Некоторые правовые вопросы представительства в российском законодательстве
(Васильев В. А.) («Трудовое право», 2007, N 6)
НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
В. А. ВАСИЛЬЕВ
Васильев В. А., кандидат юридических наук, доцент Челябинского института Уральской академии государственной службы, заслуженный юрист РФ.
В современной России представительство, известное многим отраслям права, приобретает особую значимость. Это обусловлено усилением в рыночных условиях функции досудебной и судебной защиты прав человека, расширением сферы гражданских, трудовых правоотношений, реформированием законодательства. Массив правовых норм имеет тенденцию к постоянному увеличению, развитию, изменению. За первые три года перестройки в России было принято новых законодательных актов больше, чем за пятьдесят предшествующих лет <1>. Помощь специалистов, включая квалифицированные юридические услуги, стала необходимым условием реализации конституционных, трудовых и иных прав граждан. ——————————— <1> См.: Тарло Е. Г. Общегражданское и судебное представительство. М.: Юрлитинформ, 2003. С. 4.
Существенное значение имеет то, что в ходе судебно-правовой реформы наблюдается значительное дистанцирование суда от участников процесса. Внедрение принципа состязательности привело к снижению участия суда в оказании помощи сторонам в осуществлении их прав. Как обоснованно отмечает В. Ф. Яковлев, состязательность стали противопоставлять активной роли суда. С этим нельзя согласиться, потому что реального равенства сторон нет: у одного — власть, деньги и адвокаты, другой — сражается в одиночку. Исход предугадать несложно. В мире уже поняли это и не рассматривают активное участие судьи в установлении истины как попрание принципа равенства сторон, причем пример подает Англия — родина состязательности процесса <2>. ——————————— <2> См.: Ямшанов Б. Судите и судимы будете // Российская газета. 2006. 10 марта. С. 1, 18.
Нельзя не отметить элементы формализма при осуществлении правосудия, прослеживающуюся тенденцию к отчуждению судебных органов от населения. Сведено до минимума участие в судопроизводстве представителей общественности. Ослаблен контроль за публичностью и прозрачностью осуществления правосудия <3>. Некоторые юристы связывают с этим необходимость повышения роли и ответственности адвокатуры за обеспечение юридической помощи, в том числе представительства в суде <4>. ——————————— <3> Председатель Верховного Суда РФ В. Лебедев, отмечая невысокое доверие граждан к судебным органам и к самому Верховному Суду, сообщил о завершении разработки законопроекта «О публичности, гласности и прозрачности работы Верховного Суда Российской Федерации» («Российская газета», 2006 г., 11 марта). <4> См.: Тарло Е. Г. Указ. соч. С. 11.
Этот вывод заслуживает внимания, хотя его нельзя не отнести к числу дискуссионных. По официальным данным, 20% российского населения находится за чертой бедности, имея доход около 40 долларов в месяц; более трети жителей, имея доход до 100 долларов в месяц, живут просто бедно, не позволяя себе выйти за пределы прожиточного минимума <5>. Поэтому для значительной массы населения услуги адвокатов просто неподъемны. Выходом из положения может быть создание государственных юридических контор, что находится в стадии реализации, развитие общественного представительства по месту работы и жительства граждан. Например, в областном центре Челябинской области положительно зарекомендовали себя комитеты территориального общественного самоуправления (КТОСы), созданные во всех районах Челябинска. Они являются связующим звеном между населением, как правило, микрорайонов и исполнительными органами местного самоуправления по вопросам содержания жилищного фонда, застройки территорий, решению бытовых вопросов. Положительный опыт участия общественных представителей граждан нуждается в анализе и распространении. ——————————— <5> См.: Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. М.: Инфра, 2005. С. 417.
