Представительство субъектов предпринимательской деятельности в отношениях с органами налоговой полиции
(Махров И. Е., Борисов А. Н.) («Право и экономика», N 9, 2002)
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ С ОРГАНАМИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ
И. Е. МАХРОВ, А. Н. БОРИСОВ
Махров Игорь Евгеньевич Заместитель начальника Управления ФСНП России по Оренбургской области, подполковник налоговой полиции. Кандидат философских наук. Родился 25 марта 1964 г. в г. Каменск — Уральский Свердловской области. В 1986 г. окончил Уральский госуниверситет им. А. М. Горького. С 1993 г. проходит службу в федеральных органах налоговой полиции Автор ряда публикаций по налоговому и административному праву.
Борисов Александр Николаевич Начальник службы документальных проверок Управления ФСНП России по Оренбургской области, майор налоговой полиции. Родился в 1972 г. в г. Медногорске Оренбургской области. В 1993 г. окончил Ярославское высшее военное финансовое училище, в 2001 г. — Оренбургский институт (филиал) МГЮА. С 1993 г. проходит службу в федеральных органах налоговой полиции. В настоящее время — аспирант Академии налоговой полиции ФСНП России. Автор ряда публикаций по налоговому и административному праву.
В практической деятельности юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям приходится вступать во взаимоотношения с различными правоохранительными и контролирующими органами, в том числе с федеральными органами налоговой полиции. Зачастую субъект предпринимательской деятельности при проведении должностными лицами органов налоговой полиции проверочных и (или) иных мероприятий вступает во взаимоотношения с проверяющими через своих представителей. В связи с этим, как показывает практика, возникает целый ряд вопросов, связанных с представительством интересов субъектов предпринимательской деятельности в отношениях с федеральными органами налоговой полиции. Настоящая статья направлена на то, чтобы однозначно определить: кто, в каких случаях и в каком порядке может представлять интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в отношениях с федеральными органами налоговой полиции.
Прежде всего необходимо отметить, что основная проблема в понимании представительства заключается в том, что до сих пор на практике федеральные органы налоговой полиции путают с налоговыми органами и вследствие этого ошибочно полагают, что действие Налогового кодекса РФ распространяется и на представительство в отношениях с федеральными органами налоговой полиции. Однако это далеко не так. Действительно, согласно п. 8 ст. 9 НК РФ (в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ) федеральные органы налоговой полиции при решении вопросов, отнесенных к их компетенции указанным Кодексом, являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Казалось бы, этим и исчерпывается решение вопроса о представительстве налогоплательщиков в отношениях с федеральными органами налоговой полиции, т. к. гл. 4 НК РФ достаточно полно регламентирует представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Однако из анализа положений ст. 36 НК РФ, в которой определены полномочия федеральных органов налоговой полиции, следует, что компетенция органов налоговой полиции предопределена большей частью уголовно — процессуальным законодательством, законодательством об оперативно — розыскной деятельности и законодательством об административных правонарушениях, нежели законодательством о налогах и сборах: предупреждение, выявление, пресечение и расследование нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями (п. 1 ст. 36); производство дознания по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к их ведению (подп. 1 п. 2 ст. 36); проведение предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к их подследственности (подп. 2 п. 2 ст. 36); осуществление оперативно — розыскной деятельности (подп. 3 п. 2 ст. 36); осуществление иных полномочий, предусмотренных Законом РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции». В пункте 2 ст. 10 НК РФ специально определено, что производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством РФ об административных правонарушениях и уголовно — процессуальным законодательством РФ. Но в сфере отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, федеральные органы налоговой полиции, как следует из положений ст. 36 НК РФ, полномочны лишь: по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках (подп. 4 п. 2 ст. 36); при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, направлять материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения (п. 3 ст. 36). О существенном ограничении в силу ст. ст. 9, 10 и 36 НК РФ полномочий федеральных органов налоговой полиции в рамках отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, разъяснено в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» <*>. ——————————— <*> Российская газета. 1999. 6 июля.
Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 13-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» п. 2 ст. 36 НК РФ был дополнен подпунктом 5, в соответствии с которым федеральным органам налоговой полиции предоставлено право проводить проверки налогоплательщиков при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Однако это не означает, что проверки налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции проводятся в рамках осуществления налогового контроля, т. е. в рамках отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Пленум ВАС РФ в п. 28 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» <*> разъяснил, что в силу подп. 5 п. 2 ст. 36 НК РФ органы налоговой полиции полномочны производить проверки, включающие и проверку документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы и произведенные им расходы, в целях, по основаниям и в порядке, установленных законодательством об оперативно — розыскной деятельности и уголовно — процессуальным законодательством. ——————————— <*> Вестник ВАС РФ. 2001. N 7.
Из этого следует немаловажный вывод о том, что положения гл. 4 НК РФ, регламентирующей представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не распространяются на отношения с участием федеральных органов налоговой полиции, за исключением участия органов налоговой полиции по запросам налоговых органов в налоговых проверках и передачи материалов из органов налоговой полиции в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов. В связи с этим представляют определенный интерес формулировки положений ст. 29 гл. 4 НК РФ, регламентирующих участие уполномоченного представителя налогоплательщика. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ, в соответствии с которым в состав участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, включены федеральные органы налоговой полиции, внес также изменения и в ст. 29 НК РФ. Однако в новой редакции (также как и в прежней) ст. 29 федеральные органы налоговой полиции не поименованы в составе органов, в отношениях с которыми интересы налогоплательщика может представлять его уполномоченный представитель. Это свидетельствует об особом порядке участия уполномоченных (договорных) представителей налогоплательщиков в отношениях с федеральными органами налоговой полиции. Другим характерным заблуждением, с которым постоянно приходится сталкиваться в ходе рассмотрения дел об обжаловании действий должностных лиц органов налоговой полиции, является выдвижение адвокатами и иными лицами, оказывающими юридическую помощь субъектам предпринимательской деятельности, довода, что проверки, проводимые органами налоговой полиции, должны осуществляться в порядке, определяемом Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Судебной практикой уже неоднократно подтверждено, что действие этого Закона не распространяется на деятельность федеральных органов налоговой полиции в силу того, что они являются согласно п. 1 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» правоохранительными органами и составной частью сил экономической безопасности Российской Федерации. Попутно отметим, что действие Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» не распространяется на проверки соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства о применении контрольно — кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а также законодательства в области производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в рамках лицензионного контроля, с которыми чаще всего приходится сталкиваться субъектам предпринимательской деятельности <*>. Необходимо отметить также, что на проблемы применения Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ уже справедливо обращалось внимание <**>. ——————————— <*> Экономика и жизнь. 2002. N 17. <**> Сергеев В. И. О применении Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) // Право и экономика. 2002. N 4.
Таким образом, представительство в отношениях с федеральными органами налоговой полиции регулируется в зависимости от вида правоотношений соответствующими положениями законодательства об административных правонарушениях; уголовно — процессуального законодательства; законодательства об оперативно — розыскной деятельности; законодательства о налогах и сборах, которые определяют: кто, в каких случаях и в каком порядке может представлять интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в отношениях с федеральными органами налоговой полиции.
Представительство в рамках производства по делам об административных правонарушениях
В соответствии с ч. 1 ст. 23.6 КоАП РФ федеральные органы налоговой полиции полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5, ч. 3 ст. 14.16, ст. ст. 15.1 и 15.2 Кодекса. Кроме того, должностные лица федеральных органов налоговой полиции полномочны составлять протоколы об административных правонарушениях, перечень которых приведен в п. 6 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, и применять ряд мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Из положений гл. 25 КоАП РФ следует, что при производстве по делу об административном правонарушении со стороны лица, в отношении которого ведется производство по делу, могут участвовать: непосредственно физическое лицо, в отношении которого ведется производство, в том числе и лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст. 25.1 КоАП РФ); законные представители физического лица, осуществляющие защиту его прав и законных интересов (ст. 25.3 КоАП РФ); законные представители юридического лица, осуществляющие защиту его прав и законных интересов (ст. 25.4 КоАП РФ); защитник, оказывающий юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу (ст. 25.5 КоАП РФ). В отношении субъектов предпринимательской деятельности нет смысла говорить о законных представителях физического лица, в том числе и индивидуального предпринимателя. Законные представители физического лица (родители, усыновители, опекуны