Полномочия милиции, переданные от федеральных органов налоговой полиции
(Борисов А. Н.) («Право и экономика», N 10, 2003)
ПОЛНОМОЧИЯ МИЛИЦИИ, ПЕРЕДАННЫЕ ОТ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ
А. Н. БОРИСОВ
Борисов Александр Николаевич Бывший начальник службы документальных проверок Управления ФСНП России по Оренбургской области, майор налоговой полиции в отставке. Родился в 1972 г. в г. Медногорске Оренбургской области. В 1993 г. окончил Ярославское высшее военное финансовое училище, в 2001 г. — Оренбургский институт (филиал) МГЮА. С 1993 г. по 2003 г. проходил службу в федеральных органах налоговой полиции. Автор ряда публикаций по налоговому и административному праву.
11 марта 2003 г. Президент РФ объявил о том, что с 1 июля Федеральная служба налоговой полиции РФ упраздняется, а ее функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений передаются Министерству внутренних дел РФ, в структуре центрального аппарата которого в связи с этим образуется Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП) <*>. ——————————— <*> Официально Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации», в котором отражены объявленные решения, опубликован 25 марта (Российская газета. N 55).
На законодательном уровне меры по совершенствованию государственного управления и реализации государственной политики в области выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений (именно так сформулированы цели принятых Президентом РФ решений) нашли свое закрепление со вступлением в действие Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» <*>. ——————————— <*> Российская газета. 2003. N 126.
Соответственно представляется необходимым рассмотреть, какие полномочия федеральных органов налоговой полиции при осуществлении функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений переданы органам внутренних дел, а также проанализировать изменения переданных полномочий. Рассматривать переданные полномочия целесообразно по сферам контрольной и правоохранительной деятельности органов государственной власти: налоговый контроль, оперативно-розыскная деятельность, уголовное судопроизводство и производство по делам об административных правонарушениях.
Полномочия в сфере налогового контроля
В новой редакции НК РФ не закрепляется, как это было в ранее действовавшей редакции ст. 36 НК РФ в отношении федеральных органов налоговой полиции, что органы внутренних дел выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями. Не указаны также полномочия органов внутренних дел по производству дознания, проведению предварительного следствия и осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Представляется, что это более точно, т. к. установление перечисленных функций и наделение соответствующими полномочиями должно регулироваться не законодательством о налогах и сборах, а уголовно-процессуальным законодательством, законодательством об оперативно-розыскной деятельности и законодательством об административных правонарушениях соответственно. Органы внутренних дел не наделены полномочиями по осуществлению налогового контроля, как не наделены были такими полномочиями и федеральные органы налоговой полиции. В новой редакции п. 2 ст. 36 НК РФ закреплено, что органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, обязаны в 10-дневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. Приведенная норма в точности воспроизводит положение прежней редакции п. 3 ст. 36 НК РФ, в котором закреплялась такая же обязанность федеральных органов налоговой полиции. В отличие от положений НК РФ, регулирующих деятельность федеральных органов налоговой полиции, органы внутренних дел даже не указаны в составе участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах: положение п. 8 ст. 9 НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ) о том, что ФСНП России и ее территориальные подразделения являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в отношении ФСЭНП МВД России не воспроизведено. Единственным направлением деятельности органов внутренних дел в осуществлении налогового контроля является их участие в налоговых проверках по запросам налоговых органов. Соответствующее право закреплено в новом п. 33 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» и новой редакции п. 1 ст. 36 НК РФ. В отличие от порядка участия в налоговых проверках федеральных органов налоговой полиции, в п. 1 ст. 36 НК РФ уточнено, что органы внутренних дел участвуют в выездных налоговых проверках, проводимых вместе с налоговыми органами. Из этого уточнения следует, что органы внутренних дел не имеют права участвовать, во-первых, в камеральных налоговых проверках и, во-вторых, в выездных налоговых проверках, проводимых в соответствии со ст. 87.1 НК РФ таможенными органами. Еще одно интересное уточнение содержится в новой редакции п. 1 ст. 37 НК РФ, согласно которой причиненные налогоплательщикам органами внутренних дел убытки возмещаются в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами, только в том случае, если эти убытки причинены при участии органов внутренних дел в выездных налоговых проверках. Соответственно в том случае, если убытки причинены не в связи с участием органов внутренних дел в проверках, то убытки подлежат возмещению в ином порядке, нежели в порядке, установленном НК РФ. В Налоговом кодексе не определены случаи направления налоговым органом запроса об участии в проверке органа внутренних дел, как не были они законодательно определены и ранее для направления запроса об участии в проверке федерального органа налоговой полиции. На ведомственном уровне такие основания были определены в совместном письме МНС России от 5 октября 1999 г. N АС-6-16/784 и ФСНП России от 10 сентября 1999 г. N АА-3107 «О некоторых вопросах взаимодействия налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции при осуществлении налогового контроля» <*>: ——————————— <*> Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1999. N 12.
наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления или административного правонарушения; назначение выездной налоговой проверки на основании материалов о налоговых правонарушениях, направленных органом внутренних дел в налоговый орган для принятия по ним решения; необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения физической защиты при возникновении угрозы безопасности указанных лиц. Для обеспечения участия органов внутренних дел в осуществлении налогового контроля законодатель наделил их правом доступа к налоговой тайне. Согласно новому п. 34 Закона РФ «О милиции» органы внутренних дел имеют право в соответствии с законодательством РФ получать сведения, составляющие налоговую тайну. Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ также внесены соответствующие изменения в ст. 102 НК РФ, положения которой устанавливают режим налоговой тайны: любые полученные органами внутренних дел сведения о налогоплательщике (за исключением сведений, прямо указанных в п. 1 ст. 102 НК РФ) составляют налоговую тайну; налоговая тайна не подлежит разглашению органами внутренних дел, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (в п. 2 ст. 102 НК РФ содержится разъяснение того, что относится к разглашению налоговой тайны); поступившие в органы внутренних дел сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица в соответствии с перечнем, определяемым МВД России. Учитывая то, что органы внутренних дел не наделены полномочиями по осуществлению налогового контроля, не вполне понятна причина, по которой законодатель ограничился простой заменой в п. 8 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» наименований органов, имеющих право изымать первичные учетные документы, — «налоговая полиция» на «органы внутренних дел». Согласно новой редакции п. 8 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы (следует обратить внимание, что, как и прежде, только первичные учетные документы, но не регистры бухгалтерского учета) могут быть изъяты органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством РФ. Перечисление органов, которые могут изымать документы, не вполне согласуется с положениями действующего законодательства, т. к. органы внутренних дел являются и органами дознания (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ст. 8 и 9 Закона РФ «О милиции»), и органами предварительного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, п. 5 ст. 10 Закона РФ «О милиции»). Положение п. 8 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» не может подразумевать того, что правом изъятия первичных учетных документов обладают сотрудники милиции, не являющиеся дознавателями или следователями. В противном случае там были бы указаны и другие органы, имеющие право изымать первичные учетные документы в рамках осуществления налогового контроля (в частности, таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов) или в рамках производства по делам об административных правонарушениях (например, органы Госторгинспекции, которые так же, как и органы внутренних дел, полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 и ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ). Из сказанного следует вывод, что законодатель так и не уточнил формулировки п. 8 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», необходимость чего обсуждалась и ранее <*>. ——————————— <*> См.: Махров И. Е., Борисов А. Н. Изъятие документов субъектов предпринимательской деятельности // Право и экономика. 2002. N 8. С. 37 — 44.
Полномочия в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности
Как устанавливалось в п. 3 ст. 32 НК РФ и ранее, налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в 10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, но теперь уже не в федеральные органы налоговой полиции, а в органы внутренних дел. Существенным изменением в порядке расследования уголовных дел о налоговых преступлениях является то, что согласно положениям новой редакции ч. 2 и п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ производство предварительного следствия обязательно по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных не только частями вторыми ст. 198 «Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды» и ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации» УК РФ (как это было ранее), но и частями первыми указанных статей УК РФ. Полномочия следователей органов внутренних дел по производству предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 198 и 199 УК РФ, закреплены в новой редакции п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ. Изменилось и законодательное регулирование документальных проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах, проводимых в рамках оперативно-розыскной деятельности. В новой редакции Налогового кодекса не воспроизведены положения, аналогичные положениям подп. 5 п. 2 ст. 36 НК (в ред. Федерального закона от 2 января 2000 г. N 13-ФЗ) о полномочиях федеральных органов налоговой полиции по проведению проверок налогоплательщиков. Тем не менее ст. 11 Закона РФ «О милиции» дополнена новым п. 35, согласно которому органы внутренних дел имеют право при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством РФ. По не вполне понятной причине законодатель, предоставив