Зачем судебным приставам полномочия по оперативно-розыскной деятельности
(Григорьева Л. А.)
(«Адвокат», 2005, N 6)
ЗАЧЕМ СУДЕБНЫМ ПРИСТАВАМ ПОЛНОМОЧИЯ ПО
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Л. А. ГРИГОРЬЕВА
Одна из основных проблем судебного пристава — отсутствие права производить оперативно-розыскные мероприятия при осуществлении розыска должника и имущества. Из-за этого приходится составлять акт о невозможности взыскания и возвращать исполнительный документ взыскателю. Например, в 2003 г. 19% исполнительных производств было окончено вынесением актов о невозможности взыскания ввиду отсутствия должника или его имущества на общую сумму 191 млрд. 216 млн. 5 тыс. рублей, в 2004 г. — 17% исполнительных производств на общую сумму 196 млрд. 519 млн. 555 тыс. рублей. Наиболее существенный экономический ущерб наносит государству неисполнение актов о принудительном взыскании задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней.
Помимо этого на качестве расследования уголовных дел, отнесенных законодателем к компетенции Федеральной службы судебных приставов, отрицательным образом сказывается отсутствие законодательной регламентации прав судебных приставов на оперативно-розыскные мероприятия. Это обстоятельство не позволяет добиться стопроцентной результативности при розыске имущества. Необходимость осуществления мер по розыску имущества всегда присутствует при расследовании уголовных дел, возбужденных по признакам преступления, предусмотренного ст. 312 УК РФ «Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации». Показательно, что в период 2003 — 2004 гг. из 218 млн. 656 тыс. рублей (общая сумма выявленного дознавателями Федеральной службы судебных приставов ущерба по уголовным делам данной категории) реально ущерб возмещен лишь на сумму 90 млн. 440 тыс. рублей (т. е. результативность находится примерно на уровне 40%).
Кроме того, дознаватели Федеральной службы судебных приставов часто сталкиваются с необходимостью установления очевидцев преступления, проведения специальных мероприятий по сбору доказательств, установлению местонахождения лиц, подозреваемых в совершении преступления.
Немаловажен и другой аспект: для судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, актуальной остается проблема выявления и пресечения фактов прямого или косвенного воздействия на судей, попыток воспрепятствования вынесению правосудных решений.
Руководствуясь этими аргументами, Федеральная служба судебных приставов инициировала внесение дополнений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Проект Федерального закона о внесении изменений и дополнений предполагает лишь одно небольшое дополнение в единственную статью ныне действующего закона. Суть этого дополнения сводится к включению Федеральной службы судебных приставов в перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В силу прямого указания, содержащегося в ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», данное изменение законодательства не предоставит Федеральной службе судебных приставов права проводить оперативно-розыскные мероприятия, «которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища».
Речь не идет о наделении Федеральной службы судебных приставов всем тем грозным арсеналом, который предусмотрен Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». ФССП претендует на «усеченный» набор полномочий, который необходим для решения назревших практических проблем.
По мнению Федеральной службы судебных приставов, принятие законопроекта устранит существующий пробел в законодательстве, позволит значительно усовершенствовать работу Службы, что, в свою очередь, будет способствовать повышению авторитета правосудия в целом.
——————————————————————