или попечители) осуществляют защиту прав и законных интересов недееспособного гражданина или гражданина, ограниченного в дееспособности. Наличие же полной дееспособности субъекта предпринимательской деятельности презюмируется. Согласно ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Исходя из положений ст. ст. 53 (общие нормы об органах юридического лица), 72, 84, 91, 103, 110 и 113 (специальные нормы) ГК РФ в качестве законного представителя юридического лица выступает либо его участник, либо его единоличный исполнительный орган, либо его руководитель. Учредительными документами юридического лица согласно п. 1 ст. 52 ГК РФ являются: устав, либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор. Юридическое лицо, созданное в соответствии с ГК РФ одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем. В хозяйственных товариществах (для полного товарищества — п. 1 ст. 70 ГК РФ, для товарищества на вере — п. 1 ст. 83 ГК РФ) учредительными документами являются учредительные договоры. В обществах с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 89 ГК РФ) и в обществах с дополнительной ответственностью (п. 3 ст. 95 ГК РФ), а также в ассоциациях и союзах (п. 1 ст. 122 ГК РФ) — одновременно и учредительный договор, и устав. В акционерных обществах (п. 3 ст. 98 ГК РФ), производственных кооперативах (п. 1 ст. 108 ГК РФ), государственных и муниципальных унитарных предприятиях (п. 2 ст. 114 и п. 2 ст. 115 ГК РФ) — только устав. В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредительными документами для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации является устав, для учреждения — решение собственника о создании учреждения и устав. Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор. Признание в соответствии с законом руководителя или иного лица организации законным представителем этого юридического лица означает, что некоммерческая организация в соответствии с п. 1 ст. 52 ГК РФ и п. 1 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» действует на основании общего положения об организациях данного вида. Не является законным представителем организации (и уж тем более индивидуального предпринимателя) представитель, не являющийся руководителем или органом юридического лица. Например, лицо, имеющее согласно ст. 182 ГК РФ полномочия (основанные на доверенности или явствующие из обстановки (продавец в розничной торговле, кассир и т. п.) на совершение сделок. Согласно ст. 25.5 КоАП РФ в качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом (для индивидуального предпринимателя — нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации). Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания. Статья 27.8 КоАП РФ определяет, что осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении) осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя. Соответственно, при производстве осмотра допустимо присутствие не только законного представителя организации, но и представителей юридического лица или индивидуального предпринимателя, не являющихся законными представителями. Полномочия таких представителей согласно п. 1 ст. 182 ГК РФ основываются на доверенности, а также могут явствовать из обстановки, в которой действуют эти представители (продавец в розничной торговле, кассир и т. п.). Положение, устанавливающее присутствие представителей при проведении осмотра, аналогично положениям, закрепленным в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 143-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»: в п. 1 ст. 13 названного Закона закреплено право представителей юридических лиц или представителей индивидуальных предпринимателей непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю.
Представительство в рамках производства дознания и предварительного следствия по уголовному делу
Федеральные органы налоговой полиции (или должностные лица) выступают в качестве следующих участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения: органов дознания (п. 1 ч. 1 ст. 40 и п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ), дознавателей (ст. 41 и п. 2 ч. 3 ст. 151 УПК РФ) и следователей (ст. 38 и п. 4 ч. 2 ст. 151 УПК РФ). При этом согласно ч. 1 ст. 16 УПК РФ подозреваемому и обвиняемому обеспечивается право на защиту, которое они могут осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя. Согласно п. 12 ст. 5 УПК РФ под законными представителями понимаются родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший. Особенность уголовных дел, отнесенных к компетенции федеральных органов налоговой полиции (исключительная подследственность, определенная п. 4 ч. 2 ст. 151 УПК РФ; альтернативная подследственность, определенная ч. ч. 5, 6 и 7 ст. 151 УПК РФ; дела, по которым производится дознание и которые перечислены в п. 2 ч. 3 ст. 151 УПК РФ), заключается в том, что это, в основном, уголовные дела о налоговых и связанных с ними экономических преступлениях. Это, в свою очередь, предопределяет то, что наличие несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых по уголовным делам, расследуемым федеральными органами налоговой полиции, нехарактерно. Нормы, определяющие правовое положение защитника в уголовном процессе, содержатся в ст. 49 УПК РФ. Защитником является лицо, осуществляющее в установленном Кодексом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу. В качестве защитников допускаются адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката. Защитник допускается к участию в уголовном деле с момента: вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, за исключением далее перечисленных случаев; возбуждения уголовного дела, по которому производится дознание; фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления; объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно — психиатрической экспертизы; начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления. Адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера.
