Новая аттестация педагогических работников

(Болотова Е. Л.) («Трудовое право», 2010, N 12)

НОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ <1>

Е. Л. БОЛОТОВА

——————————— <1> Материал подготовлен при информационной поддержке компании «КонсультантПлюс».

Болотова Е. Л., доктор педагогических наук, профессор кафедры дисциплин государственно-правового цикла юридического факультета Университета РАО.

Аттестация педагогического работника государственного и муниципального образовательного учреждения многие годы представляла собой мероприятие, направленное на повышение размеров оплаты труда педагогического работника, и не применялась как инструмент оценки соответствия педагога выполняемой работе и квалификационным требованиям, предъявляемым к его должности. Новый порядок аттестации педагогических работников, вступающий в действие с 2011 г., позволит решить не только обе эти проблемы, но и квалифицированно применять п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Аттестация педагогических работников представляет собой публичную форму установления и документального подтверждения уровня их квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности. Нормативной основой аттестации выступает Приказ Минобрнауки России от 24.03.2010 N 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» <2>. ——————————— <2> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 19. 10.05.2010.

Утвержденный этим документом новый Порядок аттестации педагогов сохранил преемственность процедуры аттестации педагогических работников на первую и высшую квалификационные категории. Однако по ранее действовавшему порядку (Приказ Минобразования России от 26.06.2000 N 1908 «Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений») соответствие педагога занимаемой им должности не проводилось. Это было затруднено отчасти вследствие отсутствия Квалификационного справочника должностей работников образования. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» <3> утверждены нормативы, предназначенные для обоснования рационального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и использования педагогических кадров. Аттестация педагогов, проведенная с учетом квалификационных характеристик должностей работников образования, обеспечивает соответствие фактического выполнения обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик. ——————————— <3> Российская газета. N 237. 20.10.2010.

Новый подход в организации аттестации педагогических работников связан с изменением принципов, на основе которых проводится аттестация. В настоящее время она ориентирована на модель специалиста, способного качественно реализовывать основные функции профессиональной деятельности (формирующую, диагностическую, прогностическую, исследовательскую, аналитическую). Помимо обеспечения коллегиальности, гласности, открытости в проведении аттестации, обеспечивающих объективное отношение к педагогу и недопустимость дискриминации при проведении аттестации, новый Порядок включает обязательность ее прохождения. Результаты аттестации теперь существенно влияют не только на установление оплаты труда педагогического работника, но и в целом на сохранение возможности трудиться в сфере образования. В новых условиях аттестация педагогических работников муниципального образовательного учреждения или образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, проходит только в аттестационной комиссии при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Аттестация педагогических работников (кроме научно-педагогических работников вузов) федерального государственного образовательного учреждения проводится аттестационной комиссией, формируемой федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых она находится. Для личного участия педагога в заседании аттестационной комиссии работодатель теперь должен направить работника в служебную командировку. Порядок аттестации, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 N 209, распространяется на все муниципальные и государственные образовательные организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, культуры, здравоохранения и других сфер экономической деятельности. При этом следует полагать, что педагогические работники негосударственных образовательных организаций, а также организаций, не осуществляющих образовательную деятельность (например, педагоги учреждений сферы социальной защиты населения), смогут пройти аттестацию на платной основе на условиях, определяемых органами исполнительной власти, в ведении которых находятся аттестационные комиссии. Положение об аттестации и другие нормативные документы по вопросам аттестации педагогических работников предоставляют аттестуемому педагогу ряд прав. Так, в период аттестации педагог имеет право: — пройти аттестацию не реже одного раза в пять лет; — лично подать заявление о прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию до истечения срока действия первой квалификационной категории; — быть извещенным о графике прохождения индивидуальной аттестации; — избрать конкретную форму и процедуру аттестации из числа вариативных форм и процедур; — представлять любые документально зафиксированные результаты, подтверждающие личную компетентность и эффективность труда аттестуемого; — лично присутствовать при принятии решения аттестационной комиссией и быть ознакомленным с результатами аттестации сразу же после голосования членов комиссии; — ознакомиться с выпиской из приказа органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования, культуры, здравоохранения и других сфер экономической деятельности, при котором создана аттестационная комиссия о присвоении работнику квалификационной категории или подтверждении соответствия занимаемой должности; — обжаловать процедуру прохождения аттестации в комиссии по трудовым спорам, суде в порядке, установленном трудовым законодательством РФ.