милиции указанное право, ничего не упомянул про п. 25 ст. 11 Закона РФ «О милиции», в котором милиции предоставлен целый ряд прав для случаев наличия данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность. В числе этих прав указано право требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также право проводить их. Из этого можно заключить, что положения п. 25 ст. 11 Закона РФ «О милиции» не распространяются на проверки соблюдения законодательства о налогах и сборах. УПК РФ, в отличие от ранее действовавшего УПК РСФСР, не предусматривает права лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда по находящимся в их производстве делам требовать производства ревизий и документальных проверок. Соответственно проверки, о которых говорится в п. 35 ст. 11 Закона РФ «О милиции», могут проводиться только до возбуждения уголовного дела, т. е. в рамках осуществления оперативно-розыскной деятельности. В рамках же расследования уголовных дел о налоговых преступлениях вопросы, связанные с налогообложением, разрешаются путем назначения и производства в соответствии с положениями гл. 27 УПК РФ судебно-налоговой экспертизы. При этом законодатель не стал указывать в качестве самостоятельного права милиции производство судебно-экономических экспертиз (в класс которых входит и род судебно-налоговой экспертизы), как это было сделано в отношении прав федеральных органов налоговой полиции в п. 13 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» (в ред. Федерального закона от 17 декабря 1995 г. N 200-ФЗ), т. к. в п. 12 ст. 10 Закона РФ «О милиции» закреплена обязанность милиции проводить экспертизы по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях. Не вызывает сомнения то, что проверка, предусмотренная п. 35 ст. 11 Закона РФ «О милиции», является «преемницей» проверки, предусматриваемой ранее подп. 5 п. 2 ст. 36 НК РФ. Однако, разумеется, это не означает того, что на проверки, предусмотренные п. 35 ст. 11 Закона РФ «О милиции», распространяются положения Инструкции о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции, утвержденной Приказом ФСНП России от 25 июня 2001 г. N 285 <*>. ——————————— <*> Российская газета. 2001. N 205; 2002. N 218.
Следует отметить, что разработка МВД России соответствующей Инструкции, видимо, не имеет принципиального значения. Достаточно вспомнить, что срок, прошедший между предоставлением федеральным органам налоговой полиции права производства проверок налогоплательщиков (6 января 2000 г. — дата вступления в силу Федерального закона от 2 января 2000 г. N 13-ФЗ) и введением в действие Инструкции, утвержденной Приказом ФСНП России от 25 июня 2001 г. N 285 (31 октября 2001 г.), составил более 1 года и 9 месяцев, что не являлось препятствием к реализации федеральными органами налоговой полиции своих полномочий. Инструкция, утвержденная Приказом ФСНП России от 25 июня 2001 г. N 285, построена на применении норм действующих редакций законов, что отмечалось в решении Верховного Суда РФ от 2 сентября 2002 г. N ГКПИ 02-799 <*>. ——————————— <*> Справочные правовые системы.
Полномочия органов внутренних дел при проведении проверок, предусмотренных п. 35 ст. 11 Закона РФ «О милиции», сводятся к возможностям осуществления следующих прав: проводить такое оперативно-розыскное мероприятие, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (п. 8 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»); производить при проведении оперативно-розыскных мероприятий (в частности, указанного выше обследования) изъятие предметов, материалов и сообщений (п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Изъятие при этом первичных учетных документов является одной из форм реализации права органов внутренних дел, предоставленного им в соответствии с новой редакцией п. 8 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете»; использовать помощь специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями (ч. 5 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»); получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них (п. 4 ст. 11 Закона РФ «О милиции»); вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции (п. 3 ст. 11 Закона РФ «О милиции»). Приводу могут подвергаться только уклоняющиеся без уважительных причин от явки по вызову граждане и должностные лица и только в случаях и в порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях. Несмотря на то что Инструкция, утвержденная Приказом ФСНП России от 25 июня 2001 г. N 285, не действует, существует несколько решений высших судебных органов, в которых определена позиция в отношении отдельных моментов порядка назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции. Представляется, что эти положения применимы и к проверкам, предусмотренным п. 35 ст. 11 Закона РФ «О милиции». Пленум ВАС России в п. 28 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» <*> указывал, что такие проверки проводятся в целях, по основаниям и в порядке, установленными законодательством об оперативно-розыскной деятельности и уголовно-процессуальным законодательством. В частности, такие проверки не могут учитываться при решении вопросов повторности налоговых проверок, проводимых налоговыми органами в целях и в порядке, предусмотренными НК РФ; ——————————— <*> Вестник ВАС РФ. 2001. N 7.