Представительство в рамках осуществления оперативно — розыскной деятельности
Право осуществлять оперативно — розыскную деятельность предоставлено оперативным подразделениям федеральных органов налоговой полиции в соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно — розыскной деятельности». Согласно ст. 3 названного Закона оперативно — розыскная деятельность основывается в том числе и на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Органы, уполномоченные осуществлять оперативно — розыскную деятельность, имеют в соответствии с п. 1 ст. 15 этого Закона право проводить гласно и негласно оперативно — розыскные мероприятия, перечисленные в ст. 6 Закона, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений. В статье 6 Федерального закона «Об оперативно — розыскной деятельности» также определено, что должностные лица органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно — розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе. Из приведенных положений, а также из иных положений данного Закона следует, что представительство лица при проведении в отношении него оперативно — розыскных мероприятий невозможно в принципе в силу специфики оперативно — розыскной деятельности. И дело не только в том, что лицо может и не знать о проведении в отношении него оперативно — розыскных мероприятий (имеются в виду негласные мероприятия). Из анализа целей (ст. 1 Закона) и задач оперативно — розыскной деятельности (ст. 2 Закона), а также из положений теории оперативно — розыскной деятельности <*> следует, что конечным результатом оперативно — розыскной деятельности в части выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений является не доказывание обстоятельств при производстве по уголовному делу, а лишь добывание (поиск) соответствующих сведений (фактических данных). Это подтверждается и положением ст. 89 УПК РФ, согласно которому в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно — розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ. ——————————— <*> Вершинин В. М. Полномочия федеральных органов налоговой полиции в сфере оперативно — розыскной деятельности // Налоговый вестник. 2000. N 6. С. 119 — 120.
Представительство интересов лиц во взаимоотношениях с федеральными органами налоговой полиции в рамках осуществления оперативно — розыскной деятельности (вне рамок сотрудничества или оказания содействия) согласно положениям ст. 5 Федерального закона «Об оперативно — розыскной деятельности» имеет место лишь в случаях нарушения прав и свобод этих лиц. Однако в этих случаях имеет место обжалование в общем порядке действий федеральных органов налоговой полиции, т. е. обжалование уже проведенных оперативно — розыскных мероприятий. Вместе с тем возможно представительство в отношениях с федеральными органами налоговой полиции и при проведении оперативно — розыскных мероприятий. Уже указывалось, что в соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 36 НК РФ федеральные органы налоговой полиции имеют право проводить проверки налогоплательщиков при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Приказом ФСНП России от 25 июня 2001 г. N 285 утверждена Инструкция о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции <*> (далее — Инструкция). ——————————— <*> Российская газета. 2001. 20 октября.
В пункте 10.1 Инструкции определен порядок проведения при проверках налогоплательщиков (и только при проведении проверок!) такого оперативно — розыскного мероприятия, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (указанное мероприятие может проводиться и вне связи с проводимой проверкой), а в п. 10.3 Инструкции — порядок производства изъятия материалов (предметов, документов) при проведении обследования. Указанный порядок предусматривает участие при производстве перечисленных действий законного представителя налогоплательщика, в отношении которого производится проверка. Положения, определяющие признание лиц законными представителями налогоплательщика, содержатся в ст. 27 НК РФ: налогоплательщика — организации — лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов; налогоплательщика — физического лица — лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Законное представительство физического лица имеет место лишь в случаях недееспособности или ограниченной дееспособности гражданина. Проверки же налогоплательщика согласно п. 2 Инструкции проводятся при наличии достаточных данных, указывающих на признаки налоговых преступлений (преступлений, предусмотренных ст. 198 и 199 УК РФ), что означает предположение дееспособности гражданина, в отношении которого такие данные получены. Значит, участие законного представителя — физического лица при проведении проверки невозможно в принципе. О том, кто является законным представителем юридического лица, уже упоминалось выше. Следует признать не вполне удачной формулировку абз. 2 п. 9 Инструкции, где расшифровывается, что понимается под оформлением надлежащим образом полномочий законного представителя налогоплательщика — «устав, доверенность, ордер юридической консультации, выданный адвокату в установленном порядке, и т. п.». На основании ордера осуществляется допуск адвоката к участию в уголовном деле или деле об административном правонарушении. Однако пока не возбуждено уголовное дело или дело об административном правонарушении и не наступили соответствующие обстоятельства для допуска, адвокат не может участвовать в деле. Решение же о возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении принимается