Рецензия на книгу П. Г Лахно, Ф. Ю. Зеккера «Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование»
(Дудиков М. В.) («Предпринимательское право», 2011, N 4)
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ П. Г ЛАХНО, Ф. Ю. ЗЕККЕРА «ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРАВО РОССИИ И ГЕРМАНИИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»
М. В. ДУДИКОВ
Дудиков Михаил Владимирович, эксперт Совета Федерации, академик Международной академии минеральных ресурсов, кандидат юридических наук.
В природе существуют различные виды энергии — солнечная, ветровая, геотермальная и т. п. Наиболее распространенными видами энергии являются электрическая и тепловая энергия. Учитывая климатические условия проживания и производства на территории Российской Федерации, целесообразно констатировать наличие социальной значимости этих видов энергии. Предлагаемая книга П. Г. Лахно, Ф. Ю. Зеккера «Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование» представляет собой первую в России крупную, фундаментальную работу в области энергетического права. В работе принял участие коллектив достаточно известных, авторитетных специалистов различных отраслей науки и производства, что сказалось на широте охвата объекта исследования, а также на глубине проработки и качестве исследования в соответствующих разделах работы. Известно, что энергетика представляет собой одну из наиболее капиталоемких комплексных отраслей. Начиная с добычи полезного ископаемого и заканчивая использованием его в качестве энергоресурса, осуществляется достаточно сложный производственный процесс. В основе получаемой электрической и тепловой энергии лежит около 97% продукции горнодобывающей отрасли. В основном это углеводороды и каустобиолиты. Только в горнодобывающей отрасли занято более трети работоспособного населения страны. При этом большинство горнодобывающих предприятий являются градообразующими. Такой процесс связан со следующими специфическими особенностями: 1. Наиболее тесная связь с природопользованием. Это выражено в том, что функционирование горного предприятия технологически связано с непосредственным антропогенным воздействием на невосполняемый, ограниченный, относительно ресурса, элемент геосистемы, повышенным экологическим риском и опасностью для людей. 2. Горное предприятие связано с участком недр не только как с основанием размещения самого технологического комплекса, но и как с производственно-экономическим, пространственно-операционным базисным элементом средства производства самого этого предприятия. 3. Территориальная привязка предприятия. Горнодобывающее предприятие как имущественный комплекс, включающий в себя скважины, шахты, штольни и иное недвижимое имущество, а также оборудование, которое функционально обеспечивает технологическую систему пользования недрами, может строиться и функционировать только на самом месторождении полезного ископаемого. 4. Использование недр как государственной собственности. В соответствии со ст. 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. При этом участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Однако добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности. Квинтэссенция такой особенности выражена тем, что собственник, пользователь или владелец технико-технологического комплекса, осуществляя свои правомочия по отношению к этому комплексу, воздействует на недра как объект государственной собственности. Следовательно, правовые проблемы государственного регулирования возникают в рамках двух правовых режимов. А именно в недрах, являющихся исключительно государственной собственностью, пользование которыми регулируется административно-правовыми методами, расположено технологическое оборудование (шахты, штольни, скважины и т. д.), на которые распространяются правомочия собственника любой формы собственности, регулируемые гражданско-правовыми методами. 5. Предприятие горнодобывающего комплекса с точки зрения изменений технологического цикла менее гибко, чем предприятия других отраслей промышленности. А именно какие-либо изменения невозможны без существенного переоборудования всего предприятия. 6. Невозобновляемость добываемых природных ресурсов за некоторым исключением гидроэнергетики. Залежи вновь разведанных полезных ископаемых находятся в худших горно-геологических и природно-климатических условиях. 7. Упомянутый выше производственный процесс, который охватывает энергетику, предполагает правовое регулирование отношений, возникающих в связи с поиском, разведкой, добычей энергетических ресурсов и их использованием. Поэтому энергетическое право следует рассматривать как сложное многокомпонентное комплексное образование. Из указанного выше очевидно, насколько сложно было проработать тему, которая охватывает не только энергетику, но и включаемые в нее процессы добычи, обогащения, переработки, транспортировки и дальнейшей реализации энергетических ресурсов. Кроме этого, в исследовании рассматривались проблемы использования атомных и возобновляемых источников энергии. В процессе работы над книгой авторы достаточно подробно исследовали значительный объем научной литературы и нормативных правовых актов, что послужило