Порядок аттестации

Аттестация педагогических работников муниципальных и государственных образовательных учреждений проходит в двух формах. Обязательная аттестация проводится каждые 5 лет для подтверждения соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности. Применяется такая аттестация, как правило, в отношении лиц, не имеющих квалификационной категории. Поэтому педагогические работники высших учебных заведений, работающие в дошкольных, общеобразовательных учреждениях или учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, не имеющие квалификационной категории, будут проходить такую аттестацию на общих основаниях. Отказаться от участия в такой аттестации педагогический работник не может, т. к. по смыслу Приказа Минобрнауки России от 24.03.2010 N 209 аттестация для педагогического работника является теперь обязанностью. Отметим, что ни один другой нормативный акт не содержит указания на такую обязанность педагогического работника. Однако отказ педагога, не имеющего квалификационной категории, от прохождения обязательной аттестации может рассматриваться как нарушение дисциплины труда. Результат обязательной аттестации влияет на право педагогического работника работать в данной организации в соответствующей должности. Добровольная аттестация проводится по желанию педагога для установления уровня его квалификации требованиям первой (или высшей) квалификационной категории. Результаты этой аттестации влияют на установление размера заработной платы педагога. Срок действия квалификационной категории составляет 5 лет. При наличии квалификационной категории в течение всего срока ее действия педагог может не проходить обязательную аттестацию.

Основание к обязательной аттестации педагогов

Основанием для проведения обязательной аттестации педагога является представление руководителя образовательного учреждения в аттестационную комиссию. Представление должно содержать: мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности; информацию о прохождении педагогом повышения квалификации, в том числе по направлению образовательного учреждения, за период, предшествующий аттестации; сведения о результатах предыдущих аттестаций. Квалификационные характеристики по должностям педагогических работников определены Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н. Существенным моментом этих характеристик является указание на обязательное наличие у большинства педагогов среднего (или высшего) профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика». В ряде случаев требуется специальное дефектологическое или психологическое образование, профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте или только высшее профессиональное образование без указания профиля подготовки либо образование в области физической культуры и спорта. Только в исключительных случаях педагогические должности могут занимать лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных разделом «Требования к квалификации» квалификационных характеристик, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме свои должностные обязанности. Допуск таких работников к педагогической работе возможен только по рекомендации аттестационной комиссии. В силу этого аттестация педагогов без педагогического или иного специального образования имеет принципиальное значение для продолжения ими работы в образовательных учреждениях. Представление руководителя организации является результатом интерпретации и осмысления повседневной профессиональной деятельности педагога. Оно позволяет воссоздать социально-психологический портрет педагога, соотнести его педагогическую деятельность с достигнутыми им результатами. Представление должно носить всесторонний, мотивированный и объективный характер <4>. ——————————— <4> Характеристики и представления: рекомендации по составлению и оформлению // Кадры предприятия. 2005. N 1.

Структура представления руководителя организации может включать следующие разделы: профессиональные и деловые качества педагога; прохождение педагогом повышения квалификации; сведения о результатах предыдущих аттестаций педагога; условия труда педагога и их соответствие современным требованиям; результативность методической деятельности педагога. После того как педагог будет ознакомлен с представлением руководителя организации, педагог имеет право в случае несогласия с этим документом направить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие трудовую деятельность педагога за период с момента предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с момента поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием. Руководитель организации не только определяет список работников, подлежащих аттестации, подготавливает представление в аттестационную комиссию, но также издает приказ о направлении педагогов на обязательную аттестацию. Аттестационная комиссия информирует работодателя и педагогического работника о дате начала аттестационного периода и порядке прохождения аттестации. Педагог в ходе аттестации проходит квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением им педагогической деятельности. Содержание и виды таких испытаний определяет аттестационная комиссия. В одних случаях это может быть электронное тестирование в режиме on-line, в других случаях это может быть решение ситуативных задач по проверке знаний нормативных правовых документов или решение контрольно-измерительных материалов по предмету в формате ЕГЭ. Электронное тестирование в режиме on-line следует считать более предпочтительным при проведении аттестации, например, учителей, учитывая тот факт, что большинство школ Российской Федерации имеет выход в интернет-пространство, да и такая процедура не требует затрат на подвоз учителей в центры проведения аттестации. По мнению Г. М. Батраковой <5>, электронное тестирование может состоять из двух частей. В первую (инвариантную) часть, посвященную оценке общей подготовки педагогического работника, его знаний современной системы образования, могут быть включены вопросы по следующим направлениям: приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации; особенности физиологии ребенка; основы возрастной психологии; основные положения Концепции о правах ребенка; современные средства обучения и воспитания, их дидактические возможности; методы и формы воспитательной работы; знание и возможности применения ИКТ в педагогической деятельности. ——————————— <5> Батракова Г. М. Новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и задачи учреждений города по его реализации // Аттестация педагогических и управленческих кадров: проблемы и перспективы: Сб. тезисов по материалам городской научно-практической конференции в ГОУ ВПО МПГУ (29.09.2010) / Под ред. В. В. Рябова, Ю. В. Фролова. М.: ОМЦ СЗУО, 2010. С. 8 — 10.

