если обобщить установленные международными договорами о правовой помощи различные требования, которые предъявляются к порядку взаимодействия органов государственной власти, запрашивающих правовую помощь, то условно можно выделить следующие виды порядка сношений. Первый порядок — непосредственное обращение запрашивающего правовую помощь органа Российской Федерации к запрашиваемому органу иностранного государства. При подобном взаимодействии орган государственной власти может обратиться в иностранный компетентный орган самостоятельно, минуя Минюст России и МИД России. Например, такой порядок сношений предусмотрен Соглашением о порядке разрешений споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20.03.1992. В связи с чем в рамках данного международного Соглашения суд Российской Федерации направляет запрос о правовой помощи непосредственно в суд иностранного государства, который компетентен произвести необходимое процессуальное действие, например опрос сторон по делу, вручение судебных документов и т. п. Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года не предусматривает особого порядка направления материалов, поэтому все необходимые документы направляются российским судом непосредственно компетентному суду иностранного государства. Следует заметить, что договаривающиеся стороны по тому или иному международному соглашению о правовой помощи могут путем подписания Протокола к соглашению или оговорки по конкретному пункту соглашения установить исключения из применимого порядка сношений. Например, несмотря на то что согласно Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года взаимодействие при оказании правовой помощи в объеме, предусмотренном данным соглашением, осуществляется через министерства юстиции, Протоколом от 28.03.1997 к Конвенции было внесено исключение в указанной порядок взаимодействия при решении вопросов об истребовании и пересылке документов о регистрации актов гражданского состояния. В связи с чем правом непосредственного сношения с компетентными органами иностранных государств по вопросам оказания правовой помощи в сфере регистрации актов гражданского состояния наделены органы ЗАГС Российской Федерации, вплоть до районного звена. Таким образом, в отношениях с органами регистрации актов гражданского состояния государств — членов СНГ, подписавших Протокол, органы ЗАГС Российской Федерации осуществляют непосредственные сношения. Второй порядок — дипломатический. Заключается он в том, что российское судебное поручение подлежит направлению через Минюст России в МИД России, которое через свое посольство или консульство обращается в МИД иностранного государства с нотой. МИД иностранного государства направляет поручение в соответствующий суд с просьбой о его исполнении. Третий порядок — выполнение российских поручений путем передачи их центральному органу Российской Федерации, назначенному для целей выполнения соответствующего международного соглашения. Например, договоры о правовой помощи между СССР с бывшими социалистическими странами устанавливали порядок сношений между центральными органами юстиции договаривающихся стран. Так, в соответствии со ст. 3 Договора между СССР и Чехословацкой Социалистической Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1982 года поручение о правовой помощи подлежит направлению центральному органу России — Министерству юстиции Российской Федерации, который передает его центральному органу Чехии — Министерству юстиции Чешской Республики. В свою очередь, Минюст Чехии направит поручение в соответствующий орган для непосредственного исполнения <1>. ——————————— <1> Договор между СССР и Чехословацкой Социалистической Республикой о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам действует в отношении Чешской Республики и Словацкой Республики.
Также при выполнении Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет сношения с компетентными органами государств-участников по вопросам, связанным с работой всех судов, кроме Верховного Суда Российской Федерации <2>. ——————————— <2> Распоряжение Президента Российской Федерации от 03.09.1996 N 458-рп «О заявлениях и оговорках Российской Федерации при подписании Европейской конвенции о выдаче 1957 года с Дополнительными протоколами 1975 и 1978 годов и Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года с Дополнительным протоколом 1978 года по Европейской конвенции о выдаче 1957» статья 453 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Минской Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 в редакции Протокола к Конвенции от 28.03.1997 взаимодействие при выполнении положений Конвенции осуществляется через центральные, территориальные и иные органы. Договаривающиеся Стороны определяют перечень своих центральных, территориальных и других органов, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений, о чем уведомляют депозитария Конвенции — Исполнительный комитет СНГ. С государствами, которые не являются участниками Протокола к Конвенции 1993 года от 28.03.1997 — Азербайджанская Республика, Грузия, Республика Узбекистан, Туркменистан, а также Республика Молдова, сделавшая оговорку к статье 5, взаимодействие при исполнении поручений об оказании правовой помощи осуществляется через Министерство юстиции Российской Федерации и Министерство юстиции соответствующего иностранного государства. Взаимодействие с учреждениями юстиции государств, подписавших Протокол к Конвенции 1993 года от 28.03.1997, — Украина, республики Армения, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, при выполнении положений Конвенции, осуществляется через территориальные органы юстиции — главные управления Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации и уполномоченные органы иностранных государств. Таким образом, органы государственной власти Российской Федерации не наделены правом непосредственного взаимодействия с компетентными органами государств — участников Минской Конвенции в редакции Протокола от 28.03.1997, в связи с чем запросы о правовой помощи направляются ими в Главное управление Минюста России по субъекту Российской Федерации для последующего препровождения на территорию иностранного государства <3>. ——————————— <3> В настоящее время правом непосредственного сношения с компетентными органами иностранных государств в соответствии с Протоколом к Конвенции от 28.03.1997 по вопросам оказания правовой помощи в сфере регистрации актов гражданского состояния наделены органы ЗАГС Российской Федерации, указанные в перечне, согласно ноте МИД России от 07.04.2009 N 1863\1.
