О регулировании трудовых отношений альтернативной гражданской службы

(Калинин И.) («Вопросы трудового права», 2008, N 9)

О РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

И. КАЛИНИН

Игорь Калинин, кандидат юридических наук, докторант Томского государственного университета.

Социально-трудовые отношения, возникающие при прохождении альтернативной гражданской службы, наряду с нормами трудового права, субсидиарно регулируются и нормами административного права. Ведущая роль при этом принадлежит правилам, закрепленным в Федеральном законе «Об альтернативной гражданской службе» <1>. ——————————— <1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030 (в ред. Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ).

Россия была первым в мире государством, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от военной службы по религиозным убеждениям стало практиковаться в России еще в XVIII веке. В 1762 — 1763 гг. по приглашению Екатерины II в Россию из Пруссии переселились представители Протестантской церкви — менониты, убежденные пацифисты, которые, помимо общих протестантских принципов спасения и всеобщего священства, проповедовали отказ от любых клятв (в том числе от присяги) и воинской службы. Россия была заинтересована в привлечении этих трудолюбивых людей, и в 1787 г. императорским Указом им была предоставлена льгота — освобождение от военной службы <2>. ——————————— <2> Пономарев С. В. Становление альтернативной гражданской службы в России // Вестник общественного мнения. 2004. N 2 (70). С. 43 — 53.

Альтернативная гражданская служба в п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» определяется как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» <3>, считаются занятыми <4>. ——————————— <3> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. N 18. Ст. 566 (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ). <4> Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Сущность альтернативной гражданской службы заключается в том, что гражданин вместо прохождения обязательной военной службы работает по срочному трудовому договору и его права и обязанности, так же как и работодателя, закреплены преимущественно в нормах трудового права. Однако особенности заключения, изменения и расторжения трудового договора, известная специфика прав и обязанностей, оплаты труда, выбора трудовой функции работником требуют субсидиарного применения норм административного права <5>. ——————————— <5> Обычно, когда речь заходит о субсидиарном правоприменении, предполагается наличие материнской (заимствующей, реципиентной) отрасли права и донорской отрасли, нормы которой используются в соответствии с целями и задачами, стоящими перед материнской отраслью. Между тем в ряде случаев бывает достаточно сложно определить, какая отрасль является донором, а какая — реципиентом, цели и задачи какой отрасли превалируют. В таких случаях, видимо, можно говорить об интерактивном применении норм права (от англ. interactive — взаимодействующие). Субсидиарное применение норм права в таком случае следует рассматривать как частный случай интерактивного правоприменения.

В Трудовом кодексе РФ альтернативная гражданская служба упоминается, когда речь идет о принудительном труде (ст. 4), срочном трудовом договоре (ст. 59), прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 83), выходных пособиях (ст. 178) и о регулировании труда работников, проходящих альтернативную гражданскую службу (ст. 349) вместо военной службы. Природа социально-трудовых отношений, возникающих при прохождении альтернативной гражданской службы, специфична и поэтому требует самостоятельного анализа. Особенности рассматриваемых трудовых договоров обусловлены необходимостью применения при их заключении, изменении и расторжении норм административного права (законодательства о военной службе и законодательства об альтернативной гражданской службе). Специфика регулирования социально-трудовых и связанных с ними административно-правовых (и, возможно, конституционно-правовых) отношений, возникающих при прохождении гражданами альтернативной гражданской службы, заключается в следующем. 1. Заключению трудового договора с гражданином, прибывшим для прохождения альтернативной гражданской службы, предшествует проведение административно-правовых мероприятий по его направлению на альтернативную гражданскую службу. Таким образом, основанием возникновения трудовых правоотношений граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы, является фактический состав из двух обязательных фактов: 1)направление гражданина на альтернативную гражданскую службу; 2) заключение трудового договора <6>. ——————————— <6> Харащо В. Г. Альтернативная гражданская служба: особенности правоотношений при ее прохождении // Чиновник. 2005. N 2 (36).

