Некоторые аспекты организации и проведения семинарских занятий по дисциплинам кафедры гражданского права и гражданского процесса Краснодарского университета МВД России
(Злобина И. В.)
(«Общество и право», 2010, N 4)
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ КАФЕДРЫ
ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА
КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
И. В. ЗЛОБИНА
Злобина Ирина Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса Краснодарского университета МВД России.
В статье обобщен педагогический опыт организации и проведения семинарских занятий по цивилистическим дисциплинам. Исследуется эффективность методов проблемного обучения как способа улучшения качества теоретической и профессиональной подготовки курсантов Краснодарского университета МВД России.
Ключевые слова: методика преподавания, «проблемный» метод обучения, «проблемная» ситуация.
In article is generalised pedagogical experience to organizations and undertaking seminars occupation on civilistic discipline. Efficiency of the methods of the problem-solving education is researched as way of the improvement quality theoretical and training midshipman Krasnodar University MIA Russia.
Key words: methods of the teaching, «problem-solving» method of the education, «problem-solving» situation.
Ведущая роль в организации педагогического процесса в вузе принадлежит преподавателю и он, по мнению автора, в первую очередь должен являться учителем с большой буквы в его исконном, глубинном смысле. При этом преподаватель является «проводником» и носителем не только знания, но и нравственных и этических основ, формирующих личность курсанта — будущего сотрудника органов внутренних дел.
На семинарских занятиях в университете у курсантов закладываются основы и умения корректно выразить свою мысль, умение аргументированно отстаивать свою позицию, при этом с уважением и вниманием выслушивать мнения товарищей, коллег. Иными словами, именно в споре рождается истина, но только в том случае, когда участники спора придерживаются этических и нравственных норм, привитых им преподавателем. Эти навыки сформируют свой, особый менталитет: сегодня у курсанта, а завтра — у сотрудника органов внутренних дел, который будет этими принципами руководствоваться в своей профессиональной деятельности.
Таким образом, задача профессорско-преподавательского состава университета — выпустить не только квалифицированного сотрудника органов внутренних дел, чуждого проявлениям пассивности, безынициативности, безразличия и конформизма, с высокой правовой культурой и нравственными ценностями, но и привить ему уважение к закону, правам и свободам граждан. Именно такую задачу ставит сегодня остро, как никогда, перед системой МВД РФ Президент России.
Сегодня в высших учебных заведениях МВД России успешно функционируют следующие формы организации обучения (виды занятий): лекции, семинарские и практические занятия, групповые и индивидуальные консультации, теоретические (научно-практические) конференции, контрольные работы (занятия), рефераты, самостоятельная работа, стажировка и практика в органах внутренних дел, курсовые и выпускные квалификационные работы.
Традиционной формой организации преподавания в целом, и юридических дисциплин в частности, являются семинарские занятия. Это вид учебных занятий, при котором в результате предварительной работы над программным материалом преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения решаются задачи познавательного и воспитательного характера [1]. Семинар — своеобразный коллективный труд, при котором студенты и преподаватель объединяются в один общий процесс его подготовки и проведения.
Что дают семинарские занятия курсантам?
Прививают навыки самостоятельного поиска и анализа учебной информации.
Формируют и развивают научное мышление, умение активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение.
Стимулируют регулярное изучение источников права и другой юридической литературы.
Закрепляют и расширяют круг знаний, полученных во время лекций и в процессе самостоятельной подготовки к семинару.
Невозможно переоценить значение семинарских занятий и для преподавателя. Семинары — это один из важнейших каналов обратной связи между преподавателем и студентами, обеспечивающих эффективность учебного процесса в целом. В этом отношении семинары выполняют следующие функции:
позволяют преподавателю систематически проверять и направлять самостоятельную работу студентов, в особенности изучение источников права;
предоставляют преподавателю возможность проконтролировать и свою собственную лекторскую работу, выясняя насколько его лекции оказались убедительными и доходчивыми для студентов;
помогают преподавателю не только выяснить уровень знания всех студентов, но и изучить их мнения, интересы, формировать у них научное мировоззрение, устраняя ошибочные взгляды, нездоровые настроения и совершенствуя, закрепляя правильные [2].
Что касается показателей эффективности семинарских занятий, то в научной литературе представлено несколько мнений на этот счет.
По мнению М. И. Дьяченко, главный показатель хорошего семинарского занятия — это развитие убеждений, взглядов, мировоззрения, формирование активной жизненной позиции обучаемых, а не просто активное обсуждение поставленных вопросов. Обмен мыслями, рассмотрение вопросов может быть очень живым, но недостаточно глубоким, без разностороннего анализа и связи теории и практики. Поэтому на семинарских занятиях надо добиваться не просто активности обучаемых, а подлинно научного решения вопросов, глубокого понимания реальной действительности и критериев ее развития [3].
