Соотношение понятий «секрет производства», «ноу-хау» и «коммерческая тайна»

(Синцов Г. В., Портнова Е. В.) («Юридический мир», 2012, N 9)

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВА», «НОУ-ХАУ» И «КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА»

Г. В. СИНЦОВ, Е. В. ПОРТНОВА

Синцов Глеб Владимирович, заведующий кафедрой «Частное и публичное право» юридического факультета ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», председатель Пензенского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», доктор юридических наук, доцент.

Портнова Елена Витальевна, доцент кафедры «Частное и публичное право» юридического факультета ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», кандидат юридических наук.

Исследование актуальных вопросов в сфере права интеллектуальной собственности востребовано отечественной юридической наукой и практикой. Таким образом, тема статьи представляется актуальной. По мнению авторов, практически любая информация, попадание которой к конкурентам может причинить вред правообладателю, составляет коммерческую тайну.

Ключевые слова: секрет производства, ноу-хау, коммерческая тайна, Гражданский кодекс.

Correlation of concepts manufacturing secret, know-how and commercial secret G. V. Sintsov, E. V. Portnova

The study of topical issues in the sphere of intellectual property law is actual for the Russia juridical science and practice. Therefore the theme of the article is topical. The authors believe that practically any information the receipt of which may cause harm to right-holder is the commercial secret.

Key words: manufacturing secret, know-how, commercial secret, Civil Code.

В условиях инновационного развития экономики все большее значение придается различным объектам интеллектуальной собственности. Российское законодательство одновременно использует такие понятия, как «коммерческая тайна», «секрет производства» и «ноу-хау». В связи с этим большой интерес вызывает вопрос о соотношении этих понятий. К сожалению, в настоящее время секрет производства в России не является распространенным и популярным предметом, на основании которого контрагенты выстраивают свои взаимоотношения, но в будущем положение должно кардинально измениться, т. к. непрерывное развитие технологий всегда сопровождается перечнем различных процессов, которые постепенно можно улучшать, оптимизировать, добавлять и т. п. с целью эффективного и экономичного достижения результата. Одним из наиболее приемлемых способов защиты информации на сегодняшний день является присвоение статуса секрета производства (ноу-хау) в отношении информации и введение в отношении этой информации режима коммерческой тайны <1>. ——————————— <1> Ситишко Д. А. Секрет производства (ноу-хау) и коммерческая тайна: некоторые особенности использования секрета производства // Право и политика. 2009. N 4.

Институт ноу-хау и вопросы его соотношения с институтом коммерческой тайны, по мнению многих исследователей, явился камнем преткновения в законодательстве о коммерческой тайне <2>. ——————————— <2> Развитие правового обеспечения информационной безопасности: Монография / Под ред. А. А. Стрельцова; Фонд гражданских инициатив в политике Интернет. М.: Престиж, 2005. С. 41.

До принятия части IV Гражданского кодекса РФ секрет производства в различных исследованиях носил разные определения. В некоторых случаях исследователи пытались дать определение секрету производства (ноу-хау) на основании дословного перевода понятия «ноу-хау» с различных иностранных языков и делали это основой выводимого ими понятия. К примеру, термин «ноу-хау» в переводе с английского означает «знаю как». В российской практике используются также понятия «секрет производства» и «секрет промысла», являющиеся синонимичными и взаимозаменяемыми <3>. В мировой практике понятия «ноу-хау» и «деловой секрет» (или «торговый секрет»), которые нередко воспринимаются в качестве синонимов, несколько различаются в своем употреблении. Термин «деловой секрет» обычно используется применительно к внутренней ценной конфиденциальной информации, которая находится в распоряжении организации и является аналогом российского термина «коммерческая тайна», а термин «ноу-хау» применяется к той части делового секрета организации, которая передается по договору другому владельцу. Передача ноу-хау чаще всего сопровождает продажу научно-технических достижений и существенно повышает их стоимость. Помимо ноу-хау могут передаваться также такие его разновидности, как «шоу-хау» («show how» — «покажу как»), «ноу-уай» («know why» — «знаю почему») <4>. ——————————— <3> Россол С. Секрет производства и коммерческая тайна // Корпоративный юрист. 2007. N 12. <4> Ключко Н. Ноу-хау и коммерческая тайна // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2008. N 35.

Более полную информацию об истории секрета производства и вариантах его использования дает В. И. Еременко. Он пишет, что термин «ноу-хау» получил широкое распространение во всем мире после 1916 г. Термин «know-how» представляет собой сокращение от «to know how to do it» — «знать, как это делать». Указанный термин используется либо без перевода, либо с дословным переводом (как французский термин «savoir-faire»), либо в транскрипции (например, в России). Наряду с термином «know-how» интенсивно используется термин «trade secret», или «secret de fabrique», который в нашей стране переводится различным образом: «секрет производства», «деловой секрет», «производственный секрет», «коммерческий секрет» <5>. ——————————— <5> Еременко В. И. Секрет производства (ноу-хау) как объект исключительных прав в соответствии с частью четвертой ГК РФ // Адвокат. 2008. N 5.