Следует отметить, что в российской науке не было комплексных исследований, посвященных представительству в правовых отношениях. Те же работы, которые периодически публиковались в юридической литературе, носили односторонний характер, были посвящены в основном анализу представительства в гражданском, уголовном праве, гражданском и арбитражном процессах. Освещение этих вопросов осуществлялось нередко с характеристикой других норм в учебной литературе. Задача заключается в выявлении пробелов и недостатков в процессуальном обеспечении представительства, определении правового статуса, полномочий представителей граждан, работников и работодателей, осуществляющих свою деятельность в различных сферах правоотношений, на профессиональной и на общественной основе. Каждый вид представительства отличают решаемые им задачи, характерные особенности. Как справедливо отмечают М. И. Брагинский и В. В. Витрянский, если согласиться с утверждением «существо представительства состоит в том, что одно лицо (представитель) отправляет юридическую деятельность вместо другого лица (представляемого)», то содержание подобной деятельности может выходить за рамки и договора поручения, и гражданского права. Едва ли не любая отрасль, входящая в состав не только частного, но и публичного права, может использовать конструкции представительства <6>. ——————————— <6> См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право: В 3 кн. Кн. 3: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2002. С. 259. Эти проблемы были предметом исследования: Гражданское право / Под ред. А. Н. Сергеева, Ю. К. Толстого. СПб., 1995. С. 22; Чеха В. В. Теоретические аспекты представительства в системе социального партнерства: Автореферат диссертации кандидата юридических наук. Томск, 2005. С. 10.
Если обратиться к международным договорам, то особенностью этих документов является то, что государство заключает их в лице своих высших органов государственной власти или управления, осуществляющих представительские полномочия. В соответствии с Конституцией РФ Президент Российской Федерации ведет переговоры и подписывает международные договоры без необходимости предъявления полномочий. Правительство РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 31 декабря 1997 г. (с изменениями от 1 июня 2005 г.) в пределах своих полномочий заключает международные договоры (статья 21). Федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции вправе подписывать международные договоры межведомственного характера. То есть в зависимости от органов, выполняющих указанные функции, представительство осуществляется на межгосударственном, межправительственном и межведомственном уровнях. В подавляющем большинстве органы государства, заключая международные договоры, действуют через специально на то уполномоченных лиц <7>. В этих условиях можно говорить не только о юридическом, но и о политическом представительстве, о легитимности, то есть об общественном признании какого-либо действия, факта, действующего лица, в том числе представителя <8>. ——————————— <7> См.: Международное публичное право: Учебник / Л. П. Ануфриева, Д. К. Бекяшев, К. А. Бекяшев и др. М.: ТК «Велби», Проспект, 2004. С. 249 — 250. <8> См.: Политология: Учебник / Под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2004. С. 126 — 127.
Когда договоры посвящены социально-экономическим вопросам, затрагивают социально-трудовые права работников и работодателей, особенно если речь идет о деятельности транснациональных корпораций (ТНК), целесообразно проведение предварительных консультаций с их представителями. Это связано с тем, что в настоящее время Трудовой кодекс не предусматривает международного уровня социального партнерства, хотя стремительное развитие ТНК делает необходимым внесение таких дополнений в статью 45 Трудового кодекса. Эта точка зрения не является бесспорной. По мнению некоторых ученых, оригинальное сочетание элементов международного и локального уровней социального партнерства в транснациональных корпорациях позволяет говорить о формировании в России нового уровня партнерства, который можно назвать корпоративным <9>. Эта позиция заслуживает внимания, но с ней нельзя полностью согласиться. Корпорация — объединение предприятий, одна из основных форм предпринимательства, разновидность юридических лиц <10>. Если следовать такому принципу дифференциации социального партнерства, то необходимо будет связывать его с особенностями осуществления в других разновидностях юридических лиц, что вряд ли приемлемо. Отличительным признаком должен стать уровень указанных отношений, используемый в Трудовом кодексе. ——————————— <9> См.: Чуча С. Ю. Социальное партнерство в сфере труда: становление и перспективы развития правового регулирования в Российской Федерации. Омск, 2005. С. 248. <10> См.: Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1997. С. 214.