Порядок решения вопросов, связанных с направлением граждан на альтернативную гражданскую службу, предусмотрен Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы <7>. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром, а осуществляет призывная комиссия. ——————————— <7> Постановление Правительства РФ от 28 мая 2004 г. N 256 «Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы» // СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2309 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. N 96).

При положительном решении вопроса о возможности прохождения альтернативной гражданской службы гражданин получает в военном комиссариате предписание на убытие к месту прохождения альтернативной гражданской службы в соответствии с решением призывной комиссии военкомата. Такое предписание является необходимым условием для заключения между работником и работодателем срочного трудового договора. Поэтому представляется возможным включение в ст. 16 Трудового кодекса РФ пункта о возникновении трудовых отношений на основании трудового договора в результате направления на альтернативную гражданскую службу <8>. Вместе с тем при внесении изменений следует учитывать, что в настоящее время в России насчитывается около 60 млн. работников, а альтернативную гражданскую службу в 2007 г. в стране проходило лишь около одной тысячи человек. Всего же с 2004 года таких граждан насчитывалось немногим более трех тысяч, из которых разрешение получили две с половиной тысячи человек <9>. ——————————— <8> Харащо В. Г. Альтернативная гражданская служба: особенности правоотношений при ее прохождении // Чиновник. 2005. N 2 (36). <9> Шевченко Е., Грицюк М. Санитар по призванию. У молодежи вновь появляется интерес к альтернативной гражданской службе // Российская газета. 20.09.2007.

2. При заключении трудового договора, в силу прямого указания закона, не может соблюдаться принцип свободы труда. Работник, согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», не вправе отказываться от заключения трудового договора, участвовать в забастовках, совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях, расторгать трудовой договор по своей инициативе, оставлять рабочее место и покидать организацию, где проходит альтернативная гражданская служба, в период рабочего времени. Кроме этого, на работника накладываются определенные ограничения административно-правового характера. Он не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться социальными гарантиями. Помимо этого, работник не вправе покидать без согласования с представителем работодателя населенный пункт, в котором расположена организация, где он проходит альтернативную гражданскую службу. Работодатель, в свою очередь, не вправе отказать работнику в приеме на работу, поскольку ст. 16 Закона обязывает его заключить срочный трудовой договор с гражданином, который прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, на срок этой службы. Перевод работника из одной организации в другую допускается только на основании административного акта. Решение о переводе принимается Федеральной службой по труду и занятости по мотивированному представлению федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация. О принятом решении уведомляются соответствующие федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны эти организации, а также сами организации. 3. Ограничен круг сторон трудового договора. Работниками, проходящими альтернативную гражданскую службу, могут быть только граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых принято соответствующее решение. В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» <10> на альтернативную гражданскую службу не могут быть призваны иностранные граждане. ——————————— <10> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032 (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ).

Круг организаций, которые вправе выступать в качестве работодателей, также исчерпывающим образом определен в законе. Ими могут быть организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации, а также организации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, если работники трудоустраиваются в них в качестве гражданского персонала. При этом порядок определения перечня организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяется Правительством РФ <11>. ——————————— <11> Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2003 г. N 750 «Об организации альтернативной гражданской службы» // СЗ РФ. 2003. N 51. Ст. 4984 (в ред. Постановления Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 455).

Прохождение альтернативной гражданской службы возможно также в организациях, подведомственных органам местного самоуправления. Однако порядок прохождения в них альтернативной гражданской службы должен определяться федеральным законом, который до настоящего времени не принят. Поэтому не вызывает сомнений обоснованность предложения о необходимости скорейшего принятия Федерального закона, предусматривающего прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления <12>. ——————————— <12> Лада А. С. Некоторые проблемы правового регулирования альтернативной гражданской службы // Экономический лабиринт. 2004. N 1 (68).

4. Работник не вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, поскольку перечень профессий рабочих (133 профессии) и должностей служащих (81 должность) определяется ежегодно в нормативном порядке и является исчерпывающим <13>, хотя и составляется с учетом предложений организаций, в которых может проходить альтернативная гражданская служба. Кроме этого, работники, проходящие альтернативную гражданскую службу, не могут занимать руководящие должности. ——————————— <13> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2006 г. N 286 «Об утверждении перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 22.

