Из практики прокурорского надзора

(Редакционный материал)

(«Законность», 1999, N 9)

ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

Закон Москвы сужает права иностранных граждан, имеющих право на безвизовый въезд в Россию, и значительно усиливает ответственность за нарушение правил регистрации по сравнению с федеральным законодательством.

Московской городской Думой 9 июля 1997 г. принят Закон «Об условиях пребывания в Москве иностранных граждан, имеющих право на безвизовый въезд в Россию».

Первый заместитель Генерального прокурора РФ внес в Московскую городскую Думу протест на ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 12 этого Закона, как противоречащие Конституции РФ, нормам федерального законодательства. Указанные нормы подлежат отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п. «в» ст. 71 Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина относится к исключительному ведению Российской Федерации. Вместе с тем вопросы защиты этих прав, согласно п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции, относятся также к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, которые могут расширять права и свободы по сравнению с тем, как они определены федеральным законодательством, но сужать их, ущемлять права граждан они не вправе.

По предметам ведения Российской Федерации, как установлено ч. 1 ст. 76 Конституции, принимаются федеральные конституционные и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

Статья 3 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливает, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, при этом правила регистрации и снятия граждан с регистрационного учета утверждаются Правительством РФ.

Правительство Постановлением от 17 июля 1995 г. N 713 утвердило Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее — Правила).

Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 290 действие этих Правил распространено на граждан бывшего СССР, прибывающих из государств — участников СНГ и стран Балтии.

Пункт 9 Правил устанавливает, что граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, обязаны в трехдневный срок со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию.

Таким образом, ч. 2 ст. 3 Закона Москвы, обязывающая иностранных граждан, прибывающих в этот город на срок свыше трех суток, пройти регистрационный учет в суточный срок, сужает права данной категории граждан, установленные федеральным законодательством.

Согласно п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов; при этом общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом (ч. 3 ст. 75 Конституции РФ).

Таким законом является Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Законы субъектов РФ по этому предмету совместного ведения согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ должны приниматься в соответствии с названным Законом.

Часть 1 ст. 7 Закона Москвы предусматривает взимание с иностранных граждан платы по возмещению расходов, связанных с обеспечением регистрационного учета, в сумме трех минимальных размеров оплаты труда, установленной федеральным законодательством. Это положение Закона Москвы противоречит ст. ст. 18 и 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Статья 20 указанного Федерального закона содержит исчерпывающий перечень налогов, сборов и платежей, вводимых в субъектах РФ. Плата по возмещению расходов, связанных с обеспечением регистрационного учета иностранных граждан, этим перечнем не предусмотрена.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно — процессуальное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

В настоящее время в России действует Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, где в ст. 184 установлены виды нарушений правил пребывания иностранных граждан в Российской Федерации и размер штрафов за нарушение этих правил.

Размеры штрафов определяются в соответствии с Законом РФ от 14 июля 1992 г. «О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях».

Часть 1 ст. 11 Закона Москвы предусматривает ответственность за проживание иностранных граждан в Москве без регистрации свыше трех суток в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до пяти минимальных размеров оплаты труда, что противоречит ч. 1 ст. 184 КоАП РСФСР, устанавливающей ответственность за несоблюдение порядка регистрации в виде предупреждения или наложения штрафа, верхний предел которого в соответствии с Законом РФ от 14 июля 1992 г., не должен превышать одной второй минимального размера оплаты труда.

Часть 1 ст. 12 Закона Москвы устанавливает ответственность граждан и должностных лиц за предоставление жилого помещения иностранным гражданам, не прошедшим регистрацию, в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до пяти минимальных размеров оплаты труда. Это положение противоречит ч. ч. 2 и 3 ст. 184 КоАП РСФСР, которыми предусмотрена ответственность: для должностных лиц, принимающих иностранных граждан, за нарушение установленного порядка их регистрации в виде предупреждения или наложения штрафа, верхний размер которого, в соответствии с Законом РФ от 14 июля 1992 г., не должен превышать одного минимального размера оплаты труда, и для граждан, предоставивших иностранным гражданам жилую площадь и не принявших мер к обеспечению в установленном порядке их своевременной регистрации, в виде предупреждения или наложения штрафа, верхний предел которого, в соответствии с указанным Законом не должен превышать одной второй минимального размера оплаты труда.

Таким образом, Закон Москвы значительно усиливает ответственность за нарушение правил регистрации по сравнению с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а в соответствии с ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам.

Протест рассмотрен на заседании Московской городской Думы, указанные нарушения устранены.

——————————————————————