К международному уровню партнерства целесообразным было бы отнести и другой блок отношений. С момента создания Международной организации труда в ее рамках осуществляется социальное партнерство с принятием конвенций и рекомендаций, являющихся актами социального партнерства. Заключаются договоры на европейском уровне в соответствии с Хартией основных социальных прав работников, подписанной 9 декабря 1989 г. главами правительств и государств — членов Европейского союза. Это Европейские коллективные договоры об отпуске по уходу за ребенком (1995 г.) и о регулировании неполного рабочего времени (1997 г.). Они заключены Европейской конфедерацией профсоюзов и Союзом европейских конфедераций предпринимателей <11>. В связи с созданием Россией и Белоруссией Союзного государства правомерно также говорить о принятии акта социального партнерства на этом уровне. ——————————— <11> См.: Киселев И. Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов. М.: Дело, 1999. С. 254.
Некоторые особенности отличает представительство, осуществляемое органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 21 июля 2005 г.). Выборный орган местного самоуправления обладает правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. В соответствии со статьей 15 названного Закона такой орган состоит из депутатов. В его исключительном ведении находятся: — утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; — принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; — установление местных налогов и сборов и др. В данном случае мы имеем дело с представительством, вытекающим из закона. Хотя нельзя не отметить, что более 100 лет назад А. Гордон не без оснований полагал, что правомерно говорить о группе отношений представительства, где закон сочетается с волею участвующих в них лиц <12>. Такой подход более точно отражает сущность представительства применительно к названной ситуации. ——————————— <12> См.: Гордон А. Представительство в гражданском праве. СПб., 1879. С. 100.
Правомерной является постановка вопроса о необходимости выделения в статье 352 Трудового кодекса самостоятельного способа осуществления контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства органами местного самоуправления. Они в соответствии со статьей 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти. Самоуправление является формой осуществления народом своей власти <13>. В соответствии с названным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления выступают сторонами социального партнерства (статьи 23, 34), осуществляют внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства в надведомственных организациях. ——————————— <13> См.: Васильева Е. В. Защита профсоюзами социально-трудовых прав работников в условиях рыночной экономики: Автореферат диссертации кандидата юридических наук. Томск, 2006. С. 9.
Если обратиться к представительству в трудовых отношениях, то нельзя не учитывать, что в их основе личный характер труда. В то же время, как отмечал Б. К. Бегичев, исследуя природу трудовой правосубъектности, на нее известное влияние оказывает «группа прав, реализация которых не требует обязательного личного участия управомоченного и которые могут осуществляться через представителя». К ним относятся, в частности, право на получение заработной платы, гарантийных и компенсационных выплат, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью рабочих и служащих, право на получение пособий по государственному и социальному страхованию и пенсий, право на обращение за защитой нарушенных трудовых прав и интересов. Имущественный элемент входит в трудовые отношения не как дополнительный элемент, а в качестве необходимого, существенного. Имущественные права и обязанности могут принадлежать одному лицу, а осуществлять их способно другое <14>. ——————————— <14> См.: Бегичев Б. К. Трудовая правоспособность советских граждан. М.: Юридическая литература, 1972. С. 72 — 73.
Следует отметить, что в период формирования трудового законодательства в него включались отдельные статьи о фактическом представительстве. В статье 32 КЗоТ РСФСР 1922 г. было определено, что когда по трудовому договору производится работа не для лица, непосредственно заключившего договор, а для обслуживаемого им предприятия или хозяйства, или когда производство, в котором работает нанявшийся, составляет часть или отделение другого предприятия, ответственность по трудовому договору возлагается на предприятие, для которого выполняется работа. В соответствии с частью 4 статьи 63 Трудового кодекса представительство по закону возникает при заключении трудового договора с работником, не достигшим 14 лет. Некоторые ученые, например Л. Я. Гинзбург, были склонны считать, что в этом случае мы имеем дело с исключением из общего правила о том, что в трудовом праве нет представительства <15>. ——————————— <15> См.: Гинзбург Л. Я. Социалистическое трудовое правоотношение. М., 1977. С. 202.