Есть мнение, что альтернативная гражданская служба должна быть организована только в целях подготовки к выполнению конституционного долга и обязанности гражданина по защите Отечества. Следовательно, она должна являться специфической службой (деятельностью), направленной на подготовку гражданина к выполнению задач по защите Отечества в период мобилизации, в период военного положения и в военное время <14>. Однако анализ перечней профессий рабочих и должностей служащих, которые предусмотрены для прохождения альтернативной гражданской службы, не позволяет в полной мере согласиться с этим утверждением. ——————————— <14> Гаврюшенко П. И. Альтернативная гражданская служба взамен военной службы по призыву — другой альтернативы в Российской Федерации нет // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 3.

5. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, предоставляются социальные гарантии и компенсации, связанные с особым характером их трудовой деятельности. Помимо гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на бесплатный проезд к месту прохождения службы в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы <15>. Они бесплатно обеспечиваются общежитием, если проходят альтернативную гражданскую службу вне территории постоянного проживания <16>. Это свидетельствует о том, что, несмотря на специфику трудовой деятельности работников, проходящих альтернативную гражданскую службу, в их отношении должна действовать презумпция действия норм трудового права. ——————————— <15> Расходы, связанные с бесплатным проездом к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в том числе в связи с переводом на новое место службы, и к месту жительства при увольнении со службы, компенсируются за счет средств федерального бюджета. Расходы, связанные с оплатой бесплатного проезда к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно, компенсируются за счет средств работодателя. <16> При этом, однако, приходится констатировать, что если в 2004 году возможность предоставить жилье работникам, проходящим альтернативную гражданскую службу, была у 70% работодателей, то сейчас — только у 9% (Шевченко Е., Грицюк М. Санитар по призванию. У молодежи вновь появляется интерес к альтернативной гражданской службе // Российская газета. 20.09.2007).

6. При прохождении государственной службы, в том числе гражданской государственной службы, срок действия трудового договора (контракта) и срок самой службы совпадают. Для альтернативной гражданской службы действуют другие правила. Срок альтернативной гражданской службы, согласно ст. 5 Федерального закона РФ «Об альтернативной гражданской службе», начинает течь со дня убытия гражданина к месту прохождения службы, который указан в предписании военного комиссариата, и прекращается в день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих ее в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву. Для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в других организациях, ее срок в 1,75 раз превышает срок военной службы по призыву. В соответствии с трудовым законодательством, трудовые отношения возникают с момента заключения трудового договора (фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителей) и заканчиваются прекращением трудового договора. Они не прерываются и в случае отстранения работника от работы. Все время с момента возникновения трудовых отношений и до их прекращения засчитывается в трудовой стаж. В отличие от этого, в срок альтернативной гражданской службы, согласно ст. 5 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», не засчитываются прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня), время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях, время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Формулировка ст. 5 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе»: «В срок альтернативной гражданской службы не засчитываются: …появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения» неудачна. Очевидно, речь идет об отстранении от работы работника в порядке ст. 76 Трудового кодекса РФ. Поэтому п. 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» следует изложить в следующей редакции: «время отстранения от работы работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения». Таким образом, при нарушении работником трудового, административного, уголовного законодательства срок альтернативной гражданской службы может быть увеличен по сравнению с минимально установленным в законе. С другой стороны, срок действия такого трудового договора не должен превышать срока альтернативной гражданской службы <17>. ——————————— <17> Власов В. И. Альтернативная гражданская служба: правовой аспект // Юридический мир. 2003. N 10. С. 54 — 55.