аналитической, эмпирической и методологической основой для исследования. Из содержания книги очевидно, что в работе были использованы исторический (принцип историзма), системный, формально-логический методы исследования, сравнительный анализ, синтез, экстраполяция, методы комплексного подхода. Работа состоит из глав, частей и параграфов, каждые из которых характеризуются полнотой исследования и логической связью друг с другом. В главе I энергетическое право справедливо было исследовано как комплексная отрасль российского и германского права. Во введении всесторонне рассмотрены все аспекты понятия «энергия». Эти аспекты охватывают историю, философию указанной дефиниции. Значительное внимание уделено энергии как предмету правового регулирования. Были определены такие понятия, как мощность, энергетика, право, энергетическое законодательство, правовые принципы, а также даны определения иных понятий, которые отмечены в работе. В работе приведены исторические аспекты государственного регулирования в области производства и использования энергии. Целесообразно обратить внимание на обоснованность утверждений о том, что энергетическое право является комплексной отраслью энергетического законодательства. Действительно, такое законодательство призвано учитывать необходимый баланс в отношениях государства с организационно независимыми субъектами права. Кроме этого, необходимы правовые средства, которые должны опираться на сочетание публично-правовых и частноправовых методов, ориентироваться на личную материальную заинтересованность субъекта предпринимательской деятельности соблюдать нормы, предписывающие выполнять действия по рациональному использованию энергетических ресурсов и охране окружающей природной среды. В результате исследований был сформулирован перечень принципов энергетического права. Для наглядности их следует отметить дополнительно, так как они являются основополагающими императивами, заложенными в энергетическом законодательстве. Некоторые из таких принципов следует рассмотреть и прокомментировать более подробно. Принцип гарантии обеспечения энергоснабжения и энергетической безопасности. Понятие «безопасность» сформулировано установленными нормами Федерального закона «О безопасности», семантика определения которой предполагает достаточно широкую область отношений. В указанную область включены экологическая, производственная, сырьевая, энергетическая и другие виды безопасности. Применяя нормы ст. 1 Федерального закона «О безопасности», следует констатировать: безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы рассматриваются как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. При этом понятие «энергетическая безопасность Российской Федерации» следует рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, как один из элементов стратегического потенциала государства. Или, другими словами, отсутствие энергетики может рассматриваться как наличие опасности для функционирования государства. С другой стороны, как состояние защищенности энергетических систем от аварийных и катастрофических проявлений. Безопасность (ст. 4 Федерального закона «О безопасности») достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. При этом для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. Законом, конкретизирующим нормы Федерального закона «О безопасности», является Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Этот Закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения этого Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации. Другим из справедливо отмеченных авторами книги принципов энергетического права является защита и охрана окружающей среды. Действительно, к началу XXI в. существенным образом изменилась структура потребления минеральных ресурсов в нашей стране. Важнейшими топливно-энергетическими ресурсами начала XX в. считались уголь и древесина. Быстрый рост автомобилестроения, авиастроения обусловили расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы, в частности проведение обширных разведочных работ по выявлению новых месторождений, особенно углеводородных минеральных ресурсов, а стало быть, стимулировало добычу и переработку нефти и газа. С такой же исторической убежденностью можно утверждать, что начавшееся с середины XX в. развитие атомной энергетики (наряду с ростом оборонной промышленности, связанной с производством термоядерного оружия) предопределило поиски и добычу урановых руд. Такие общечеловеческие факторы, как урбанизация населения, градостроительство, неизбежно привели к увеличению жилищно-коммунального сектора. Поэтому во второй половине XX в. наблюдалось непомерное увеличение объемов газа, нефти, продуктов нефтепереработки, сырья для атомной энергетики. Определенный отпечаток на состояние структуры потребления минеральных ресурсов Российской Федерации к концу XX в. и началу XXI в. наложил и внешний рынок. Результатами возросших запросов внутреннего и внешнего рынка стало увеличение объемов добычи нефти на 30%, газа на 35%, меди на 45%, алюминиевых руд на 40%, алмазов на 74% (более подробно см. <1>). ——————————— <1> Орлов В. П. Условия обеспечения ресурсами в XXI в. // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2000. N 2.