Представляют высокий профессиональный интерес показатели эффективности семинарского занятия, разработанные Б. Ц. Бадмаевым, Н. Н. Нечаевым, Ю. И. Садчиковым, А. А. Малышевым [4].
Показатели представлены в порядке убывания их относительной значимости:
1. Сосредоточение внимания только на узловых проблемах без стремления охватить все вопросы дела.
2. Требование излагать свое понимание закономерностей изучаемых явлений, доказательности рассуждений.
3. Создание на семинаре психологической атмосферы свободного высказывания обучаемыми собственных мыслей без боязни ошибиться; побуждение обучаемых к применению теории для анализа жизненных фактов.
4. Подготовка на семинаре вопросов, требующих творческого мышления;
активное участие преподавателя в теоретическом споре участников семинара, умение сталкивать различные точки зрения;
активное формирование умения отстаивать свою точку зрения и переубеждать.
Автору представляется, что перечень показателей эффективности семинарских занятий является далеко не исчерпывающим, и в процессе эволюции педагогической теории и научно-технического прогресса будет только дополняться. Однако ошибки, допускаемые при организации и проведении семинарского занятия, как правило, стандартны и банальны. Полагаю, следует установить несколько простых «НЕЛЬЗЯ» при проведении семинарского занятия.
1. Нельзя превращать семинар в простое повторение лекционного материала, потому что лишь механически воспроизводя знания, полученные на лекции, курсанты перестают мыслить самостоятельно, отсутствует творческий характер рассматриваемых вопросов. Семинар должен продолжать, дополнять и углублять изучение проблемы, поставленной в лекции, а не дублировать ее. Курсанты, не подготовленные к занятию, зная, каким будет следующий вопрос преподавателя, читают соответствующий учебный материал. В результате неэффективно прорабатывается суть вопроса, обсуждаемого в данный момент.
2. Нельзя превращать семинар лишь в средство фронтального опроса курсантов. Безусловно, контроль знаний курсантов на семинарском занятии — очень важный момент, но не стоит это брать за основу. На семинарах не только проверяют знания, но, что не менее важно, расширяют, совершенствуют их. Свидетельство этого — простой перевод с латинского языка слова «семинар» — «рассадник знаний». То есть необходимо научить курсантов учиться самостоятельно, отбирать информацию, анализировать и строить на ее основе новые знания.
3. Нельзя превращать семинары, дополнительные лекции и консультации, в беседу преподавателя с несколькими активными курсантами при пассивном отношении других. Действительно, всегда в учебной группе найдется несколько курсантов, подготовленных к семинарскому занятию, желающих ответить на поставленные вопросы. Остальные же — стремятся отмолчаться, занимаются во время семинара другой работой. Сама такая форма организации семинара ставит курсантов в пассивную позицию, где их речевая активность сводится к минимуму. А ведь одна из целей семинарского занятия — достичь свободного выступления курсантов, организовать оживленный обмен мнениями, полемику и дискуссию по основным вопросам семинара. Семинарские занятия призваны развивать в курсанте самостоятельность мышления, умение делать выводы, приобрести навыки публичного выступления.
Сверхзадача в организации и проведении семинарского занятия — вовлечение каждого курсанта в обсуждение поставленных вопросов, таким образом, чтоб курсант был уверен, что на каждом семинарском занятии ему будет предложено высказать свое мнение в полемике с другими курсантами и соответствующей академической оценке знаний. Курсант не должен полагать, что ответив и получив оценку сегодня, несколько следующих занятий необходимости готовиться нет.
Однако добиться надлежащей подготовки курсантов к каждому семинарскому занятию можно, только разбудив у них подлинный, истинный интерес к изучаемому предмету. И это задача преподавателя.
Руководствуясь опытом профессорско-преподавательского состава кафедры гражданского права и гражданского процесса, можно сказать, что одним из способов решения этой задачи, достижение творческого характера проведения семинаров по цивилистическим дисциплинам осуществляется с помощью применения методов проблемного обучения.
Сущность проблемного обучения заключается в том, что усвоение знаний идет через проблемные ситуации и в этой связи мышление становится основным фактором в обучении.
Как понимать проблемную ситуацию? Можно сказать, что проблемная ситуация — это такое решение познавательной задачи, когда обучаемые добираются до связей и зависимостей между явлениями по преимуществу самостоятельно, путем сопоставления, сравнения и различия тех или иных существенных признаков [5].