При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы. Исключение из срока альтернативной гражданской службы определенных периодов времени можно рассматривать как приостановление этого срока. Течение срока возобновляется с отпадением обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления. 7. Работодатель, как указывалось, не только не вправе отказать работнику, направленному для прохождения альтернативной гражданской службы, в заключении трудового договора, но и обязан по соглашению с ним перевести его на работу в другую организацию. Увольнение работника, проходящего альтернативную гражданскую службу, также осуществляется с особенностями, неизвестными Трудовому кодексу РФ. Работодатель не может самостоятельно уволить такого работника ни до истечения срока альтернативной гражданской службы, ни после его истечения. Для увольнения работника по истечении срока альтернативной гражданской службы работодатель обязан направить должностному лицу военного комиссариата уведомление об истечении срока альтернативной гражданской службы не позднее чем за 2 месяца до окончания этого срока. По получении такого уведомления должностное лицо в 2-недельный срок издает приказ, в котором указывается дата увольнения гражданина по этому основанию, после чего приказ доводится до сведения работодателя. В соответствии с приказом должностного лица, в день увольнения (последний день работы) гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, работодатель должен расторгнуть с ним срочный трудовой договор, произвести полный расчет, а также выдать ему под расписку трудовую книжку и учетную карту с произведенными в них в установленном порядке записями. Таким образом, и в случае расторжения трудового договора его основанием также является сложный юридический состав, включающий уведомление, направляемое работодателем, изданный на его основании приказ должностного лица и изданный в соответствии с ним приказ работодателя об увольнении работника. Кроме того, работодатель обязан в течение 3-х рабочих дней уведомить федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Федерации, которому подведомственна организация, а также военный комиссариат, о прекращении срочного трудового договора с этим гражданином. Федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 3-дневный срок после получения уведомления от работодателя сообщает о расторжении срочного трудового договора с гражданином, уволенным с альтернативной гражданской службы, в Федеральную службу по труду и занятости. В системе отношений, возникающих при организации и прохождении альтернативной гражданской службы, можно выделить несколько групп: 1) отношения, предшествующие заключению трудового договора альтернативной гражданской службы, включая отношения, возникающие между гражданином, военным комиссариатом и призывной комиссией по направлению гражданина на альтернативную гражданскую службу; 2) отношения между работником, работодателем, Федеральной службой по труду и занятости, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым подведомственна организация, где работник проходит альтернативную гражданскую службу, возникающие в ходе выполнения работником своей трудовой функции; 3) отношения между работником, работодателем и должностным лицом военного комиссариата, возникающие при увольнении работника с альтернативной гражданской службы и расторжении трудового договора. Система этих отношений регулируется нормами как трудового, так и административного права. В этой связи определенное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о месте норм, регулирующих рассматриваемые отношения, в системе российского законодательства. Системность таких отношений, их известная обособленность, позволяет сделать вывод о том, что совокупность регулирующих их норм представляет собой правовой институт. С точки зрения исследователей административного права, военного законодательства, такой подход, вероятно, представляется обоснованным. Однако многие представители науки трудового права с ним едва ли согласятся. Действительно, ряд отношений, связанных с заключением, изменением, прекращением трудового договора работником, проходящим альтернативную гражданскую службу, регулируются трудовым правом с учетом норм административного законодательства, в том числе военного. Однако при этом необходимо иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, альтернативная гражданская служба — это, согласно действующему законодательству, прежде всего особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Во-вторых, трудовая деятельность гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, кроме приведенных ранее хотя и существенных, но исключений, полностью регламентируется нормами трудового права. Поэтому систему норм, регулирующих прохождение гражданином альтернативной гражданской службы, логичнее было бы рассматривать как подинститут трудового права. Причем этот подинститут следует относить к Особенной части трудового права, предусматривающей особенности регулирования труда отдельных категорий работников. В юридической литературе высказывалось мнение о том, что специальные нормы, регулирующие трудовые отношения данной категории работников, должны непременно найти отражение в статьях главного кодифицированного акта о труде. В связи с этим необходимо расширить главу 55 Трудового кодекса РФ и внести в нее все соответствующие изменения и дополнения <18>. Обоснованность такого предложения сомнений не вызывает, однако его необходимо конкретизировать. ——————————— <18> См. подробнее: Федянина Е. А. Особенности трудового договора работников, проходящих альтернативную гражданскую службу // Вестник Челябинского государственного университета. 2005. Серия 9. N 1.