Вместе с тем, как свидетельствуют официальные информационные источники <2>, картина полного обеспечения страны минеральными ресурсами выглядит далеко не безоблачной. ——————————— <2> Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1997 г.» // Зеленый мир. 1998. N 25.
В последние годы наблюдается серьезный дефицит в удовлетворении российской промышленности в марганцевых и хромовых рудах, тантале, свинце, бокситах, цирконии, ртути, фосфоритах, бентоните и кармините, йоде и броме, барии и стронции и некоторых редких элементах, руды которых не добывались совсем или добываются в недостаточных количествах. Господствующий в течение многих десятилетий и закрепленный нормами горного и иного природоресурсного законодательства принцип бесплатности природопользования не мог не сказаться на истощении природных ресурсов, в том числе и минерально-сырьевой базы. Данный принцип сам по себе стимулировал, к примеру, выборочную отработку месторождений полезных ископаемых (цветных и редких металлов) и невовлечение в оборот вторичного сырья нерудных полезных ископаемых, недополучение попутной продукции. А она, особенно в сфере цветной металлургии, в конечном счете могла быть представлена серебром, золотом, цинком, свинцом, платиноидами и другими ценными попутными продуктами. В условиях рыночной экономики по-новому приходится подходить к геолого-экономической и стоимостной оценке месторождений полезных ископаемых и отдельно взятых участков недр, в том числе и горного отвода, а также к определению платежей при пользовании недрами. И тут не последнее слово, по-видимому, должно отводиться эколого-правовой науке, развитию и совершенствованию законодательства, регулирующего экономический механизм воспроизводства минерально-сырьевой базы, геолого-экономической и стоимостной оценке разведанных месторождений полезных ископаемых, ведению единого кадастрового учета природных ресурсов, определению размеров налоговых платежей, платежей при пользовании недрами, платежей по возмещению ущерба другим окружающим природным системам и экологического вреда, причиненного нарушением требований экологической безопасности, жизни и здоровью граждан. Значительный ущерб экономике страны, работе горнодобывающих и перерабатывающих предприятий (их ритмичности прежде всего) в результате ненадлежащего обеспечения сырьем для целей энергетики, а отсюда и неполным использованием производственных мощностей, трудовых ресурсов приносит невыполнение лицензионных соглашений. Лицензия — определяющий, правоустанавливающий, праворазрешающий правовой акт, который удостоверяет право пользования недрами, и в том числе право на разработку месторождений полезных ископаемых. Неслучайно в соответствии со ст. 13.1 Закона Российской Федерации «О недрах» устанавливается весьма жесткий конкурсный или аукционный порядок предоставления права пользования недрами и отказа в приеме заявки на участие в конкурсе и аукционе. К претендентам на получение такого права предъявляются достаточно высокие требования (полнота извлечения полезных ископаемых или наличие доказательств того, что предприятие обладает необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного проведения работ по добыче полезных ископаемых, и иные установленные законодательством Российской Федерации о недрах требования). Однако после прохождения такой строгой процедуры весьма странным выглядит тот факт, что многим предприятиям, занимающимся добычей топливно-энергетических ресурсов, условия лицензии, в части объемов добычи полезных ископаемых, выполняются в отдельные годы от 10 до 53%. Целесообразно также обратить внимание на такой принцип, как энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с энергосбережением и повышением энергетической эффективности, является Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Статьей 1 этого Федерального закона регулируются отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Целью указанного Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В этом Законе изложены принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Однако эти принципы не выполняются по следующим причинам: — на стадии добычи и переработки энергетических ресурсов принцип рациональности не соблюдается из-за несовершенства государственного регулирования процесса недропользования вследствие недостатков Закона Российской Федерации «О недрах»; — в законодательстве Российской Федерации отсутствуют механизмы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Отсутствуют