Подготовка участников дорожного движения: роль морально-психологической составляющей

(Войтенков Е. А.) («Административное право и процесс», 2011, N 9)

ПОДГОТОВКА УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: РОЛЬ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

Е. А. ВОЙТЕНКОВ

Войтенков Евгений Алексеевич, заместитель начальника управления ОАО «СТБ», докторант кафедры истории государства и права Московского университета МВД России, кандидат юридических наук, член Ассоциации юристов России.

В условиях повышения интенсивности дорожного движения, загруженности улично-дорожной сети населенных пунктов и магистралей одним из важных факторов эффективной работы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения является морально-психологическая подготовленность его участников.

Ключевые слова: дорожное движение, безопасность, конфликты, правомерное поведение, водители, пешеходы, правовая культура.

Preparation of participants of road traffic: role of moral-psychology element E. A. Vojtenkov

In conditions of increase of intensiveness of road traffic, increase of loading level of road system of population centers and arterial roads one of the most important factors of efficient work in the sphere of security of road traffic is the moral psychological preparedness of participants thereof.

Key words: road traffic, security, conflicts, legitimate behavior, drivers, pedestrians, legal culture.

В последнее время фиксируется увеличение случаев конфликтных ситуаций между участниками дорожного движения. Одной из причин возникновения конфликтов на дороге является недостаточная социально-психологическая подготовка будущих водителей к участию в дорожном движении. Анализ структуры дорожного конфликта показывает, что дорожный конфликт — это динамический коммуникативный акт, являющийся конфронтационно взаимосвязанным поведением участников дорожного движения, который несет при этом угрозу их физического столкновения <1>. ——————————— <1> См.: Утлик В. Э. Социально-психологические условия предупреждения конфликтов в дорожном движении: Дис. … к. псих. н. М., 2006. С. 5 — 6.

Для выработки эффективных решений по повышению правовой культуры населения при участии в дорожном движении требуется более глубокий анализ эмоциональных и психологических процессов, характерных для участников дорожного движения. Интересным с точки зрения общего анализа конфликтов в дорожном движении является классификация форм вождения автомобиля: — автономное — характеризуется стремлением к независимости и самостоятельности; — экстремальное — в состоянии эмоционального возбуждения, на предельно допустимой скорости с риском совершения ДТП; — скользящее — спокойное и сбалансированное движение; — соперничество — движение с элементами конкурирующего поведения; — пилотирование — хладнокровное вождение с соблюдением правил движения; — престижное — демонстрация превосходства и мощи транспортного средства <2>. ——————————— <2> Там же. С. 24.