по завершении проверки налогоплательщика. Учитывая изложенное, представляется целесообразным во избежание возможных споров формулировку абз. 2 п. 9 Инструкции привести в соответствие с действующим законодательством. Итак, законодательством четко определены случаи и порядок представительства субъектов предпринимательской деятельности в отношениях с федеральными органами налоговой полиции, в том числе случаи участия адвокатов в качестве защитников: при производстве по делам об административных правонарушениях, уголовным делам и гражданским делам. Это следует не только из положений процессуальных отраслей законодательства, но также и из положений ст. 19 Положения об адвокатуре РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Закон РСФСР от 20.11.1980 «Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». —————————————————————— В действующем законодательстве также четко определены моменты, с которых адвокаты могут участвовать в качестве защитников. Соответственно, пока не возбуждено дело об административном правонарушении или уголовное дело, и пока не наступили предусмотренные законом случаи (для дела об административном правонарушении — случаи, предусмотренные ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ; для уголовного дела — ч. 3 ст. 49 УПК РФ), адвокат не может принимать участие во взаимоотношениях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с федеральными органами налоговой полиции. Однако на практике встречается и противоположная позиция, согласно которой адвокат может непосредственно оказывать юридическую помощь лицам, вступающим во взаимоотношения с федеральными органами налоговой полиции, и до возбуждения дела об административном правонарушении или уголовного дела. Такая позиция обосновывается ее сторонниками необходимостью прямого применения положений ч. 2 ст. 45 и ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, согласно которым каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. На практике изложенная проблема обозначилась в связи с необходимостью решения следующего вопроса: имеет ли право лицо, вызванное в орган налоговой полиции, при даче объяснений пользоваться помощью адвоката? Как определено в п. п. 8 и 9 ст. 11 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции», федеральные органы налоговой полиции вправе: вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов налоговой полиции; получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на федеральные органы налоговой полиции обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации. Полученная федеральными органами налоговой полиции информация используется исключительно в служебных целях и разглашению не подлежит. Нетрудно заметить, что вызов граждан в федеральные органы налоговой полиции и получение от них объяснений производится вне рамок производства по делам об административных правонарушениях или уголовным делам. То есть при вызове и получении объяснений действиями должностных лиц федеральных органов налоговой полиции существенно не затрагиваются и не могут быть затронуты права и свободы граждан. А это означает, что у вызываемого гражданина нет необходимости в использовании защитника, т. к. не от чего защищаться. Из этого следует вывод, что при вызове в федеральные органы налоговой полиции и даче объяснений гражданин не нуждается в помощи адвоката, и, следовательно, отказ должностного лица федерального органа налоговой полиции в возможности присутствия адвоката при получении объяснений от вызванного лица является правомерным. Такой вывод полностью соответствует и позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 27 июня 2000 г. N 11-П по делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 47 и ч. 2 ст. 51 УПК РСФСР <*>. В частности, Конституционный Суд РФ указал, что по буквальному смыслу положений, закрепленных в ст. ст. 2, 45 и 48 Конституции РФ, право на получение юридической помощи адв оката гарантируется каждому лицу независимо от его формального процессуального статуса, в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если управомоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкосновенность, включая свободу передвижения, — удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность. ——————————— <*> СЗ РФ. 2000. N 27. Ст. 2882.
Соответственно, будет неправомерным отказ гражданина от дачи объяснений должностному лицу федерального органа налоговой полиции, мотивированный тем, что этому гражданину отказано в использовании помощи адвоката. Такой отказ образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» и (или) ч. 1 ст. 19.4 «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)» КоАП РФ. Вопросы представительства налогоплательщиков и их должностных лиц в отношениях с федеральными органами налоговой полиции достаточно четко урегулированы в законодательстве. Для правильного решения вопроса о том, кто, в каких случаях и в каком порядке может представлять интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в отношениях с федеральными органами налоговой полиции, прежде всего необходимо определить характер правоотношений, т. е. выяснить, какой отраслью законодательства — законодательства об административных правонарушениях, уголовно — процессуального законодательства, законодательства об оперативно — розыскной деятельности или законодательства о налогах и сборах — регулируются конкретные взаимоотношения субъекта хозяйственной деятельности и федерального органа налоговой полиции (его должностных лиц).
——————————————————————