соответствующие налоговые, таможенные режимы, а также режимы, благоприятствующие развитию бизнеса в этой области (льготное кредитование, государственная поддержка энергосберегающих технологий, развития малого и среднего бизнеса); — в настоящее время отсутствуют процедурно-процессуальные механизмы проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; — отсутствуют надлежащим образом утвержденные согласованные программы, отвечающие требованиям энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Например, как правило, программы развития регионов не согласованы с программами развития минерально-сырьевой базы соответствующих территорий. Далее, анализируя положения Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», следует отметить, что указанные в этом Законе принципы и декларируемое распространение его действий значительно шире норм, направленных на реализацию таких принципов. В частности, нормами не детализировано регулирование следующих отношений: — направленных на эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов. Особенно это относится к минеральным ресурсам недр; — возникающих в связи с государственной поддержкой и стимулированием энергосбережения и повышением энергетической эффективности; — связанных с порядком и процедурами реализации принципов и норм указанного выше Федерального закона; — направленных на учет специфики производственной деятельности, связанной с процессом добычи энергетических минеральных ресурсов. Следовательно, установленные в ст. 4 Федерального закона принципы охватывают более широкий круг отношений, чем нормы, призванные детализировать такие принципы. Следует также отметить указанный в книге не менее важный принцип обеспечения развития и использования альтернативных возобновляемых источников энергии. Однако в настоящее время отсутствует четкая нормативная правовая база, регулирующая отношения, связанные с государственным регулированием использования таких источников. В работе также приведены иные важные для развития энергетического права принципы. Однако уже из приведенных принципов очевидно, что рецензируемая работа не только констатирует сложившееся положение, но и дает направления для дальнейшего исследования. Часть II работы посвящена энергетическому праву как комплексной отрасли права Германии. В этой части рассмотрено историческое развитие энергетического права Германии, анализируется современное законодательство, представлен комплекс основных идей хозяйственного права. В работе приведены принципы регулирования отношений в области энергетики в Германии. Глава 2 книги содержит подробную информацию о праве первичных источников энергии. В работе логично подчеркивается, что одним из основных источников энергии является минеральное сырье недр. В связи с этим отмечено наличие комплекса норм, регулирующих отношения, связанные с недропользованием. Очевидно, что регулирование таких отношений осуществляется не только нормами Закона Российской Федерации «О недрах», но и иными нормативными правовыми актами. Как правовая категория недра представляют собой многоаспектное, многоплановое явление. Они выступают объектами правоотношений в таких отраслях права, как конституционное, административное, гражданское, уголовное, экологическое. Следовательно, недра являются предметом правового регулирования целого комплекса нормативных правовых актов. Однако следует отметить, что между нормами законов существует немало коллизий, отдельные нормы устарели. Кроме того, не получили должной реализации отсылочные нормы, развивающие положения федеральных законов. Все это создает трудности при использовании нормативных правовых актов, а также снижает эффективность государственного регулирования отношений недропользования. Такое положение обусловлено тем, что не только законы, но и иные нормативные правовые акты издаются в разное время, по различным обстоятельствам и по различным объектам регулирования. В работе приведены понятие и виды первичных источников энергии, правовое регулирование геологического изучения недр, поиска и разведки месторождений нефти и газа, а также отражена специфика недропользования на континентальном шельфе. Значительная часть работы посвящена такому важному аспекту, как государственное регулирование отношений недропользования. Учитывая значимость этого аспекта, следует остановиться на нем более подробно. Технико-технологическое функционирование горного производства, как правило, связано с источниками повышенной