Учитывая приведенные особенности регулирования трудовых отношении рассматриваемой категории работников, Трудовой кодекс РФ следует дополнить главой 55.1 «Особенности регулирования труда работников, проходящих альтернативную гражданскую службу». В эту главу было бы целесообразно включить нормы, предусматривающие особенности заключения, изменения, прекращения трудового договора, устанавливающие дополнительные права и обязанности работника и работодателя, гарантии и компенсации, не предусмотренные иными нормами трудового права. С учетом этого из названия ст. 349 Трудового кодекса РФ слова «а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу» будет необходимо исключить. В литературе по трудовому праву отмечалось наличие особых видов трудовых договоров, например с прокурорскими работниками, руководителями организаций, профессиональными спасателями, судьями, педагогическими работниками и др. <19>. ——————————— <19> Головина С. Ю. Правовое регулирование труда отдельных категорий работников: Учебно-практическое пособие. М., 2003. С. 27.

Особенности перечисленных трудовых договоров обусловлены в одних случаях спецификой профессиональной деятельности (трудовой функции), в других — особенностью правового статуса работника (служащего), который в известной степени в ряде случаев формируется (определяется) с учетом норм административного законодательства. Трудовой договор, заключаемый гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, отличается особенностями, которые обусловлены тем, что труд при этом, по существу, заменяет прохождение военной службы по призыву, и уже в силу этого такой трудовой договор заключается, изменяется и прекращается с учетом норм административного права. Применение норм административного права для регулирования отношений государственной службы обусловлено как спецификой труда (службы) государственных служащих, так и их особым правовым статусом. В отличие от этого, применение норм административного права для регулирования труда работников, проходящих альтернативную гражданскую службу, необходимо, поскольку таким трудом работник, по существу, замещает предусмотренные ст. 59 Конституции РФ публично-правовой долг и обязанность по защите Отечества. Этим предопределяются особенности правовой природы трудового договора о прохождении альтернативной гражданской службы, которые заключаются в следующем. Во-первых, стороны рассматриваемого трудового договора, хотя такой договор и обладает элементами публичности, не находятся в административных отношениях власти и подчинения. Подчинение работника работодателю основано в конечном счете на договорном характере возникновения таких отношений, на добровольно взятой на себя работником обязанности соблюдать правила внутреннего трудового распорядка. Во-вторых, стороны такого трудового договора обязаны соблюдать установленные федеральным законом публично-правовые ограничения на его заключение, изменение и прекращение. В-третьих, по прекращении срочного трудового договора, заключенного для прохождения альтернативной гражданской службы, прекращается обязанность гражданина пройти обязательную военную службу по призыву. В-четвертых, прекращение такого трудового договора является основанием для постановки гражданина на воинский учет в военном комиссариате. И в-пятых, основной целью рассматриваемых трудовых договоров является не получение заработной платы работником и достижение производственных задач, стоящих перед работодателем, а замена конституционной обязанности по защите Отечества альтернативной обязанностью в порядке, предусмотренном законом. В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации. Анализ особенностей рассматриваемых договоров позволяет сделать вывод о том, что термины «срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы» и «срочный трудовой договор о прохождении альтернативной гражданской службы» можно рассматривать как синонимы, поскольку с прекращением трудового договора прекращается альтернативная гражданская служба. Такой трудовой договор кроме условий, предусмотренных трудовым законодательством, должен содержать дополнительные условия, предусмотренные законодательством об альтернативной гражданской службе. Данная точка зрения позволяет определить срочный трудовой договор о прохождении альтернативной гражданской службы как соглашение между работодателем, имеющим право заключать такие договоры на основании нормативных актов органов исполнительной власти, и работником, направленным для прохождения альтернативной гражданской службы, в порядке и на условиях, предусмотренных трудовым договором, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательством об альтернативной гражданской службе, направленном на замещение обязанности по защите Отечества альтернативной трудовой обязанностью. Это свидетельствует о необходимости субсидиарного применения норм административного права для регулирования отношений альтернативной гражданской службы, труд при прохождении которой остается несамостоятельным, неединоличным, подчиненным работодателю и поэтому регулируется нормами трудового права.

——————————————————————