Гражданско-правовые средства в борьбе против ложных сообщений об актах терроризма

(Гращенкова Е.)

(«Законность», 2005, N 11)

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА В БОРЬБЕ ПРОТИВ ЛОЖНЫХ

СООБЩЕНИЙ ОБ АКТАХ ТЕРРОРИЗМА

Е. ГРАЩЕНКОВА

Е. Гращенкова, прокурор отдела прокуратуры Смоленской области.

Прокуратура, выполняя задачи по предупреждению террористической деятельности, не только проводит предварительное расследование и поддерживает в судах государственное обвинение по таким делам, но и принимает иные меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уголовный кодекс РФ в числе преступлений против общественной безопасности выделяет самостоятельный состав — заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207). Это преступление не является собственно терроризмом в том понятии, которое дается в Кодексе. Вместе с тем оно относится к числу преступлений террористической направленности.

Включение этого состава в раздел преступлений против общественной безопасности не случайно, поскольку общественная безопасность в данном случае будет объектом преступления. В отличие от ущерба, причиняемого общественной безопасности в результате непосредственного акта терроризма, последствия заведомо ложного сообщения о нем менее значительны. Вместе с тем широкое распространение этого вида преступления, осложняемого психологической ситуацией в стране, вызванной чередой страшных реальных террористических актов, вызывает необходимость пристального взгляда на проблему.

Получение ложного сообщения об акте терроризма — всегда основание для принятия правоохранительными органами мер по проверке такого факта на соответствие действительности. Это сопровождается выездом оперативной группы, медицинских работников, пожарных, эвакуацией людей, проверкой заминированности объекта и т. д. В результате не только причиняется прямой материальный ущерб, вызванный работой привлеченных лиц, но и создается нервозная обстановка, а то и паника среди населения, дезорганизуется работа других предприятий, расположенных в непосредственной близости от исследуемого объекта.

Смоленская область не является регионом, подверженным террористическим посягательствам. В прошлом и текущем годах не зарегистрировано ни одного факта терроризма. Но заведомо ложные сообщения об актах терроризма довольно распространены.

Только за 2004 г. и начало 2005 г. в области зарегистрировано 85 фактов ложных сообщений об актах терроризма, что превысило показатели 2003 г. почти вдвое. По всем сообщениям возбуждены уголовные дела. Больше всего таких преступлений было связано с сообщениями о минировании учреждений системы образования. В этом году они составили треть всех сообщений.

Учитывая распространенность сообщений и невысокую раскрываемость таких преступлений, прокуратурой области были предприняты меры по активизации работы по предъявлению исковых заявлений о взыскании ущерба с лиц, привлеченных к уголовной ответственности, либо с их законных представителей.

Городскими и районными прокурорами по всем уголовным делам, где устанавливались виновные, предъявлены иски о взыскании средств, затраченных на проверку ложного сообщения. За 2004 — 2005 гг. в суд направлено 17 исковых заявлений на сумму более 29 тыс. руб. Все иски были удовлетворены в полном объеме.

Так, наиболее крупный ущерб был возмещен в связи с предъявлением искового заявления прокурором Холм-Жирковского района. 16 сентября 2004 г. несовершеннолетний Ш., находясь в доме Г. в поселке Холм-Жирковский, из хулиганских побуждений, преследуя цель сорвать занятия в Холмовской средней школе, по сотовому телефону своего отчима позвонил в школу и сообщил, что в здании заложена бомба. Для проверки сообщения выехали сотрудники ОВД района и ФГУ «Отряд государственной противопожарной службы N 5» Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области. Взрывного устройства обнаружено не было.

Возбудили уголовное дело, в ходе расследования которого установлено, что Ш., 1990 г. рождения, не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Дело было прекращено. Но сумма расходов по обеспечению выезда сотрудников ОВД и ФГУ ОГПС составила почти 15 тыс. руб., в связи с чем прокурор подготовил иск о возмещении ущерба, причиненного государству. Исковое требование прокурора удовлетворено, решение суда исполнено.

Статистика показывает, что большинство рассматриваемых преступлений совершают школьники, не достигшие возраста уголовной ответственности. Привлечение их к уголовной ответственности невозможно, в связи с чем создается впечатление их безнаказанности, что влечет повторение правонарушений. В таких случаях меры гражданско-правового характера приобретают особую значимость. Осознание подростком того, что своими действиями он причинил ущерб семье, а иногда и поставил ее в тяжелое материальное положение, может стать фактором, предотвращающим подобные «шалости». Прокуроры в 2004 — 2005 гг. предъявили 5 заявлений к законным представителям несовершеннолетних.

Другими способами возмещения ущерба, причиненного ложным сообщением об акте терроризма, является предъявление к виновным требований о компенсации морального вреда, а также требований о возмещении ущерба, причиненного другим предприятиям и организациям, и упущенной выгоды.

Городским и районным прокурорам направлено информационное письмо и рекомендовано не ограничиваться взысканием средств, затраченных на выезд оперативных групп.

Использование гражданско-правовых мер прокуратурой области было избрано не только как средство возмещения ущерба, но и как средство предупреждения подобных сообщений. Информация о предъявляемых прокуратурой исковых заявлениях и о возможной ответственности несовершеннолетних и их родителей публиковалась в средствах массовой информации. Полагаем, наш опыт будет интересен для работников прокуратур других регионов.

——————————————————————