Особенности увольнения за аморальный проступок педагогических работников вуза
(Карасева Е. Е.) («Спорт: экономика, право, управление», 2007, N 4)
ОСОБЕННОСТИ УВОЛЬНЕНИЯ ЗА АМОРАЛЬНЫЙ ПРОСТУПОК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВУЗА
Е. Е. КАРАСЕВА
Карасева Е. Е., старший преподаватель кафедры ОН БИФ КемГУ.
По пункту 8 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность расторжения трудового договора по инициативе работодателя в случаях совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы. Хотя трудовой договор по указанному основанию расторгается довольно редко, применение на практике данной нормы вызывает ряд проблем. Причина столь осторожного применения данного основания расторжения трудового договора не всегда связана с тем, что работники, в чьи обязанности входят воспитательные функции, являются эталоном высокой нравственности. Скорее всего, осторожность работодателя обусловлена отсутствием в законодательстве четкой и подробной регламентации как самого понятия «аморальный проступок», так и перечня категорий работников. Аморальный проступок является основанием для увольнения исключительно для отдельных категорий работников, а именно работников, выполняющих воспитательные функции. К таким профессиям относятся, к примеру, учителя, преподаватели образовательных учреждений различных уровней и форм собственности, воспитатели детских дошкольных учреждений и т. п. А значит, данное основание не может применяться при увольнении других сотрудников образовательных учреждений (уборщиков, рабочих и т. п.), т. к. содержание нормы четко регламентировало ее применение только в отношении работников, осуществляющих воспитательную функцию по роду своей деятельности. При этом закон не закрепляет понятия аморального проступка. Под аморальным проступком вообще понимают виновное действие или бездействие работника, нарушающее нормы нравственности, морали, т. е. социальные нормы, сложившиеся в обществе в соответствии с представлением о добре и зле, долге, справедливости, чести и обеспечиваемые в своем действии внутренним убеждением людей, силой общественного мнения и мерами общественного воздействия <1>. Особое внимание хотелось бы обратить на профессию педагога высших образовательных учреждений. Безупречное поведение и высокий уровень моральной чистоты — это профессиональный облик педагога. Соответственно, аморальное поведение для профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений — это может быть неадекватное вызывающее поведение. К примеру, грубое оскорбительное выражение в адрес обучающихся. Но ведь понятие аморальности не может быть истолковано однозначно, так как моральные устои, этические нормы разными людьми воспринимаются по-разному, да к тому же они обладают способностью изменяться. ——————————— <1> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» // Российская газета. 2004. 8 апреля.
Непонятно отношение законодателя и к месту совершения аморального проступка, т. к. он не связывает факт его совершения именно на рабочем месте, что предполагает возможность увольнения при совершении аморального проступка и в быту. По данному вопросу даны разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в которых указано: «При рассмотрении дел о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми прекращен в связи с совершением ими аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (пункт 8 статьи 81 ТК РФ), судам следует исходить из того, что по этому основанию допускается увольнение только тех работников, которые занимаются воспитательной деятельностью, например учителей, преподавателей учебных заведений, мастеров производственного обучения, воспитателей детских учреждений, и независимо от того, где совершен аморальный проступок: по месту работы или в быту» <2>. ——————————— <2> Андреева Л. А., Медведев О. М. Прекращение трудового договора в связи совершением аморального проступка // http://www. kadrovik. ru/.
Другим условием увольнения работника по пункту 8 статьи 81 Трудового кодекса РФ является следующее требование: аморальный проступок должен быть несовместим с продолжением данной работы. Несовместимость с продолжением данной работы, по-видимому, означает невозможность выполнения воспитательных функций вследствие совершенного аморального проступка. Отсюда следует, что работник может выполнять любую иную функцию у того же работодателя. Помимо указанных законодательных проблем, существует латентность аморальных проступков в трудовых правоотношениях. Ведь обучающиеся всегда находятся в подчиненном и зависимом положении от педагога. И потому в большинстве случаев пострадавшая сторона от оскорблений, а иногда и преподавательского произвола, т. е. непосредственно от аморального проступка, не обращается с просьбой о защите своих нарушенных прав. Соответственно, скрытые нарушения норм трудового законодательства, а также возможность с легкостью уйти от ответственности могут повлечь за собой только увеличение числа таких случаев, а также способствовать еще большему снижению престижа профессии педагога. Нормы международного права не оставили эту проблему без внимания. Так, в Рекомендации о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений, принятой на 29-й сессии Генеральной конференцией ЮНЕСКО, конкретизируют понятие аморального проступка <3>. ——————————— <3> Завгородний А. В. Правовое регулирование труда научно-педагогических работников высших учебных заведений. СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. С. 116 — 117.
В соответствии с указанной Рекомендацией увольнение преподавателей в качестве дисциплинарного взыскания по этому основанию допускается только по обоснованным и достаточным причинам, касающимся профессиональных норм поведения, к которым относятся: подделка или фальсификация результатов научных исследований; серьезные финансовые нарушения; сексуальные домогательства или другое неправомерное поведение в отношении учащихся, коллег или других представителей академического сообщества, или высказывание серьезных угроз в их адрес; извлечение противоправной выгоды из учебного процесса путем фальсификации свидетельств, дипломов и степеней за денежное вознаграждение; сексуальные либо другие услуги или путем вымогательства в целях получения сексуальных услуг либо финансовых или других материальных выгод от подчиненных или коллег за сохранение работы <4>. ——————————— <4> Рекомендация о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования. Париж. 11 ноября 1997 г. // http://lexed. ru/mpravo/razde.
В указанном международном документе закреплено одно из важных положений о необходимости осуществления преподавательской, исследовательской и научной деятельности в полном соответствии с этическими и профессиональными нормами. Таким образом, для разрешения изложенных проблем и устранения пробела в трудовом законодательстве необходимо: во-первых, установить четкий перечень категорий работников, подлежащих увольнению за совершение аморального проступка; во-вторых, закрепить в Трудовом кодексе понятие аморального проступка, т. к. вряд ли возможно установить исчерпывающий перечень аморальных проступков. В-третьих, использовать зарубежный опыт, т. е. регламентировать принятие локальных нормативных актов в виде положения или рекомендации, устанавливающих и конкретизирующих требования к моральному облику педагога в образовательных учреждениях вузов. Целесообразнее, если работодатель и правоприменительные органы будут иметь возможность опираться на законодательную норму при решении этого вопроса.
——————————————————————