опасности. Поэтому регулирование в сфере рационального использования и охраны недр должно осуществляться на государственном уровне. Государственное регулирование в этой сфере — это: — разработка и утверждение норм права, устанавливающих общие правила поведения и регламентирующих законодательные процедуры; — установленная нормами права процедура осуществления государственного регулирования, контроля и надзора, направленная на управляемые объекты; — процесс функционирования уполномоченных органов государственной власти, который регулируется системой материальных и процессуальных норм законодательства; — волеизъявление государства. В идеале конечной целью такого волеизъявления должны быть защита государственных, в том числе публичных, интересов, защита прав граждан и юридических лиц, а также субъектов предпринимательской деятельности — производителей и пользователей ресурсами недр, обеспечение эффективного, рационального использования и охраны природных ресурсов и окружающей среды при соблюдении требований безопасности, а также воспроизводство этих ресурсов. Следовательно, с таким волеизъявлением государства связана совокупность правовых последствий; — правоотношение в структуре системы управленческих связей. Государственное регулирование горных отношений — воздействие государства в лице государственных органов на объекты недропользования и процессы с участием субъектов отношений. Государственное регулирование таких отношений осуществляется со следующими целями: — придать процессам системно организованный характер; — упорядочить действия субъектов отношений; — обеспечить соблюдение законов; — удовлетворить государственные, общественные и частные интересы. Государственное регулирование необходимо как в централизованно управляемой экономике, так и в рыночной экономике, но формы воздействия существенно различаются. В централизованной экономике регулирование осуществляется административно-правовыми методами. В рыночной экономике в большинстве случаев используются гражданско-правовые методы. Учитывая изложенную выше многоаспектность государственного регулирования отношений недропользования, следует отметить актуальность раскрытия этой темы в работе. В книге рассмотрены вопросы регулирования доступа к ресурсам недр и плата при предоставлении права на добычу первичных источников энергии, подробно анализируется правовой режим сооружений обустройства месторождений нефти и газа. Авторами затронута достаточно сложная тема регулирования отношений недропользования. Это обусловлено тем, что в современном законодательстве о недрах превалируют в основном обязывающие нормы. В рамках правоотношения, удостоверенного лицензией на пользование недрами, такое обязывание ничем не подкреплено, кроме санкций в виде изъятия этой лицензии и штрафами. Однако прекращение процесса недропользования в большинстве случаев невыгодно в первую очередь государству по причинам, которые связаны в основном со спецификой функционирования предприятий горнодобывающего комплекса. Например, необходимое для пользования недрами, а также для поддержания разрабатываемого участка недр в стабилизированном состоянии имущество (скважины, горные выработки, элементы обустройства месторождения, дренажные системы и т. д.) принадлежит пользователю недр, а сами недра являются государственной собственностью. Нормативно-технические акты (нормы и правила, стандарты и т. д.), регулирующие отношения недропользования, имеют техническую направленность на рациональное использование и охрану недр. При этом в законодательстве отсутствуют нормы, стимулирующие пользователей недр вкладывать средства в развитие технологий, которые позволят обеспечить более рациональное использование и охрану недр. Не решен также вопрос имущественных отношений собственников, имущество которых является элементом единого комплекса пользования недрами. Например, добыча газа (нефти) осуществляется пользователем участка недр с использованием имущества этого недропользователя (скважины, буровое оборудование и т. д.), а транспортировка добытого газа (нефти) осуществляется с использованием имущества собственника транспортных систем (трубопровод, промежуточные насосные установки и т. д.). Или, иными словами, технологическое оборудование, обеспечивающее добычу полезного ископаемого, принадлежит одному субъекту предпринимательской деятельности — пользователю недр, а системы доставки (транспортировки) добытого минерального сырья — другому. Понятно, что доступ к системам