Компенсировать и стимулировать
(Мошкович М., Завойкина Н., Терешко Ю.)
(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 6)
КОМПЕНСИРОВАТЬ И СТИМУЛИРОВАТЬ
М. МОШКОВИЧ, Н. ЗАВОЙКИНА, Ю. ТЕРЕШКО
Мария Мошкович, эксперт «ЭЖ-Юрист».
Наталья Завойкина, эксперт «ЭЖ-Юрист».
Юлия Терешко, эксперт «ЭЖ-Юрист».
Минздравсоцразвития России Приказами от 29.12.2007 N 818 и N 822 утвердило Перечни выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, а также дало соответствующие разъяснения по порядку их установления.
Еще 1 января 2005 года Правительству РФ предоставили право применять иную систему оплаты труда (не ЕТС) для оплаты труда работников федеральных госучреждений. Правительство РФ своим Постановлением от 22.09.2007 N 605 данное право реализовало. Однако необходимо было принять ряд нормативно-правовых актов, чтобы новая система смогла заработать. Минздравсоцразвития России было поручено утвердить перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера.
По новой системе оплаты труда заработная плата федерального бюджетника складывается исходя из оклада, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Надо заметить, что Минздравсоцразвития России Приказом от 22.10.2007 N 663 утвердило Методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда. Данные Рекомендации, в частности, касались назначения выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Во многом разработанные Перечни повторяют положения Методических рекомендаций, однако имеют и дополняющие нормы.
Что касается выплат компенсационного характера, то наряду с выплатами работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями, в условиях, отклоняющихся от нормальных, Перечень относит к данным выплатам надбавки за работу со сведениями, составляющими гостайну, и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
К выплатам стимулирующего характера согласно Перечню следует относить выплаты:
— за интенсивность и высокие результаты работы;
— за качество выполняемых работ;
— за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
— премиальные выплаты по итогам года.
С 1 января 2010 года объем средств на выплаты стимулирующего характера должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.
Но и до вышеуказанного срока Методические рекомендации советуют предусматривать объем средств на указанные выплаты в размере не менее 30% от общих поступлений в фонд оплаты труда.
Выплаты компенсационного и стимулирующего характера должны устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Кроме того, они должны конкретизироваться непосредственно в трудовых договорах работников.
——————————————————————