Основное достоинство проблемного обучения — развитие творческого потенциала курсантов, проявляющихся в умениях мыслить логически, научно, диалектически, способствующих переходу знаний в убеждения, формированию интереса к научному знанию, появлению чувства удовлетворения и уверенности в своих силах и способностях.
Цель проблемного обучения — активизация познавательной деятельности курсантов. Создание проблемной ситуации в этом случае выступает в качестве способа достижения названной цели. В результате в ходе познавательной деятельности курсант (слушатель) наталкивается, часто совсем неожиданно, на что-то непонятное и неизвестное. В таком случае процесс мышления начинается с анализа проблемной ситуации (возникшей трудности), из которого рождается формулирование учебной проблемы (задачи), подлежащей разрешению. Ее осознание означает, что удалось предварительно отделить известное от неизвестного. Установление связей, отношений между ними позволяет искать и находить пути решения учебной проблемы [6].
Проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, соответствующих познавательным возможностям курсантов и предусматривает создание различных уровней проблемности на семинарских занятиях:
Первый уровень характеризуется тем, что преподаватель сам анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет курсантов на самостоятельный поиск путей решения. Например, рассматривая на семинарском занятии тему «Юридическое лицо как субъект гражданского права», преподаватель может сформулировать вопросы следующим образом: «Проведите сравнительную характеристику хозяйственных товариществ и обществ; общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью; открытого и закрытого акционерных обществ». Как показывает практика, подобные задания поначалу вызывают определенные трудности у курсантов, так как для того, чтобы их выполнить, они должны не только изучить соответствующий нормативный и лекционный материал, но и уметь сопоставлять, анализировать, выделять в прочитанном главные, «ключевые моменты».
На втором уровне педагог вместе с курсантами анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно формулируют проблемную задачу и решают ее. Например, на семинарских занятиях по семейному праву курсанты, как правило, без труда рассказывают о тайне усыновления (ст. 139 СК РФ) и праве ребенка знать своих родителей (ст. 54 СК РФ). Но поставив вопрос иным образом: «Как соотносятся между собой эти нормы Семейного кодекса РФ?», мы создаем проблемную ситуацию, активизируем мыслительную деятельность курсантов, пробуждаем их познавательный интерес. Ведь для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо не только знание норм закона, но и умение их анализировать, и уже на этой основе строить свои собственные суждения.
Третий уровень (самый высокий) — до обучающихся доводится проблемная ситуация, а ее анализ, выявление проблемы, формулировка задачи и выбор оптимального решения курсантами и слушателями осуществляются самостоятельно. Например, на семинарских занятиях по гражданскому праву при рассмотрении принципа добросовестности, разумности и справедливости действий участников гражданско-правовых отношений дать не просто его теоретическое обоснование, а предложить проследить, как он реализуется, находит свое практическое выражение в различных институтах гражданского права.
Способами создания проблемных ситуаций на семинарском занятии, успешно используемых в деятельности преподавателей кафедры гражданского права и гражданского процесса, являются:
— Задание курсантам по рассматриваемой теме найти пробелы или коллизии в нормах закона и внести предложения по их устранению.
— Постановка перед курсантами вопросов следующего характера: «Какие практические выводы для себя может сделать юрист исходя из теоретических положений, содержащихся в рассматриваемом материале?».
— Включение в планы семинарских занятий отдельных вопросов, раскрыть содержание которых возможно, только изучив рекомендованную дополнительную литературу.
Таким образом, задача педагога — отыскать здесь и сейчас именно для своего слушателя ту проблематику, которая поведет его интеллект, усилия воли в направление вектора освоения материала, «заразит» курсанта идеей, сделает его сопричастным развитию общества и права, свидетелями которого сегодня мы являемся.
Настоящей статьей автор предпринял попытку вовлечь в творческий образовательный процесс педагогов и практиков с тем, чтобы актуализировать подачу учебного материала, соотнести ее с реалиями современности и динамикой развития инновационных образовательных технологий.
Литература
1. http:// psycho-teaching/ com/ anajit/ prepodavaie. psychoiogii/ metodika
2. Мартыненко К. М. О методике преподавания семинарских занятий // http:// lawhistory. narod. ru/ ru/ method/ ms1.htm.
3. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск, 1993.
4. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии. Владос, 2001.
5. Кожевников С. Н. О развитии познавательных интересов у студентов юридического вуза // Право и образование. 2008. N 8. С. 39 — 44.
6. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. С. 170 — 176.
——————————————————————