Во вторую (вариативную) часть тестовых заданий могут быть включены задания по проверке готовности педагога к работе с разными возрастными группами обучающихся и воспитанников. Для учителей в этой части заданий могут быть применены контрольно-измерительные материалы, составленные с учетом преподаваемых дисциплин. По результатам обязательной аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: работник соответствует занимаемой должности либо не соответствует занимаемой должности. Для учителей в этом случае не указывается предмет, который они преподают. В случае признания педагога по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести учителя с его письменного согласия на другую имеющуюся в образовательной организации работу, которую он может выполнять с учетом его состояния здоровья (ч. 3 ст. 81 ТК РФ). Однако работодатель должен помнить, что применение процедуры увольнения в этой ситуации является его правом, а не обязанностью. В случае заинтересованности в данном работнике работодатель может направить педагога на курсы повышения квалификации и через некоторое время, необходимое для установления показателей работы педагога, вновь представить его на аттестацию. Педагогический работник должен помнить, что даже в случае отрицательных результатов такой аттестации не допускается увольнение работника в определенные периоды трудовых отношений. К таким периодам относят период временной нетрудоспособности работника и период его пребывания в отпуске. Увольнение не допускается в отношении беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида — до восемнадцати лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери (ст. 261 ТК РФ). Увольнение педагога, являющегося членом профсоюза, допускается при соблюдении процедуры учета мотивированного мнения выборного органа (профбюро) первичной профсоюзной организации в соответствии со ст. 373 ТК РФ (ч. 2 ст. 82 ТК РФ). Работник имеет право обжаловать результаты аттестации, в том числе увольнение по итогам аттестации, в комиссии по трудовым спорам либо в судебном порядке (в соответствии со ст. ст. 386, 392 ТК РФ). Обязательной аттестации не подлежат педагоги, проработавшие в этой должности менее двух лет (молодые специалисты; лица, впервые поступившие работать в данной должности); беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагоги, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Обязательная аттестация этих работников возможна не ранее чем через два года после выхода из указанных отпусков.

Основание к добровольной аттестации педагогов

Аттестация педагогического работника для установления уровня квалификации с присвоением квалификационной категории (добровольная аттестация) проводится на основании личного заявления педагога. Заявление педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи. В ходе такой аттестации педагогу может быть присвоена первая или высшая квалификационная категория. Порядок аттестации, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 N 209, не предусматривает установление органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования, иных квалификационных категорий, ступеней и званий, кроме первой и высшей квалификационных категорий. Добровольная аттестация на первую и высшую квалификационные категории по форме проведения может быть одинаковой, но по содержанию должна отличаться. В некоторых аттестационных комиссиях аттестацию педагога для установления ему первой квалификационной категории проводят на основе обследования карты результативности педагогической деятельности и анализа видеоуроков (видеозанятий) или мультимедийных презентаций. Например, С. Н. Трошков <6> указывает, что карта результативности учителя включает в себя два раздела. Первый раздел анализирует степень активности и инициативы учителя в методической, организационной и общественно-педагогической деятельности. Второй раздел посвящен оценке результативности педагогической деятельности учителя. Карта результативности учителя может быть представлена в портфолио учителя. ——————————— <6> Трошков С. Н. Аттестация педагогических работников: характеристика оформляемых материалов // Аттестация педагогических и управленческих кадров: проблемы и перспективы: Сб. тезисов по материалам городской научно-практической конференции в ГОУ ВПО МПГУ (29.09.2010) / Под ред. В. В. Рябова, Ю. В. Фролова. М.: ОМЦ СЗУО, 2010. С. 64 — 67.