Следует также заметить, что при отсутствии международного договора о правовой помощи взаимодействие с компетентными органами иностранных государств осуществляется Минюстом России в соответствии с российским законодательством и на основе международных принципов вежливости и взаимности, в необходимых случаях — по согласованию с МИДом России. Однако исполнение поручений о правовой помощи на условиях вежливости и взаимности тем не менее будет целиком зависеть от воли запрашиваемого иностранного государства. Так, Российская Федерация не является участницей международных соглашений о правовой помощи по делам об административных правонарушениях. Однако направление запросов о правовой помощи на территорию иностранного государства по данной категории дел предусмотрено главой 29.1 КоАП РФ. Иной порядок сношений установлен некоторыми международными соглашениями, заключенными в рамках Гаагской конференции по международному частному праву. Данный порядок направлен на упрощение и ускорение процедуры передачи документов, подлежащих вручению за границей. В соответствии с Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года каждое государство, участник Конвенции, назначает центральный орган, на который возлагается обязанность принимать и рассматривать запросы о вручении документов, поступающие из компетентных органов других государств. В связи с чем российские органы государственной власти <4> направляют запросы о вручении документов непосредственно в адрес центрального органа иностранного государства, минуя Минюст России и МИД России (ст. 3 Конвенции 1965 года). ——————————— <4> Заявления Российской Федерации в Конвенции 1965 года содержат перечень российских органов, компетентных обращаться с запросами о правовой помощи.
Координаты центральных органов иностранных государств и особые условия обращения за правовой помощью отражены в заявлениях государств к Конвенции 1965 года <5>. ——————————— <5> С заявлениями государств — участников Конвенции 1965 года можно ознакомиться на официальном интернет-сайте постоянно действующего Бюро Гаагской конференции: www. hcch. net.
В соответствии с заявлениями Российской Федерации центральным органом, компетентным для целей получения и организации исполнения запросов компетентных органов иностранных государств о вручении документов, является Министерство юстиции Российской Федерации <6>. Поэтому запросы иностранных органов о вручении документов в рамках Конвенции 1965 года поступают в Минюст России и направляются в главные управления Минюста России по субъекту Российской Федерации, которые затем препровождают их по территориальности в российские суды или иные органы государственной власти, находящиеся на территории соответствующего федерального округа. ——————————— <6> Указ Президента Российской Федерации от 24.08.2004 N 1101 «О центральном органе Российской Федерации по Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам».
Российский компетентный орган после исполнения поручения иностранного органа направляет материалы в Главное управление Минюста России по субъекту, которое в дальнейшем переправит их в центральный орган Российской Федерации — Минюст России для препровождения в запрашивающий орган иностранного государства. Аналогичный порядок сношений предусмотрен Конвенцией о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам 1970 года. Однако Российской Федерацией центральный орган для целей Конвенции 1970 года не определен, не были сделаны оговорки относительно необходимости перевода запросов, поступающих для исполнения на территории Российской Федерации, на русский язык, а также по другим положениям. По сложившейся практике Минюст России принимает направляемые в соответствии с Конвенцией 1970 года запросы компетентных органов иностранных государств. Запросы компетентных российских органов о производстве отдельных процессуальных действий на территории государств — участников Конвенции 1970 года направляются в центральный орган иностранного государства. Таким образом, учитывая, что главные управления Минюста России по субъектам в соответствии с Приказом Минюста России от 21.05.2009 N 146 обеспечивают проверку качества оформления документов по линии правовой помощи, запросы, подлежащие направлению в центральный орган — Минюст России или МИД России, органам государственной власти соответствующего федерального округа, следует направлять в главные управления Минюста России по субъекту для проверки правильности оформления и дальнейшего препровождения в соответствии с порядком сношений на территорию иностранного государства или в Минюст России.
——————————————————————