Профилактика преступлений террористического характера
(Турыгин Ю.)
(«Законность», 2006, N 9)
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Ю. ТУРЫГИН
Ю. Турыгин, старший помощник прокурора Свердловской области по надзору за процессуальной деятельностью органов безопасности.
Исполнение законодательства о борьбе с терроризмом и противодействии экстремистским проявлениям, состояние работы в этом направлении находится на постоянном контроле прокуратуры Свердловской области. В прошлом году и в первом квартале этого года правоохранительными органами области, органами власти проводилась плановая работа по противодействию экстремизму и терроризму.
Прокуратурой области по данным вопросам проведены координационные совещания руководителей правоохранительных органов области. Деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению проявлений террористического и экстремистского характера, по их профилактике стала приоритетным направлением.
Учитывая складывающиеся в стране тенденции, общий рост преступлений террористической и экстремистской направленности, прокуратурой области разработан комплекс мер противодействия этим преступлениям. На основе анализа деятельности правоохранительных органов, с учетом опыта прокуратуры Кировской области, прокуратурой Свердловской области разработаны и направлены на места Методические рекомендации «Об организации работы по надзору за исполнением законодательства о свободе совести и религиозных объединениях, о противодействии экстремистской деятельности», «О применении законодательства об административных правонарушениях в отношении должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, не выполняющих требования об устранении недостатков в их антитеррористической защищенности», «Об организации работы по надзору за исполнением законодательства о борьбе с терроризмом». Кроме того, направлены информационно-методические письма «О направлении в суд исковых заявлений о возмещении ущерба, причиненного преступлениями, предусмотренными ст. 207 УК РФ», «О результатах проверки исполнения ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и «О результатах проверки исполнения законодательства о борьбе с терроризмом».
В первом квартале 2006 г. в поле зрения горрайспецпрокуроров постоянно находились вопросы взаимодействия правоохранительных органов области по соблюдению законодательства о противодействии терроризму и экстремизму.
Всего ими проведена 71 проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, в ходе которых: объявлено 70 предостережений о недопустимости нарушений закона; внесено 66 представлений об устранении нарушений закона, в том числе 3 об устранении нарушений закона о противодействии экстремизму. В 7 случаях о состоянии борьбы с терроризмом и экстремизмом были проинформированы главы муниципальных образований. В средствах массовой информации, включая печатные издания и телевидение, опубликовано 25 материалов о борьбе с терроризмом и экстремизмом. Проведено 5 координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, на которых рассматривались эти вопросы. Внесено два протеста на решения глав администраций по вопросам противодействия экстремизму и терроризму. Заявлено 13 исков в порядке гражданского судопроизводства о возмещении ущерба в связи с ложными сообщениями об актах терроризма.
Привлечено к ответственности по ст. ст. 20.4 и 20.6 КоАП (за нарушения требований пожарной безопасности и невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций) 80 человек, а также 43 по ст. 19.5 — за невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор. Общая сумма штрафов составила более 200 тыс. руб.
В поле зрения прокуроров оказались не только учебные образовательные учреждения, но и промышленные предприятия, больницы, дома и дворцы культуры, спортивные сооружения, автозаправочные станции и т. д. Кроме того, выявлены недостатки в профилактической работе самих контролирующих органов, в отделах противопожарной службы.
Например, прокурор Орджоникидзевского района Екатеринбурга внес представление об устранении нарушений законодательства о противопожарной безопасности в адрес начальника противопожарной службы.
Эта служба довольно часто вносила предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Однако контроль за их выполнением не осуществляла. А в ряде случаев при выявлении нарушений требований и норм пожарной безопасности должностные лица противопожарной службы не привлекали виновных в нарушениях к административной ответственности.
Прокуратурой Свердловской области подготовлены информация и предложения в адрес губернатора и председателя Законодательного собрания по внесению дополнений в Закон Свердловской области «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области», направленных на повышение противодиверсионной защищенности многоквартальных жилых домов, объектов культуры, здравоохранения и образования, а также предупреждение актов терроризма, предусматривающих возможность привлечения к административной ответственности лиц, ответственных за содержание и эксплуатацию таких зданий.
К сожалению, зачастую приходится сталкиваться с фактами, когда органы местного самоуправления не оказывают в полной мере содействия правоохранительным органам в профилактике терроризма. В некоторых городах и районах области антитеррористические комиссии фактически бездействовали, профилактическая и координационная работа не проводилась, денежные средства на цели безопасности в бюджетах вообще не выделялись или выделялись в незначительных суммах (г. г. Невьянск, Кировоград, Первоуральск, Ачит).
Горрайспецпрокурорам указано на необходимость осуществления комплекса мер по профилактике преступления, предусмотренного ст. 207 УК РФ. В частности, разъяснять в школах и других образовательных учреждениях негативные последствия ложных сообщений об актах терроризма. Надзор за ходом ОРМ по делам этой категории рекомендовано осуществлять лично. Также горрайспецпрокурорам указано на необходимость осуществления личного надзора за ходом расследования таких уголовных дел, а к лицам, вина которых в совершении преступления установлена, либо к законным представителям во всех случаях предъявлять иски по возмещению материального ущерба в связи с затратами служб, выезжающих на место происшествия. Родителей несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, привлекать по ст. 5.35 КоАП за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. В целях предупреждения указанных преступлений каждый факт установления ложного сообщения об акте терроризма освещать в СМИ, разъясняя, что заведомо ложное сообщение о готовящемся террористическом акте является преступлением, предусмотренную меру наказания, иные негативные последствия.
В ходе проведенного в начале текущего года прокуратурой области координационного совещания руководителей правоохранительных органов по вопросам противодействия экстремизму и терроризму решено: активнее использовать полномочия по привлечению должностных лиц и руководителей организаций к административной ответственности за необеспечение необходимых условий безопасности; уделять повышенное внимание противодействию экстремистским проявлениям в молодежной среде; ежеквартально проверять в органах внутренних дел состояние деятельности по пресечению преступлений террористического характера в целях придания этой работе упреждающего характера, а также проводить проверки исполнения законодательства о борьбе с терроризмом органами исполнительной власти, городскими и районными администрациями, руководителями предприятий, учреждений и организаций.
——————————————————————