Система контроля — элемент управленческой функции внутрисистемного управления органами внутренних дел
(Корнеев В. В.)
(«Общество и право», 2010, N 4)
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ — ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ
ВНУТРИСИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В. В. КОРНЕЕВ
Корнеев Вадим Владимирович, заместитель начальника Краснодарского университета МВД России по заочному обучению.
Рассматривается проблематика системы зонального контроля, виды управленческой деятельности, применяемые на практике, определяется сущность информационного обеспечения деятельности зональных работников.
Ключевые слова: отраслевые службы, субъекты организации взаимодействия, информационное обеспечение, управленческая деятельность.
It is considered problem of the system of the zonal checking, types to management activity, applicable in practice, is defined essence of the dataware to activity zonal workman.
Key words: branch services, subjects to organizations of the interaction, dataware, management activity.
В современных условиях, когда на основе Конституции Российской Федерации осуществляются глубокие преобразования правоохранительной системы и мобилизуются все силы государства и общества на претворение в жизнь принятых Президентом РФ жизненно важных правовых актов об усилении борьбы с терроризмом, организованной преступностью, коррупцией, обеспечении надежного общественного порядка, особое значение приобретают вопросы укрепления в органах внутренних дел исполнительской дисциплины и повышения действенности контроля исполнения.
В рамках проводимой административной реформы органов внутренних дел ни один орган внутренних дел не может эффективно функционировать, если дает сбои механизм управления, не срабатывает система нормальных взаимоотношений верхних эшелонов власти и низовых органов, подразделений, если на всех уровнях, во всех звеньях не обеспечивается неукоснительное исполнение законов, указов Президента, постановлений Правительства, директив и приказов министра внутренних дел России.
Значение контроля возрастает в той же степени, в какой растут масштабы и сложности поставленных задач. Это обстоятельство диктует необходимость улучшения организации осуществления контроля. Контроль должен пронизывать работу всех служб и подразделений системы МВД России по всем направлениям, обеспечивать единство их действий, а значит необходима и единая система контроля, каждое звено которого решало бы присущие ему задачи. Возникновение контроля связано с общественным характером труда, природа которого обусловливает необходимость согласованных действий между субъектом и объектом управления.
Понятие управление многими авторами трактуется по-разному. Так, например, В. Г. Афанасьев дает определение управления «как подготовка, принятие и реализация цепи последовательных решений управляющей подсистемы на основе информации, отражающей состояние системы и окружающей среды» [1]. Наряду с определением управления как процесса, существует понятие «процесс управления», который определяется как «упорядочение системы». Достаточно интересна точка зрения Ф. Д. Кожурина [2], который считает процесс управления ни чем иным, как развертыванием механизма управления в динамике по своим технологическим параметрам.
Под управлением представителями Российской академии управления понимается «упорядочение системы». По их мнению, системность — ведущий принцип управления. Само управление рассматривается как особая система, включающая субъект и объект управления, т. е. собственно процесс управления и обратная связь между объектом и субъектом. Управление призвано обеспечивать и совершенствовать структурное и функциональное единство системы, вскрывать и устранять препятствия на пути к цели, ассимилировать или нейтрализовать возмущающие воздействия как внутри, так и вне системы.
Повышение эффективности управленческой деятельности в значительной степени связано с правильным пониманием функций управления. Понятие «функция» является одним из широко распространенных в литературе и используется в самых различных значениях. Так, у авторов по общей теории управления функция выступает как содержание, способ проявления зависимости между различными социальными процессами в рамках данной общественной системы [3].
Кроме того, в понятие «функция управления» нередко вкладывается смысл в зависимости от того, какой аспект рассматривается: сущность и цели управления, стадии и виды этой деятельности и т. д. Однако, в любом случае функция управления представляет собой внешнее проявление управленческих отношений.
Авторы, в том числе В. Г. Афанасьев, В. Е. Караханов [4], рассматривают понятие «функция» как одно из основных направлений деятельности.
Существуют различные классификации функций управления, которые можно сгруппировать, во-первых, по содержанию и назначению управленческой деятельности — основные функции (социально-политические и производственно-экономические) и, во-вторых, по видам управленческой деятельности — общие и специфические функции [5].
Общие функции управления отличаются определенным содержанием труда, характером информационных процессов и спецификой принимаемых решений. В их состав входят: планирование, организация, стимулирование, анализ, учет и контроль. Эти функции управленческой деятельности, несмотря на особенности различных отраслей и звеньев управления, тесно взаимосвязаны между собой.
Шелякин Н. Д. [6] отмечает, что составной частью управления выступает и имеет существенное значение система контроля, оказывающая большое влияние на совершенствование работы по выполнению всех других функций управления.