В основу такой формы аттестации могут быть положены критерии отбора, сформулированные для конкурса «Лучшие учителя России» (Приказ Минобрнауки России от 26.03.2010 N 217). К ним следует отнести: — высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года; — высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету; — создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта; — обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий; — наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе; — непрерывность профессионального развития учителя. Просмотр видеоуроков или мультимедийной разработки учебного занятия позволяет аттестационной комиссии оценить степень владения учителем современными образовательными технологиями и методиками, а также оценить эффективность их использования на учебном занятии. Если педагог пожелает досрочно пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию, то он обращается в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня имеющейся квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, не ранее чем через 2 года после установления педагогу первой квалификационной категории. В случае аттестации на высшую квалификационную категорию педагог может предъявить в аттестационную комиссию карту инновационного педагогического опыта и проектную разработку. В карте инновационного педагогического опыта педагог обобщает свой опыт инновационной деятельности. Защита проектной разработки позволяет оценить степень профессионального мастерства работника, умения определять актуальность проекта, составлять нормативно-правовое и психолого-педагогическое обоснование проекта в реальных педагогических условиях, предполагать результаты проекта, строить заключение по результатам проекта. По результатам добровольной аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: уровень квалификации работника соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории; уровень квалификации работника не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории. Первая квалификационная категория устанавливается педагогу, который владеет современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяет их в практической профессиональной деятельности; вносит личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания; имеет стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации. Высшая квалификационная категория может быть присвоена педагогам, которые имеют установленную первую квалификационную категорию; владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания. Отметим, что данный Порядок устанавливает очень высокую планку участия воспитанников и обучающихся в различных олимпиадах, конкурсах и соревнованиях. Уровень такого участия, согласно Порядку присвоения высшей квалификационной категории, не ниже всероссийского. Следует полагать, что такой показатель существенно повлияет на присвоение этой квалификационной категории педагогам. Их станет гораздо меньше, но они действительно будут признанными мастерами своего дела. При принятии решения аттестационной комиссией о несоответствии уровня квалификации педагога требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия. Если же педагог в ходе аттестации не сможет повысить или не сможет подтвердить свою квалификационную категорию, то он будет направлен руководителем своей организации для прохождения обязательной аттестации. Поскольку эти виды аттестации имеют различный порядок и основания проведения, автоматического признания соответствия педагога занимаемой должности не производится. Установленная педагогу на основании добровольной аттестации квалификационная категория действительна в течение пяти лет. Она сохраняется на этот период при переходе работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте Российской Федерации. Существенным изменением при установлении квалификационных категорий является отмена взаимоучета квалификационных категорий для разных педагогических должностей. Если ранее допускалось учитывать квалификационную категорию, например, по должности «учитель» для должности «воспитатель», то новый Порядок определяет, что для каждой должности возможна только своя квалификационная категория. В силу этого допускается проведение аттестации по всем должностям, которые педагогический работник совмещает в данной организации или выполняет у разных работодателей на условиях совместительства. Итогом такой аттестации может быть допуск педагогов, имеющих первую квалификационную категорию, к работе в гимназических, лицейских, профильных классах, работе с талантливыми детьми. Педагог, имеющий первую квалификационную категорию, может выполнять в образовательной организации роль наставника, разработчика, экспериментатора, исследователя. Педагог, имеющий высшую квалификационную категорию, в добавление к указанному может возглавлять методическое объединение, быть заведующим школьной кафедрой (структурного подразделения образовательного учреждения), выполнять функции по руководству исследовательскими проектами, быть экспертом при оценке достижений коллег.

Оформление итогов аттестации педагога

Следует обратить внимание и на то, что важным процедурным моментом аттестации педагогов является оформление аттестационных документов. Например, решение аттестационной комиссии отражается в протоколе заседания аттестационной комиссии, аттестационном листе аттестуемого, в приказе органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования, культуры, здравоохранения и других сферах экономической деятельности, при котором создана аттестационная комиссия, а также в трудовой книжке работника, прошедшего аттестацию (в случае присвоения квалификационной категории). Квалификационная категория присваивается со дня принятия решения аттестационной комиссией. С этого же дня начинает производиться оплата труда работнику с учетом присвоенной квалификационной категории. Например, в трудовую книжку учителя (раздел «Сведения о работе») о присвоенной квалификации вносятся следующие записи: в графе 1 — порядковый номер вносимой записи; в графе 2 — дата решения аттестационной комиссии; в графе 3 — «Присвоена первая (высшая) квалификационная категория по должности «учитель» (без указания преподаваемого предмета); в графе 4 — дата и номер приказа органа исполнительной власти, на основании которого внесена запись. Напомним, что в соответствии со ст. 85 ТК РФ к персональным данным работника относится информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Согласно порядку документального оформления в сфере трудовых отношений на каждого работника работодателем заводится личное дело, в котором хранятся сведения, относящиеся к персональным данным работника. К таким сведениям, в том числе, относятся документы о прохождении работником аттестации, собеседования, повышения квалификации. Аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования, культуры, здравоохранения и других сферах экономической деятельности, при котором создана аттестационная комиссия, хранящиеся в личном деле педагогического работника, а также аттестационные материалы, находящиеся в аттестационных комиссиях, относятся к персональным данным педагогического работника и подлежат защите в порядке, определяемом Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» и гл. 14 «Защита персональных данных работника» Трудового кодекса Российской Федерации. Очевидно, что, оценивая деятельность педагога за время, прошедшее с момента последней аттестации, аттестационная комиссия должна исходить из того, что аттестация работника — это не столько оценка его работы, сколько выстраивание траектории профессионального роста педагога на срок до следующей аттестации. Поэтому важным итогом аттестации педагогического работника является определение пути дальнейшего роста его профессионализма, профессиональной компетентности.

——————————————————————