Международно-правовые стандарты в сфере защиты прав человека: нормативно-правовая основа международной системы защиты прав человека

(Вагизов Р. Г.)

(«Российская юстиция», 2008, N 5)

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ

ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА

МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Р. Г. ВАГИЗОВ

Вагизов Р. Г., кандидат юридических наук, Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан.

В контексте рассмотрения международной нормативной основы деятельности омбудсмена необходимо обратиться к анализу такого понятия, как «международно-правовые стандарты в области прав человека», которые понимаются как общепризнанные нормы поведения государств, осуществляемые последними в законодательстве и на практике в отношении своих граждан и других лиц, находящихся под их юрисдикцией. Такие нормы содержатся в международных договорах универсального и регионального характера, а также решениях международных межправительственных организаций, которые приобрели силу международного обычая (например, Всеобщая декларация прав человека).

Главенствующая роль в системе международных договоров, регулирующих международное сотрудничество в сфере защиты прав человека, принадлежит Уставу ООН, принятие которого можно без преувеличения назвать одним из основных достижений человечества в XX веке. Создание этой уникальной международной организации преследовало цель реализовать стремление народов, перенесших ужасы и лишения Второй мировой войны, «…вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности…» (Преамбула Устава ООН). В ст. 1 Устава закреплена одна из основных целей Организации: осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Подобное положение содержится и в статье 55 Устава ООН, которая предусматривает содействие ООН всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, а также обязанность государств — членов Организации предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с ООН для достижения такой цели (ст. 56 Устава ООН).

Не менее важная роль принадлежит Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной Резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. Этот международно-правовой акт был принят «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств — членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией» (Преамбула Всеобщей декларации). В этом документе нашла отражение естественно-правовая концепция прав человека, в основе которой лежит положение о свободе и равенстве людей в своих правах от рождения. Статья 2 Всеобщей декларации указывает на обладание каждым человеком всех прав и свобод без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. В этом документе закреплены в первую очередь личные права и свободы человека — право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность (ст. 3); запрет рабства и работорговли (ст. 4), пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения и наказания (ст. 5); право на равную защиту закона (ст. 7), эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами (ст. 8), запрет произвольного ареста, задержания или изгнания (ст. 9), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18) и т. д.

Историческое значение Всеобщей декларации прав человека проявилось в следующем:

во-первых, Декларация является критерием для определения степени уважения и соблюдения международных стандартов в области прав человека в любом демократическом обществе. Она рассматривается, как мы уже указывали выше, «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства»; во-вторых, Декларация является наиболее важным и всеобъемлющим из всех документов ООН, а также основным международно-правовым актом, направленным на поощрение и защиту прав человека и основных свобод; в-третьих, Декларация представляет собой философскую основу международных договоров по правам человека. Она оказала влияние на развитие политико-правовой мысли второй половины XX в. Почти во всех международных документах по правам человека, принятых органами ООН, начиная с 1948 г., развиваются принципы, установленные Декларацией; в-четвертых, Декларация заложила основу развития современной концепции прав человека и наметила основные направления деятельности международных организаций и национальных учреждений в области прав человека; в-пятых, Декларация является первой частью т. н. международного «Билля о правах человека». Она признана в качестве исторического документа, в котором сформулированы общие положения о достоинстве и ценности человеческой личности; в-шестых, Декларация оказала значительное влияние на развитие национального законодательства о правах человека, ее основные принципы и положения восприняты конституциями многих государств мира. Они стали составной частью национальных правовых систем.

Нормы, изложенные во Всеобщей декларации прав человека, были конкретизированы в Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. Как подчеркивают исследователи проблематики прав человека, положения Пактов развивают положения Всеобщей декларации 1948 г., например положение о праве человека на жизнь, запрете принудительного труда, положения о праве человека на свободу и личную неприкосновенность.

Указанные три международных документа составляют своеобразный международный «Билль о правах», нормы которого должны анализироваться и применятся в комплексе, служа ориентиром для национального законодательства в сфере обеспечения прав человека. Следует отметить, что в процессе реализации норм Всеобщей декларации и Пактов возникала дискуссия относительно юридической силы положений этих документов. Однако, как справедливо отмечает О. И. Тиунов, анализируя Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, он так же обязателен, как и любой действительный и введенный в действие международный договор.