С учетом развития трудового законодательства больше оснований полагать, что мы имеем дело с тенденцией к распространению представительства на трудовые отношения. В соответствии со статьей 20 Трудового кодекса (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90) от имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход, достигших возраста 18 лет, но признанных недееспособными, их опекуны могут заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания этих физических лиц и помощи им по ведению домашнего хозяйства. Если учесть, что в стране около 14 млн. лиц с ограниченной трудоспособностью, а уровень экономических потерь из-за психических заболеваний сопоставим с потерями от болезней сердечно-сосудистых и онкологических <16>, то вряд ли можно говорить об ограниченных случаях представительства, о котором идет речь. В стране официально зарегистрировано более 3 млн. зависимых от алкоголя и столько же наркоманов <17>. ——————————— <16> См.: Добромыслова О. Береги голову смолоду // Российская газета. 2005. 13 октября. С. 5. <17> См.: Зыкова Т. Они среди нас // Российская газета. 2006. 4 августа. С. 16.
Действующее трудовое законодательство не определяет минимальный возраст граждан-работодателей. Интересы рыночной экономики требуют как эффективного использования гражданами своих трудовых прав и обязанностей, так и усиления ответственности за принимаемые решения. Этим можно объяснить, что в соответствии с частью 10 статьи 20 Трудового кодекса несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет за некоторым исключением могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственного заработка, стипендии, иных доходов с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей). В этих случаях законные представители несовершеннолетних несут дополнительную ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений. Несмотря на сказанное, нельзя не отметить, что в основном, когда идет речь о представительстве в сфере труда, в условиях радикального реформирования системы права, в том числе трудового права, возникали объективные основания полагать, что сложилась и развивается система представительства в социально-трудовых отношениях. Ее образуют представительство работников и представительство работодателей. Необходимо выделять представительство в индивидуальных и коллективных правоотношениях. Речь может идти об индивидуальных и коллективных правах (см. рисунок). В первом случае это права, разрешаемые в ходе индивидуальных трудовых споров по самому широкому спектру вопросов. Особенность коллективных прав состоит в том, что они не могут осуществляться отдельными работниками и работодателями вне их связи с трудовыми коллективами, объединениями работодателей. Так, работник не может выступить от своего имени с инициативой заключения коллективного договора. Но на него распространяются льготы, гарантии коллективного договора, заключенного в установленном законом порядке. Как справедливо отмечает В. А. Федосеенко, коллективные права — это не сумма прав лиц, входящих в коллектив, поскольку они имеют качественно новые свойства, определенные целями и интересами коллективного образования. Их нельзя относить к естественным, поскольку они формируются и укрепляются по мере становления интересов того или иного коллектива <18>. ——————————— <18> См.: Федосеенко В. А. Коллективные права: понятие, сущность, правовая природа, содержание и перспективы развития // Юрист. 2002. С. 63.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
по субъектам:
\ / \ /
Представительство работников Представительство работодателей (объединений работников) (объединений работодателей)
\ / \ /
Представительство индивидуальных Представительство коллективных прав работников и работодателей прав работников
\ / \ /
Материальные Нематериальные права права по уровням:
\ / \ / \ / \ / Международный \ / \ / Межрегиональный, Отраслевой Уровень Федеральный региональный (межотраслевой) Территориальный организации
Коллективные права могут быть материальными и нематериальными. В последнем случае речь может идти, например, о праве на совершение процедурно-процессуальных действий, в том числе связанных с представительством. Представительство в социально-трудовых отношениях призвано содействовать реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи. Ряд связанных с осуществлением представительства проблем требует своего разрешения.
——————————————————————