изложенную выше позицию ВАС РФ привел Верховный Суд РФ в упоминавшемся решении от 2 сентября 2002 г. N ГКПИ 02-799; Верховный Суд РФ в решении от 23 июля 2002 г. N ГКПИ 2002-898 <*> обозначил целый ряд моментов в отношении проверки: проверка представляет собой завершающий этап оперативно-розыскной деятельности, который заканчивается решением вопроса о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела; результаты проверки являются возможным, но не обязательным условием для возбуждения уголовного дела, поскольку уголовное дело может быть возбуждено и без проведения проверки и составления по ее результатам соответствующего акта (в частности, уголовное дело может быть возбуждено следователем или дознавателем и на основании полученных от налогового органа материалов выездной налоговой проверки); положение о возможности изъятия подлинных документов при проведении проверки налогоплательщика в рамках оперативно-розыскной деятельности признано полностью соответствующим требованиям Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». ——————————— <*> Справочные правовые системы.
Полномочия органов внутренних дел при осуществлении оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ дополнены правом доступа к сведениям, составляющим налоговую и банковскую тайну. В прежней редакции ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ) устанавливалось, что справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам налоговой полиции в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. Такая формулировка толковалась неоднозначно, что вызывало частые споры между кредитными организациями и федеральными органами налоговой полиции. Согласно новой редакции ч. 3 ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в соответствии с законодательством РФ такие справки выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений. Нельзя не обратить внимание на то, что органы внутренних дел имеют доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений. Следует отметить, что ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» действует в прежней редакции (разумеется, из нее исключена налоговая полиция) и соответственно органы внутренних дел имеют доступ к банковской тайне как органы предварительного следствия (с соблюдением двух условий: такие справки выдаются, во-первых, по делам, находящимся в их производстве, и, во-вторых, с согласия прокурора). Это означает, что ч. 3 ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» устанавливает доступ к банковской тайне органов внутренних дел при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой в связи с наличием информации о налоговых преступлениях. Соответственно на практике воспользоваться правом, предусмотренным ч. 3 ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», могут не любые подразделения органов внутренних дел, а только ФСЭНП МВД России и ее территориальные органы.
Полномочия в сфере производства по делам об административных правонарушениях
Полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях переданы милиции в полном объеме: теперь органы внутренних дел полномочны рассматривать те дела об административных правонарушениях, которые раньше имели право рассматривать федеральные органы налоговой полиции. А именно — о правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП РФ: статья 14.5 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин»; часть 3 ст. 14.16 «Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» — нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; статья 15.1 «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций»; статья 15.2 «Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций». Однако составлять протоколы должностные лица органов внутренних дел имеют право не по всем административным правонарушениям, по которым имели право составлять протоколы должностные лица федеральных органов налоговой полиции. За пределами полномочий милиции осталось составление протоколов о правонарушениях, предусмотренных: статьей 14.19 «Нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» КоАП РФ. Согласно прежней редакции КоАП РФ закрепленные в п. 1 ч. 2 ст. 28.3 полномочия должностных лиц органов внутренних дел по составлению протоколов практически полностью включали в себя аналогичные полномочия должностных лиц федеральных органов налоговой полиции, установленные в п. 6 ч. 2 ст. 28.3, — составление протоколов о правонарушениях, предусмотренных ст. 6.14, 14.1, 14.2, 14.11 14.15, ч. 1 и 2 ст. 14.16, ст. 14.17, 14.18, 15.12, 15.13, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ. Однако как ранее, так и в настоящее время должностные лица милиции не наделены полномочиями по составлению протоколов о правонарушениях, предусмотренных ст. 14.19 КоАП РФ; статьей 16.17 «Неисполнение требований таможенного режима экспорта». Согласно п. 2 ст. 11 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» федеральные органы налоговой полиции при исполнении служебных обязанностей пользовались правами, предоставленными законодательством должностным лицам — агентам валютного контроля. Это означает, что должностные лица федеральных органов налоговой полиции в соответствии с п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ были уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 16.17 КоАП РФ. Органы внутренних дел полномочиями агентов и тем более органов валютного контроля не наделены. Соответственно должностные лица милиции составлять протоколы о правонарушениях, предусмотренных ст. 16.17 КоАП РФ, права не имеют. Анализ изменений, внесенных в действующее законодательство в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, позволяет сделать вывод о том, что полномочия федеральных органов налоговой полиции при осуществлении функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений переданы органам внутренних дел несколько в измененном виде. Законодатель не ограничился «механической» заменой в своих актах, закрепляющих соответствующие полномочия, наименований федеральных органов исполнительной власти — федеральных органов налоговой полиции на органы внутренних дел. В связи со сказанным нельзя не отметить некоторую символичность смены наименований — ФСНП России на ФСЭНП МВД России — аббревиатуры похожи, но все-таки разнятся.
——————————————————————