доставки газообразного и жидкого минерального сырья не зависит от недропользования. Однако процесс транспортировки тесно увязан с технологическим процессом извлечения полезного ископаемого из недр. Следовательно, прекращение транспортировки полезного ископаемого (особенно это относится к жидким и газообразным каустобиолитам) в процессе недропользования опосредованно приведет к необратимым неблагоприятным последствиям для участка недр. Например, решение Истринского суда о запрете приемки нефти «Черногорнефти» в систему «Транснефти» было принято на основании искового заявления одного из акционеров «Черногорнефти». В результате прекращения технологического процесса добычи может быть нанесен непоправимый вред месторождению. На практике нарушение обязательств по транспортировке (из-за лишения права осуществления деятельности) приведет к остановке разработки месторождения, что недопустимо по причинам, рассмотренным выше. Как правило, в связи с этим следует обращение в суд. Однако из-за значительной продолжительности по времени судебных разбирательств не исключено возникновение последствий, которые могут привести не только к порче месторождения и потере полезного ископаемого, но и к последствиям, имеющим катастрофический характер. Необходимость совершенствования нормативной правовой базы в области использования минерального сырья и недропользования отмечена в п. 2 Основ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2003 N 494-р. Согласно этому пункту для реализации государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования необходимо обеспечить совершенствование законодательства о недрах, обратив особое внимание на правовое регулирование следующих аспектов деятельности в сфере недропользования: — предоставление в пользование участков недр на основе административных и гражданско-правовых механизмов, включая договоры концессий и другие формы договорных отношений; — обеспечение гарантий соблюдения интересов государства и недропользователя. В части II книги изложены положения горного права Германии. По степени актуальности и подробности в российской научной литературе это можно сравнить только с книгой Б. Д. Клюкина «Горные отношения в странах Западной Европы и Америки» (М., 2000). Несомненно, это вызовет огромный интерес как у специалистов, так и у широкого круга читателей. Представленные материалы будут полезны также законодателям при разработке проектов нормативных правовых актов. В работе рассмотрены понятие, правовая и экономическая структура энергетических рынков Российской Федерации, а также экономическая структура энергетических рынков и антимонопольный контроль в Германии, правовое регулирование инфраструктурных объектов энергетики России, безопасность и надежность энерго — и газоснабжения как цель энергетического права Германии. Книга содержит информацию о государственном регулировании и антимонопольном контроле цен (тарифов) на электрическую энергию и газ в Российской Федерации, а также порядок и условия недискриминационного доступа к энергетическим ресурсам в России и Германии. Интересными представляются также глава 7 — договорные отношения по поставкам энергетических ресурсов и глава 8 — правовое регулирование в области использования атомной энергии. В книге подробно рассмотрены правовые основы внешнеэкономической деятельности в сфере энергетики Российской Федерации и в Германии. Исследованы источники такой деятельности, полномочия государственных органов, правовое регулирование международной торговли электроэнергией и газом. Проведено исследование состояния, и спрогнозированы перспективы развития международно-правового регулирования энергетических отношений. Одним из ключевых разделов книги является глава 12, в которой содержится сравнительно правовой анализ стратегий, целей и норм экологического права. В заключение следует отметить, что книга П. Г. Лахно, Ф. Ю. Зеккера «Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование» может как служить полезным справочным материалом для юристов — специалистов различных отраслей права, учебным пособием для студентов и аспирантов, изучающих юриспруденцию, так и представлять интерес для широкого круга читателей различных областей знания. Единственное пожелание для авторов — продолжать начатую работу с целью дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества для обмена опытом в процессе правоприменительной практики и нормотворческой деятельности в области энергетического права.
——————————————————————