Декларация и Пакты стали отправной точкой, базисом, а затем и ядром всей системы универсальных международных актов по правам человека, принятых в рамках ООН (около 200 документов), и правовым ориентиром, стандартом для десятков и сотен региональных и двусторонних международных договоров, составивших в совокупности разветвленную систему принципов и норм, определяющих виды и содержание прав и свобод человека, а зачастую и порядок их реализации и механизм защиты.

В настоящее время в рамках ООН и ее специализированных учреждений выработано значительное число международно-правовых актов, касающихся сотрудничества государств в борьбе с массовыми нарушениями прав человека:

— Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г.;

— Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;

— Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.;

— Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. и др.

Отдельную группу международных договоров в сфере защиты прав человека составляют договоры о сотрудничестве в сфере защиты отдельных прав индивидов, в частности по вопросам труда, принятые в рамках Международной организации труда. Среди почти двухсот актов МОТ можно выделить конвенции о запрете принудительного труда (относительно принудительного или обязательного труда — 1930 г., об упразднении принудительного труда — 1957 г.), относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности — 1951 г., о минимальном возрасте для приема на работу — 1973 г., относительно ежегодных оплачиваемых отпусков — 1936 г., об охране заработной платы — 1949 г. и др.

В рамках ООН были приняты и договоры, регулирующие сотрудничество по защите прав отдельных категорий индивидов (детей, женщин, национальных меньшинств и т. п.). Например, Конвенция о статусе беженцев 1951 г.; Конвенция о политических правах женщин 1952 г.; Конвенция о коренных и ведущих племенной образ жизни народах в независимых странах 1989 г.; Конвенция о правах ребенка 1989 г.; Декларация о правах умственно отсталых лиц 1971 г.; Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г.; Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г.

За пределами системы ООН был подготовлен ряд международно-правовых актов в области прав человека. В их числе документы, имеющие большое значение для защиты прав семей и детей, разработанные под эгидой Гаагской конференции международного частного права, например Конвенция о гражданских аспектах международной практики насильственного увоза детей 1980 г. и Конвенция о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновления 1993 г.

Этот далеко не полный перечень универсальных международно-правовых актов имеет непосредственное отношение к международно-правовой регламентации деятельности так называемых специализированных омбудсменов (по защите прав ребенка, военнослужащих и т. п.).

Регулированию вопросов, связанных с защитой прав человека, посвящены и региональные международные договоры, среди которых основополагающее значение имеют:

1) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.;

2) Американская конвенция о правах человека 1969 г.;

3) Африканская хартия прав человека и народов 1981 г.;

4) Арабская хартия прав человека 1994 г.;

5) Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г.

В числе действующих в рамках Совета Европы актов гуманитарного характера можно назвать Европейскую социальную хартию 1961 г., Европейскую конвенцию о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными преступниками 1964 г., Европейскую конвенцию о социальном обеспечении 1972 г., Европейскую конвенцию о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г., Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств 1992 г., Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств 1995 г.

Не претендуя на полноту исследования о международно-правовой основе системы защиты прав человека, отметим, что она составляет необходимую правовую основу деятельности омбудсменов, значимость которой проявляется в следующем:

1) устанавливает ценностные и философско-правовые ориентиры национального законодательства и национальных правоохранительных служб, в систему которых органично вписывается институт омбудсмена;

2) определяет направления развития этого института в контексте детализации его функций по защите отдельных категорий лиц либо отдельных видов прав человека;

3) позволяет установить истинное содержание норм о правах человека, признанное международным сообществом на началах гуманности и справедливости;

4) через институт имплементации норм международного права оказывает непосредственное влияние на состояние защиты прав человека в конкретной правовой системе.

Таким образом, представляется возможным говорить о наличии взаимосвязи между эффективностью действия международной и национальной систем защиты прав человека, причем успех в поощрении и защите прав человека на международной арене способствует защите конкретного индивида в определенной жизненной ситуации, позволяя национальным органам применять нормы международного права как составляющие национального законодательства. При этом перспективы и успех осуществления институтом «омбудсмена» своей миссии напрямую зависят от готовности законодательной власти взять на себя ответственность за последовательное и полное воплощение международно-правовых стандартов в действующем законодательстве.

——————————————————————