В то же время контроль, объективно присутствуя во всех элементах управленческой деятельности, выступает составной частью реализации любой другой функции управления, и является элементом организаторской работы. В этом проявляется специфическое свойство контроля и его универсальность.
Система контроля состоит из таких элементов, как: субъекты и объекты контрольной деятельности, предметы контроля, формы, методы и средства осуществления контроля, раскрывающие информационные связи между субъектами и объектами контрольной деятельности.
Следует иметь в виду, что указанная совокупность элементов представляет собой систему контроля в статике. Динамический же аспект данной системы предполагает определенные организационные усилия по ее созданию и функционированию. Поэтому создание системы контроля включает в себя совокупность организационных мероприятий субъекта управления по определению субъектов, объектов, предметов контроля, времени его ведения, а также методов, форм и средств осуществления. Именно организационный метод лежит в основе создания специфических систем контроля для различных по назначению, уровню управления, объему и сложности деятельности органов внутренних дел. Элементы же этих различных систем контроля в общем совпадают. Организация системы контроля в том или ином органе внутренних дел предполагает определение задач, объема и сроков проведения контроля, четкое разделение контрольной функции между отдельными лицами и аппаратами управления, использование наиболее целесообразных приемов и правил контроля, выработанных научной и передовой практикой. Система контроля обеспечивает объективных анализ деятельности органов внутренних дел, позволяет постоянно наблюдать за работой исполнителей, направлять ее, обобщать передовой опыт их работы, своевременно оказывать им помощь и устранять выявленные недостатки. «Проверка исполнения только тогда может достигнуть цели, когда есть система контрольной работы, когда она ведется не эпизодически, не от случая к случаю, а на строго продуманной, рациональной основе, когда выбор форм и методов контроля определяется реальными жизненными обстоятельствами» [7].
Система контроля является прерогативой субъекта управления и сущность контроля состоит не только в наблюдении за соответствием деятельности управляемых объектов заданным предписаниям, но и в выявлении недостатков и достоинств в деятельности контролируемых горрайорганов, их оценке и сопоставлении с намеченными целями, а также в принятии мер по устранению недостатков и причин, их породивших [8].
Многие авторы рассматривают контроль как внутриведомственный, ведомственный, внутрисистемный. Различие в термине не порождает существенного различия в понимании его сущности. Внутренним является контроль, осуществляемый органом отраслевой компетенции (министерством) за деятельностью подчиненных органов, учреждений, предприятий и должностных лиц. Но следует указать на то, что внутренний контроль осуществляется не только органом отраслевой компетенции (МВД России), но и на любом другом уровне управления внутренними делами: МВД, ГУВД, УВД, ГРОВД, которые представляют собой системы социального управления. Это дает основание рассматривать внутренний контроль всегда конкретно, примирительно к целям и задачам конкретного органа или подразделения.
Основы организации внутрисистемного контроля лежат в осуществлении проверочной деятельности в отношении организационно подчиненных объектов, подвластных субъекту управления. Властность внутрисистемного контроля обеспечивает его реальность и действенность.
Сущность внутрисистемного контроля состоит в наблюдении за соответствием деятельности управляемых органов, подразделений и должностных лиц заданным предписаниям, которые они получили от управляющих звеньев, а также в корректировании желаемого результата с тем, что на сегодня имеется. Конечная цель контроля заключается в том, что в ходе его осуществления выявляются общие и специфические недостатки и достоинства в деятельности контролируемых, их причины, допущенные отклонения от требований управленческих решений, определяются пути преодоления препятствий для эффективного функционирования всей системы.
Исходя из вышеизложенного, можно определить под понятием «контроль» наблюдение и проверка соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям, определение результатов их выполнения, выявления допущенных отклонений от соответствующих установлений (законов, стандартов, приказов и т. д.), от принципов организации и регулирования проверяемой деятельности [9].
Литература
1. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). М.: Политиздат, 1973. С. 240.
2. Кожурин Ф. Д. Процесс управления (системное исследование и разработка на примере региона). М.: Мысль, 1988. 237 с.
3. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. 4-е изд. М: Омега-Л, 2006. С. 50.
4. Караханов В. Е. Совершенствование оперативного управления горрайорганами в системах МВД, УВД. М.: Академия МВД СССР, 1979. С. 67.
5. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. 4-е изд. М: Омега-Л, 2006. С. 57.
6. Шелякин Н. Д. Организация контроля в органах внутренних дел: Лекция. М.: Академия управления МВД России, 2004. С. 3.
7. Шелякин Н. Д. Организация системы контроля в МВД, УВД. М.: Академия МВД РФ, 1986. С. 15 — 19.
8. См.: Шелякин Н. Д. Организационные проблемы контроля в МВД, УВД: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1977. С. 12 — 13.
9. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). М., 1973. С. 240.
——————————————————————