Деятельность Росохранкультуры, направленная на обеспечение права гражданина на творчество

(Ляшенко И. В.) («Культура: управление, экономика, право», 2011, N 2)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОСОХРАНКУЛЬТУРЫ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ГРАЖДАНИНА НА ТВОРЧЕСТВО

И. В. ЛЯШЕНКО

Как известно, успех цивилизации измеряется талантами. На развитие таланта, творческих способностей, интеллектуальных достижений делается ставка в различных сферах общества: от научных отраслей до натурального хозяйства. Главным принципом развития интеллектуального потенциала страны все чаще становится оказание поддержки в вопросе предоставления человеку возможности творить, а также защитить созданные человеком творения. Реализация принципа охраны результатов творчества является одним из важных и сложных направлений в деятельности Росохранкультуры. Созданный и воспроизведенный в нормах законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных правах механизм защиты интеллектуальных прав требует от государства контроля в данной сфере. Эти полномочия возложены на Росохранкультуру. В период осуществления своей деятельности по укреплению механизма защиты интеллектуальных прав, а также ликвидации препятствий в реализации конституционного права на свободу творческой деятельности работа Росохранкультуры сводилась к следующим направлениям: — общая охрана авторского права и смежных прав; — контроль и надзор в сфере коллективного управления авторскими и смежными правами; — контроль и надзор в сфере использования объектов авторского права и смежных прав. В лице отдела охраны авторского и смежных прав Служба оказывала помощь гражданам и организациям, давала разъяснения относительно спорных вопросов действующего законодательства. В случаях противодействия как физических, так и юридических лиц правам и интересам граждан и организациям в сфере интеллектуальной деятельности Росохранкультурой предпринимались различные меры по обязанию таких лиц соблюдать установленные законодательством нормы в сфере защиты интеллектуальной собственности. Так, за период существования Службой вынесено около сотни предупреждений о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, рассмотрено около двух тысяч жалоб и обращений. Учитывая, что Росохранкультура не имела законного основания применять меры административного воздействия на нарушителей авторского и смежных прав, так как такие полномочия имелись у правоохранительных органов, по пятидесяти случаям в связи с необходимостью применения санкций принято решение о направлении информации в органы прокуратуры для дальнейшего предотвращения нарушений. В целях совершенствования механизма правовой охраны объектов авторского и смежных прав Служба принимала активное участие в подготовке предложений к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам регулирования отношений, возникающих при использовании сети Интернет» в части, касающейся авторского и смежных прав. При этом Росохранкультурой разработана специальная схема взаимодействия участников «сетевых» отношений и органов государственной власти, повышающая эффективность охраны результатов интеллектуальной деятельности и позволяющая оперативно пресекать их незаконное распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности в сети Интернет. Кроме того, одним из направлений деятельности Службы стало создание единой системы, основанной на принципах признания интеллектуальных прав не только на территории нашей страны, но и в мире. Росохранкультура постоянно принимала участие в заседаниях Российско-американской рабочей группы по защите прав интеллектуальной собственности и в рамках Диалога Россия — ЕС по интеллектуальной собственности («Дорожная карта»). Руководство и сотрудники стали активными участниками конференций и семинаров по вопросам правовой охраны объектов авторского права и смежных прав, таких как форум «Интеллектуальная собственность — XXI век», организатором которого выступают Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, конференций по интеллектуальной собственности, проводимых Российской академией правосудия. В рамках реализации контроля и надзора в сфере коллективного управления правами завершены процедуры государственной аккредитации во всех сферах коллективного управления, в которых такая процедура предусмотрена. Определены организации по коллективному управлению, уполномоченные осуществлять управление правами в сфере защиты прав композиторов, авторов музыкально-драматических произведений в отношении массового использования музыкальных произведений, равно как в отношении использования музыкальных произведений в кинематографии. Одна из аккредитованных организаций в настоящее время осуществляет деятельность по сбору вознаграждения, причитающегося авторам произведений изобразительного искусства. Также решен вопрос об организациях, действующих в сфере смежных прав и в сфере прав на вознаграждение за воспроизведение в личных целях. При этом организации по коллективному управлению правами, претендовавшие, но не получившие государственную аккредитацию, предпринимали попытки оспорить решения Росохранкультуры в судебном порядке. Судебная практика, сложившаяся в настоящее время по данному вопросу, может быть охарактеризована неоднозначно. Сфера коллективного управления правами требует в том числе контроля государства за деятельностью аккредитованных организаций по коллективному управлению правами. В целях реализации таких полномочий службой проведены плановые и внеплановые мероприятия по контролю в отношении аккредитованных организаций по коллективному управлению. Контроль за деятельностью аккредитованных организаций осуществляется в том числе путем проверки годовых отчетов, предоставление которых осуществляется организациями на основе разработанного Росохранкультурой нормативного акта <1>. ——————————— <1> Приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 15 октября 2010 г. N 182 «Об утверждении формы отчета аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе»; Приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 9 сентября 2009 г. N 169 «Об утверждении формы отчета аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе».

В рамках контрольных полномочий за период существования проведено 18 плановых проверок, по результатам которых в случае выявления нарушений вынесены предписания. Среди объектов проверки можно выделить лиц, осуществляющих использование музыкальных произведений (музыкальные издательства, магазины, кафе), литературных произведений (издательства, средства массовой информации), художественных произведений (антикварные салоны, аукционы). Таким образом, Росохранкультурой предпринимались различные меры по укреплению механизма правовой защиты интеллектуальных прав. Работа в этом направлении способствует повышению престижа России в мире, ее интеграции в мировую экономику как надежного партнера, выполняющего нормы международного права по защите интеллектуальной собственности.

——————————————————————