На счет управляющей организации ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за расчетным, поступают от городского центра жилищных субсидий выпадающие доходы от предоставления гражданам льгот по оплате ЖКУ. Порядок такого возмещения утвержден Постановлением Правительства Москвы от 04.06.2002 N 411-ПП «О возмещении выпадающих доходов организаций от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи». Как квалифицировать такие поступления для целей исчисления налога на прибыль? На какую дату они признаются? Облагаются ли они НДС, если управляющая организация не пользуется льготами по НДС?

Ответ: Получаемые управляющей организацией из городского центра жилищных субсидий денежные средства на покрытие выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате ЖКУ по своему экономическому содержанию являются частью цены оказываемых управляющей организацией услуг и на этом основании подлежат учету в составе доходов от реализации при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Датой получения таких доходов признается дата реализации услуг, определяемая в соответствии с п. 1 ст. 39 Налогового кодекса РФ, независимо от фактического поступления денежных средств в их оплату. По нашему мнению, получаемые организацией средства через городской центр жилищных субсидий в установленном Правительством г. Москвы порядке для целей налогообложения НДС являются суммами, связанными с оплатой жилищно-коммунальных услуг, и на этом основании облагаются НДС в силу п. 2 ст. 162 НК РФ.

Обоснование: В целях реализации положений Закона г. Москвы от 03.11.2004 N 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы», других законов г. Москвы о дополнительных гарантиях по социальной поддержке отдельных категорий жителей в г. Москве и во исполнение переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг Постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 N 850-ПП утверждены Порядок и условия предоставления с 01.01.2005 отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.

Согласно п. 2.2 названного Постановления возмещение выпадающих доходов жилищных и ресурсоснабжающих организаций от предоставления отдельным категориям гражданам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг производится через городской центр жилищных субсидий в установленном Правительством г. Москвы порядке.

Порядок возмещения через городской центр жилищных субсидий выпадающих доходов жилищных и иных организаций от предоставления льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг связи (радиотрансляции и телевизионной антенны) гражданам, имеющим на то право в соответствии с действующим законодательством, утвержден Постановлением Правительства Москвы от 04.06.2002 N 411-ПП (далее — Порядок).

Положениями п. 2.2 Порядка установлено, что льготы по оплате ЖКУ и услуг связи, в случае если расчеты ведутся через жилищную организацию, рассчитываются гражданам жилищной организацией, в управлении которой находится дом, путем внесения в расчетный документ начислений по названным платежам, уменьшенным на сумму льгот.

Согласно п. 2.3 Порядка по платежам за жилищные услуги и услуги по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО), по которым жилищная организация является поставщиком или исполнителем услуг, она производит в учетном документе 100% начисление платежей с выделением сумм, компенсируемых из бюджета через ГЦЖС, и сумм, подлежащих оплате пользователем услуг. Средства от ГЦЖС, полученные жилищной организацией, учитываются ею в составе доходов по соответствующему виду услуг.

В силу п. 2.4 Порядка выпадающие доходы жилищной организации от предоставления гражданам льгот по оплате ЖКУ ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за расчетным, возмещаются ГЦЖС ей в соответствии с договором.

Получаемые из городского центра жилищных субсидий денежные средства по своему экономическому содержанию являются частью цены оказываемых управляющей организацией услуг и, соответственно, частью экономической выгоды, полученной ею от реализации услуг, которая признается доходом в смысле и значении, установленных ст. 41 НК РФ.

Следовательно, возмещение выпадающих доходов в силу прямого указания п. п. 1, 2 ст. 249 НК РФ подлежит учету в составе доходов от реализации при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Информационном письме от 22.12.2005 N 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» и Постановлении от 02.03.2010 N 15187/09, и находит отражение в Письмах Минфина России (Письмо от 27.07.2012 N 03-03-06/4/80).

Согласно п. 3 ст. 271 НК РФ для доходов от реализации, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемая в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату. Таким образом, выпадающие доходы от предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг должны признаваться управляющей организацией на дату реализации этих услуг, а не на дату получения от городского центра жилищных субсидий.

В соответствии с п. 2 ст. 154 гл. 21 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

В то же время согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС, определенная в соответствии со ст. ст. 153 — 158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). При этом п. 2 ст. 162 НК РФ установлено, что положения п. 1 данной статьи НК РФ не применяются в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также в отношении товаров (работ, услуг), местом реализации которых в соответствии со ст. ст. 147 и 148 НК РФ не является территория Российской Федерации.

По нашему мнению, получаемые организацией в соответствии с Постановлением Правительства Москвы N 411-ПП денежные средства на возмещение выпадающих доходов от предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальный услуг через городской центр жилищных субсидий в установленном Правительством г. Москвы порядке являются суммами, связанными с оплатой жилищно-коммунальных услуг, и облагаются НДС в силу п. 2 ст. 162 НК РФ (если организация не пользуется льготами по НДС по пп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ). Данный вывод согласуется с позицией Минфина России (Письмо Минфина России от 06.09.2007 N 03-07-11/389).

Обратите внимание, в случае если денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по льготным ценам (тарифам), выделялись бы не на оплату товаров (работ, услуг), реализуемых льготным категориям граждан, а на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов или на покрытие убытков, связанных с применением указанных льгот, то такие денежные средства в налоговую базу по НДС не включались бы (Письмо Минфина России от 07.05.2008 N 03-07-11/175).

С. А.Скобелева

Консалтинговая группа «Аюдар»

29.11.2012

——————————————————————