Определен порядок вовлечения работодателей в заключенные на федеральном уровне отраслевые соглашения
(Рысина Д. Ф.)
(«Кадры предприятия», 2007, N 8)
ОПРЕДЕЛЕН ПОРЯДОК ВОВЛЕЧЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ЗАКЛЮЧЕННЫЕ
НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ ОТРАСЛЕВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ
Д. Ф. РЫСИНА
Д. Ф. Рысина, юрист, эксперт журнала «Карды предприятия».
С 1 сентября 2007 года вступают в силу поправки в Трудовой кодекс РФ, предусматриваемые Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации». «Кадры предприятия» (N 6/2007) уже информировали работодателей о грядущих изменениях в сфере оплаты труда. И в частности предупреждали, что новой статьей 133.1 Трудового кодекса РФ вводится специальный порядок принятия региональных соглашений о минимальной заработной плате, которые при несовершении работодателями региона определенных действий становятся обязательными для них в плане необходимости доведения размера заработной платы до размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
В этом материале проанализируем новый порядок введения отраслевых соглашений, заключаемых на федеральном уровне, и распространения сферы их действия на работодателей.
Как следует из статьи 45 Кодекса, соглашение представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений соглашения подразделяются на:
1) генеральное. Оно устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне;
2) межрегиональные. Такие соглашения устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации;
3) региональные. Данные соглашения устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации;
4) отраслевые и межотраслевые. Ими устанавливаются общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Они могут заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства;
5) территориальные. Они устанавливают общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования;
6) иные соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Согласно части третьей статьи 48 Трудового кодекса РФ соглашение действует в отношении:
— всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;
— работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
— органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
Отсутствие в приведенном перечне других работодателей, не принимавших участие в подготовке и заключении соглашения, не означает, что на них не распространяется действие соответствующего соглашения.
В статье 48 Трудового кодекса РФ, так же как и в статье 133.1, в качестве способа выражения воли субъекта предусмотрено молчание. Следует сказать, что вопреки обывательскому «молчание — знак согласия» в действительности в праве неизъявление субъектом своего желания совершить сделку или принять на себя какие-либо обязательства квалифицируется как отказ от совершения сделки или принятия на себя соответствующих обязательств. Только в единичных случаях, прямо установленных законом, неизъявление субъектом своего согласия может иметь такие же правовые последствия, как выраженное согласие на заключение сделки или принятие на себя соответствующих обязательств. В гражданском праве молчание (отсутствие заявлений со стороны субъекта сделки) признается выражением воли на совершение сделки в случаях, предусмотренных статьей 621 (пунктом 2), статьей 999 Гражданского кодекса РФ. В Трудовом кодексе РФ также присутствуют нормы, которые предусматривают, что неизъявление воли одной из сторон или обеими сторонами трудовых отношений влечет соответствующие правовые последствия для них (например, часть четвертая статьи 58 Кодекса). На уровне социального партнерства последствия молчания работодателя в случае заключения другими субъектами партнерства соглашения заключаются в том, что действие указанного соглашения в полной мере распространяется на данного работодателя.
Согласно части седьмой статьи 48 Трудового кодекса РФ по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, то есть в настоящее время — Министерства здравоохранения и социального развития РФ, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.
Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению в соответствии с частью десятой статьи 48 Трудового кодекса РФ должны быть установлены Министерством здравоохранения и социального развития РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Указанный Порядок был утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2007 N 260 (зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2007). Согласно Порядку опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению Федеральная служба по труду и занятости в течение 3 календарных дней со дня регистрации соглашения (изменений и дополнений к нему) направляет текст соглашения и сведения о его регистрации в журнал «Труд и Страхование» для опубликования и в Министерство здравоохранения и социального развития РФ для размещения на официальном сайте Министерства в Интернете (www. mzsrrf. ru).
После опубликования соглашения в журнале «Труд и Страхование» и размещения на указанном web-сайте стороны соглашения вправе предложить Министру здравоохранения и социального развития РФ обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему.
В свою очередь Министерство готовит предложение работодателям о присоединении к соглашению. Такое предложение составляется по следующей форме:
Бланк
Министерства
Работодателям
_________________________________
На федеральном уровне заключено отраслевое соглашение ____
______________________________________________________________
полное наименование
______________________________________________________________
соглашения
между ________________________________________________________
(наименование сторон соглашения)
Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной
службе по труду и занятости (N ___ от ______ г.), опубликовано
в журнале «Труд и Страхование» (N ____ _______ г.) и размещено
на официальном сайте Минздравсоцразвития России
(www. mzsrrf. ru).
В соответствии со статьей 48 (ч. 7) Трудового кодекса
Российской Федерации предлагаю работодателям отрасли, не
участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться
к нему.
Обращаю внимание, что если в течение 30 календарных дней
со дня официального опубликования данного предложения в
Минздравсоцразвития России работодателями, не участвовавшими
в заключении соглашения, не будет представлен в установленном
статьей 48 (ч. 8) Трудового кодекса Российской Федерации
порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к
соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на
этих работодателей.
Министр подпись
Данное предложение направляется Министерством здравоохранения и социального развития РФ для официального опубликования в «Российскую газету».
В силу части восьмой статьи 48 Трудового кодекса РФ если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению (в «Российской газете») не представили в Министерство здравоохранения и социального развития РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования данного предложения.
Если работодатель отказывается присоединиться к соглашению, то вместе с мотивированным отказом работодатель должен приложить протокол консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (при его наличии).
На сайте Министерства сообщен следующий почтовый адрес для приема обращений: Рахмановский пер., д. 3, г. Москва, ГСП-4, 127994.
Следует отметить, что свобода присоединения работодателя к отраслевому соглашению, заключенному на федеральном уровне, достаточно условна. Как следует из части девятой статьи 48 Трудового кодекса РФ, в случае отказа работодателя присоединиться к соглашению Министр имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. При этом представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
Уклонение работодателя от участия в указанных консультациях может повлечь соответствующие правовые последствия для работодателя. В главе 5 Кодекса РФ об административных правонарушениях содержится сразу несколько статей, рассматривающих административные правонарушения, связанные с заключением и исполнением соглашений.
Прежде чем назвать их, обратим внимание, что в соответствии с частью первой статьи 47 Трудового кодекса РФ проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров, проводимых в порядке, установленном главой 6 Трудового кодекса РФ для коллективных договоров и соглашений. Таким образом, статьи, перечисленные в таблице 1, могут быть распространены и на случаи заключения соглашения (присоединения к нему, его исполнения).
Таблица 1
Статья Административное правонарушение
КоАП РФ
5.28 Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от
участия в переговорах о заключении, об изменении или о
дополнении коллективного договора, соглашения либо
нарушение установленного законом срока проведения
переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по
заключению коллективного договора, соглашения
в определенные сторонами сроки
5.29 Непредоставление работодателем или лицом, его
представляющим, в срок, установленный законом,
информации, необходимой для проведения коллективных
переговоров и осуществления контроля за соблюдением
коллективного договора, соглашения
5.30 Необоснованный отказ работодателя или лица, его
представляющего, от заключения коллективного договора,
соглашения
5.31 Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его
представляющим, обязательств по коллективному договору,
соглашению
——————————————————————