Таким образом, можно заключить, что дорожное движение — это динамическая сторона жизнедеятельности специфической общности людей — участников дорожного движения, которая формируется самим фактом движения людей с использованием дороги. Конфликтное поведение на дороге — это реализация стремления получить преимущество, пренебрегая интересами других участников дорожного движения и предписаниями правовых норм в области безопасности дорожного движения. Подобная форма поведения приводит к дорожному конфликту, что представляет собой форму коммуникации в виде конфронтационных действий сторон, мотивированных стремлением решить свои разногласия без учета прав и потребностей друг друга. Представляется, что решение задачи по снижению «градуса напряженности» во взаимоотношениях между участниками дорожного движения является одной из важных задач в области обеспечения безопасности дорожного движения. Весомой проблемой, непосредственно затрагивающей вопрос безопасности дорожного движения, является недостаточная социально-психологическая подготовленность молодых водителей к участию в дорожном движении, отсутствие системы правового воспитания широких слоев населения в духе соблюдения Правил дорожного движения. При этом данная ситуация усугубляется тем обстоятельством, что сообщество водителей — это социальная общность, которая ежегодно пополняется большим количеством новых членов, а именно на долю молодых участников дорожного движения приходится значительное количество совершаемых дорожно-транспортных происшествий. Анализ официальной статистики ГИБДД показывает, что количество случаев нарушения Правил дорожного движения исчисляется десятками миллионов, а более 80% дорожно-транспортных происшествий происходит вследствие несоблюдения водителями требований Правил дорожного движения. Связь между конфликтными ситуациями, правовой культурой и дорожной дисциплиной и безопасностью дорожного движения очевидна: при отсутствии нарушений Правил дорожного движения не только сокращается вероятность дорожно-транспортного происшествия, но снижается вероятность возникновения ситуации, ведущей к конфликту. Обращаясь к вопросу поиска эффективных способов повышения уровня правовой культуры и дисциплины участников дорожного движения, необходимо установить причины дорожной недисциплинированности. На этот счет существует несколько точек зрения, согласно которым причинами недисциплинированности могут быть низкий уровень общей культуры человека, определенный (завышенный или недостаточный) уровень строгости и упорядоченности требований и наказаний. Немаловажными являются факторы наличия в нашей стране особой «касты» людей, на которых фактически не распространяются требования Правил дорожного движения (сотрудники силовых министерств, прокуратуры, целая группа высокопоставленных чиновников и др.), а также несовершенство существующего механизма привлечения к ответственности виновных лиц. Эти обстоятельства также существенно дискредитируют водительскую культуру и дисциплину на дороге как таковую. Многие специалисты настаивают на такой мере, обеспечивающей повышение дисциплины на дорогах, как достижение неотвратимости наказания за правонарушения в данной сфере. Однако практика ужесточения наказания и обеспечения его неотвратимости хоть и влечет за собой повышение уровня дисциплинированности водителей, но не порождает глубоких личностных изменений. За рубежом широко практикуется проведение групповых собеседований с нарушителями под руководством представителей государственных органов и имеет своей целью донести до сознания правонарушителей необходимость соблюдения правовых норм. Одной из мер такого воздействия является поощрение нарушителей, посещающих такие занятия путем аннулирования штрафных отметок за отдельные правонарушения. Отечественная практика работы с целью формирования культуры правомерного поведения берет свое начало примерно со второй четверти XX в., когда количество автомобилей на дорогах страны стало существенно увеличиваться. Для успешного решения задач по повышению дисциплины участников дорожного движения использовались различные методы. При этом они (методы) учитывали такие особенности автомобильного парка нашей страны, как то, что весьма существенная доля автопарка была сосредоточена в руках автопредприятия, а не у индивидуальных владельцев. Исходя из этого, первоначально делался упор на профилактическую работу инспекторов Госавтоинспекции с трудовыми коллективами автохозяйств. Во второй половине XX в. в условиях научно-технического прогресса возможности пропаганды безопасности дорожного движения существенно расширились — появилась возможность использовать для этих целей различные средства массовой информации, что дало свои определенные практические результаты. Эффективным способом формирование дисциплины среди участников дорожного движения стало привлечение общественности к работе совместно с представителями Госавтоинспекции, а также проведение социалистических соревнований, где одним из критериев оценки предприятий была безаварийная эксплуатация автотранспорта. В конце XX в. произошла утрата многих моральных ориентиров, что, безусловно, сказалось на количестве дорожных конфликтов между участниками дорожного движения. Усугубили ситуацию, с нашей точки зрения, такие факторы, как социально-экономическая нестабильность в нашей стране, сильное расслоение населения по уровню доходов и иные факторы, характерные для социально-экономических отношений переходного периода. В