В доктрине отнесение той или иной информации к секрету производства (ноу-хау) долгое время пребывало в состоянии неопределенности, т. к. различные исследователи высказывали мнения, которые во многом противоречили друг другу. Так, изначально к секрету производства (ноу-хау) относили только технические достижения. В дальнейшем позиции исследователей стали расходиться и охватывать все более широкий объем информации. Это привело к возникновению следующих мнений в доктрине <6>: ——————————— <6> Ситишко Д. А. Указ. соч.

— к секрету производства (ноу-хау) относятся не только технические, но и организационные решения <7>; ——————————— <7> Халфина Р. О. Современный рынок: правила игры. М., 1993. С. 136.

— существуют технические ноу-хау (технические, профессиональные знания и опыт, обычно закрепленные в конструкторских чертежах, документации по изготовлению, рецепты материалов, веществ) и коммерческие ноу-хау, включая управленческие и финансовые (вопросы организации производства, картотеки клиентов, данные о финансировании, методы рекламы и другие коммерческие знания) <8>; ——————————— <8> Химичук Е. В. Понятие договора о передаче ноу-хау // Право и экономика. 2006. N 3.

— секрет производства — это знания, опыт и навыки в области разработки, промышленного освоения, производства, реализации, эксплуатации, обслуживания, текущего и капитального ремонта и совершенствования новой технологии и материалов и взаимосвязанные с ними знания и опыт в области управления, экономики, финансового и иного характера; — секрет производства — это не только чисто технические решения, но и сведения иного характера (экономические, управленческие, финансовые и т. д.), включая профессиональные знания, навыки и опыт в различных сферах деятельности. В «орбиту» ноу-хау попадают не только объекты патентного права, но и объекты, охраняемые другими институтами права интеллектуальной собственности (к примеру, топологии интегральных микросхем, программы для ЭВМ и базы данных) <9>. ——————————— <9> Потрашкова О. А. О правовой природе секретов производства (ноу-хау) // Информационное право. 2008. N 2.

Сегодня в ст. 1465 ГК РФ секрету производства (ноу-хау) дается определение, из которого следует, что в современной российской практике понятие «ноу-хау» идентифицируется с понятиями «секрет производства» и «информация, составляющая коммерческую тайну» <10>. Из указанного определения видно, что действующее законодательство позволяет отнести к секрету производства (ноу-хау) практически любую информацию, лишь с условием того, что она будет обладать действительной или потенциальной коммерческой ценностью, а следовательно, лишь наиболее общие мнения доктрины имеют право на существование. ——————————— <10> Ключко Н. Указ. соч.

Судя по названию и содержанию указанной статьи, законодатель признает термины «секрет производства» и «ноу-хау» синонимами <11>. Эта позиция во многом основана на названии главы и содержании ст. 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой оба этих термина указываются в виде равноценных и равновозможных при употреблении. То есть в соответствии с указанной нормой мы вправе употреблять любой из этих терминов, исключая опасность быть неправильно понятыми, т. к. определение этих предметов едино в своем содержании. ——————————— <11> Еременко В. И. Указ. соч.

Но остается второй вопрос — о соотношении указанных терминов с понятием «коммерческая тайна». По вопросу о соотношении коммерческой тайны и ноу-хау ранее исследователями высказывались следующие положения: — коммерческая тайна и ноу-хау тождественны друг другу <12>, <13>; ——————————— <12> Еременко В. И. Конкурентное право Российской Федерации. М., 2001. <13> Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2005. С. 679.

— институт коммерческой тайны как бы вбирает в себя институт ноу-хау, но не исчерпывается им <14>; ——————————— <14> Потрашкова О. А. Указ. соч.

— несмотря на то что признаки, принадлежащие ноу-хау, относятся также и к коммерческой тайне, нельзя говорить о том, что ноу-хау полностью поглощается коммерческой тайной, хотя бы в силу того, что ноу-хау, в отличие от коммерческой тайны, является результатом интеллектуальной деятельности, потенциальная ценность которого не связана с конкретным бизнесом <15>; ——————————— <15> Добрынин О. В. Особенности правовой регламентации ноу-хау: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2003. С. 130.

— ноу-хау является нетрадиционным объектом интеллектуальной собственности, права на которые охраняются в режиме коммерческой тайны <16>. ——————————— <16> Лопатин В. Н., Юсуфов А. Ш. и др. О состоянии законности и правопорядка в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности / Под ред. д. ю.н. В. Н. Лопатина. 2-е изд., доп. М.: НИИ ГП РФ, 2004. С. 105 — 108.

С принятием части IV Гражданского кодекса Российской Федерации ситуация кардинально изменилась. Были внесены многочисленные изменения и в другие части Гражданского кодекса, а также в законодательство, регулирующее коммерческую тайну. Все эти действия привели к тому, что поводов для рассуждений стало меньше, т. к. «центр тяжести» сместился к последней из упомянутых позиций <17>. ——————————— <17> Ситишко Д. А. Указ. соч.

Общее между институтами коммерческой тайны и ноу-хау проявляется прежде всего в нематериальном характере результата, появляющегося в форме информации. Кроме того, содержание коммерческой тайны и ноу-хау составляет конфиденциальная информация, в отношении которой применяются идентичные критерии охраны прав на нее: действительная или потенциальная коммерческая ценность в силу неизвестности третьим лицам; отсутствие свободного доступа на законном основании; принимаемые обладателем информации меры к охране ее конфиденциальности. Отличия между рассматриваемыми институтами сводятся к следующему: — различный состав информации, входящей в их содержание; — различная правовая природа коммерческой тайны и ноу-хау; — различный состав субъектов права на данные объекты и их правомочий <18>. ——————————— <18> Потапов Н. А. Соотношение ноу-хау с коммерческой тайной // Юрист. 2010. N 6. С. 40 — 43.

Информация, составляющая коммерческую тайну, — практически любая информация, попадание которой к конкурентам может причинить вред правообладателю. Ноу-хау, исходя из общепринятой практики, составляет информация о сущности охраноспособных результатов научно-технической деятельности, о методах, технологиях, процессах производства, сведения, относящиеся к способам реализации экономических и организационных решений при продвижении на рынок продукции и услуг и т. д., полученные в результате интеллектуальной (творческой) деятельности. Признак творческого характера ноу-хау признается не всеми исследователями. В частности, В. А. Дозорцев отмечал, что «от решения, составляющего секрет промысла, не требуется, чтобы оно обязательно было результатом творческой деятельности, во всяком случае, на таком уровне, какой требуется для изобретений» <19>. Одновременно неоднозначно определяется понятие результатов интеллектуальной деятельности: одни обозначают их как «прямо определенные в законе и выраженные в объективной форме творческие произведения нематериального характера» <20>, а другие классифицируют на творческие и нетворческие, равно как в структуре интеллектуальной деятельности выделяют творческую составляющую и нетворческую. ——————————— <19> Дозорцев В. А. Понятие секрета промысла (ноу-хау) // Вестник ВАС РФ. 2001. N 7, 8. <20> Астахова М. А. Результаты интеллектуальной деятельности как объект гражданских прав: понятие и квалифицирующие признаки // Юридический мир. 2006. N 4.

Безусловно, если речь идет о потенциально патентоспособных результатах интеллектуальной деятельности, то их творческий характер не может отрицаться. Если же согласиться с тем, что в состав информации, относимой к ноу-хау, включаются такие составляющие, как добавочная информация, получаемая при использовании запатентованных результатов интеллектуальной деятельности, профессиональные знания, навыки и опыт, то вряд ли можно говорить об их творческом характере. Следовательно, состав информации, охраняемой в режиме коммерческой тайны, оказывается более разнообразным и не исчерпывается только информацией о секрете производства (ноу-хау). Таким образом, на основании проведенного анализа действующего законодательства вполне обоснованно можно утверждать, что на данный момент есть три термина, которые можно применять для определения такого объекта, как сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в т. ч. о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Эти термины равноценны в своем содержании: — секрет производства; — ноу-хау; — информация, составляющая коммерческую тайну. Становится ясно, что термин «коммерческая тайна» более не в состоянии конкурировать с секретом производства (ноу-хау) за право называться объектом, который является совокупностью конфиденциальных сведений, но в то же время этот термин приобрел другое значение, в некоторой степени даже более весомое, т. к. он стал определять собой «режим конфиденциальности информации» в отношении секрета производства (ноу-хау). При этом они стали фактически неотделимы друг от друга, т. к. понятие секрета производства (ноу-хау) предусматривает обязательное введение режима коммерческой тайны в отношении себя (ст. 1465 ГК РФ), а коммерческая тайна предполагает использование своего режима исключительно в отношении секрета производства (ст. 1 ФЗ «О коммерческой тайне»). Исходя из всего вышесказанного, с учетом устоявшейся практики применения термина «коммерческая тайна», с незначительными допущениями можно ставить этот термин в один ряд с секретом производства (ноу-хау), но исключительно в целях использования в деловой практике и только на основании того, что эти два предмета призваны дополнять друг друга, а существование одного из них практически всегда будет зависеть от наличия второго.

——————————————————————