настоящее время представляется актуальной задача повышения дисциплины участников дорожного движения. При этом очевидным является то обстоятельство, что методы достижения положительных результатов в этом направлении, которые были эффективны в советский период нашей страны, на сегодняшний день в определенной степени утратили свою актуальность. Представляется, что решаемой является задача по разработке форм стимулирования представителей водительского сообщества, неукоснительно соблюдающих ПДД на протяжении достаточно длительного промежутка времени (например, разработка и внедрения налоговых льгот для данной категории участников дорожного движения). Развитие современной науки и техники позволяет использовать различные интернет-ресурсы, а также рекламные источники для популяризации правомерного поведения на дороге. Деятельность по пропаганде безопасности дорожного движения в нашей стране как одного из направлений работы по повышению правовой культуры безопасности дорожного движения имеет уже более чем полувековую историю. Весьма широко и эффективно использовались методики общественного воздействия и контроля на нарушителей Правил дорожного движения. Во второй половине XX в., с массовым распространением телевидения, широко стал использоваться в данной работе и этот ресурс. Изучение зарубежного практического опыта, а также исследований отечественных ученых показывает, что в рыночных условиях одним из эффективных способов пропаганды безопасности дорожного движения является социальная реклама, направленная на формирование правовой культуры участников дорожного движения, а также стереотипов правомерного поведения у водителей и пешеходов. Основным назначением социальной рекламы в области дорожного движения является обеспечение безопасности его участников и соблюдение Правил дорожного движения. Социальная реклама является важным способом повышения правовой и общей культуры водителей и пешеходов. В такой специфической сфере, как дорожное движение, уже несколько десятков лет фиксируется увеличение агрессивной составляющей в рекламе всех продуктов, связанных с автомобильным транспортом. Это находит свое отражение в различных рекламных материалах, которые содержат аргументы в пользу «спортивного стиля управления», что во многих случаях воспринимается подсознанием человека как агрессивный стиль поведения. При этом гораздо реже встречаются материалы, которые бы обращали внимание на такие аспекты дорожного движения, как экономичность транспорта или взаимоуважение участников дорожного движения. Анализ современной социальной рекламы в области безопасности дорожного движения показывает, что в своем большинстве ее тексты построены по шаблону запугивания и возбуждения негативных эмоций. Например: «Управляя автомобилем в нетрезвом уме, вы рискуете остаться в твердой памяти», «Этим лошадиным силам нужна хотя бы одна голова» и др. Даже несмотря на определенный менталитет россиян, представляется, что подход, основанный только лишь на запугивании, не может быть эффективным. Такая реклама отвергается человеком под воздействием механизмов психологической защиты. Представляется, что более эффективным подходом является создание шаблонов положительной рекламы, направленной на установку «кооперативного поведения» у водителей, поскольку отрицательные типы рекламы разрушают данную установку. В такой социальной рекламе представляется целесообразным не призывать, а косвенно и деликатно показывать целесообразность соблюдения Правил дорожного движения, указывая, например, на незначительность выигрыша во времени при нарушении скоростного режима. Необходимо помнить, что реклама культуры дорожного движения имеет определенную социально-психологическую специфику. При этом речь идет об общественных ценностях, таких как взаимоуважение на дороге, осторожность при движении. Повышение дорожной дисциплины участников дорожного движения представляется более эффективным проводить поэтапно, начав с акцентирования внимания на необходимости беречь себя, свое здоровье. На следующем этапе может быть реализована попытка призвать к соблюдению Правил дорожного движения с помощью социальной рекламы. Представляется, что эффективным приемом может стать переформулировка требований Правил дорожного движения с языка документа на более доступный для понимания язык. При разработке таких рекламных материалов социальной направленности видится необходимой словесная или наглядная демонстрация пользы, которую несет соблюдение водителями и пешеходами ПДД. Не менее важным направлением работы в области социальной рекламы в сфере безопасности дорожного движения является формирование образа «идеального водителя» и ориентация граждан на повышение их самооценки и самоуважения при их правомерном поведении. Таким образом, можно заключить, что вопросы профилактики конфликтных ситуаций на дорогах страны, системного формирования правовой культуры поведения на дороги среди широких слоев населения находятся в тесной взаимосвязи. Системное применение современных методик и информационных технологий в образовательных процессах, средствах массовой информации, а также таком «инструменте воздействия», как социальная реклама, учитывающая основные психологические процессы и механизмы мыслительной деятельности человека, — это реальный путь повышения бесконфликтности и культуры дорожного движения, что является одной из составляющих работы по снижению аварийности и дорожно-транспортного травматизма на дорогах России.

——————————————————————