Комиссия для чиновника
(Мошкович М., Терешко Ю., Дарымова Ю.)
(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 39)
КОМИССИЯ ДЛЯ ЧИНОВНИКА
М. МОШКОВИЧ, Ю. ТЕРЕШКО, Ю. ДАРЫМОВА
Мария Мошкович, газета «ЭЖ-Юрист».
Юлия Терешко, газета «ЭЖ-Юрист».
Юлия Дарымова, газета «ЭЖ-Юрист».
Объявленная борьба с коррупцией заставляет министерства и ведомства реализовывать антикоррупционные требования, которые были предусмотрены уже давно. Так, Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 03.09.2008 N 08-149/пз создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (ранее такие комиссии уже создали Россвязькомнадзор, Мининформсвязи, Роструд, Минсельхоз, ФМС и ФСТ России).
Необходимость создания подобных комиссий была предусмотрена еще в 2004 году, когда был принят Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При этом данным законом предполагалось, что вначале положение о таких комиссиях будет утверждено указом Президента России.
Однако в то время борьба с коррупцией еще не провозглашалась «государевым делом», поэтому необходимый Указ Президент РФ подписал лишь в 2007 году (Указ от 03.03.2007 N 269). Но даже и сейчас «антикоррупционные комиссии» работают далеко не везде.
Конфликт интересов имеет место в ситуации, когда:
— личная заинтересованность служащего влияет (либо может повлиять) на объективное исполнение им должностных обязанностей;
— возникает (либо может возникнуть) противоречие между личной заинтересованностью служащего и законными интересами граждан, организаций, общества и государства, способное привести к причинению вреда этим законным интересам (ст. 19 Закона N 79-ФЗ).
Личная же заинтересованность — это не что иное, как возможность получения чиновником «при исполнении» (его родственниками, иными связанными с ним лицами) доходов в любом виде: деньги, имущество, материальная выгода. Если такая заинтересованность возникла, то честный служащий должен письменно (!) известить об этом своего нанимателя, а тот, в свою очередь, принять меры вплоть до отстранения гражданского служащего от должности.
Читая эти замечательные строки, принятые, как уже было сказано выше, в 2004 году, лишний раз понимаешь, насколько принципиальна разница между «кампанией» и реальным выполнением закона. Вот они, нормы-то — берите и выполняйте…
Как будет работать комиссия в ФСФР? Прежде всего отметим, что ее деятельность коснется только гражданских служащих центрального аппарата ФСФР (кроме тех, которых назначает правительство), а также руководителей и их заместителей в территориальных органах ФСФР России. Помимо сведений о наличии у служащего личной заинтересованности она будет рассматривать также информацию:
— о совершении служащим поступков, порочащих его честь и достоинство;
— об ином нарушении служащим установленных требований к служебному поведению.
Порочащую информацию, предоставленную анонимно, комиссия рассматривать не будет. Информация должна быть предоставлена в письменном виде и в обязательном порядке содержать сведения об источнике информации.
При этом в случае установления комиссией признаков административного или уголовного правонарушения в действиях проверяемого соответствующая информация передается в правоохранительные органы. А выявление дисциплинарного проступка будет являться основанием для привлечения служащего к дисциплинарной ответственности руководителем ФСФР России.
Каковы могут быть последствия рассмотрения личного дела работника? Уже только при поступлении в комиссию информации о наличии личной заинтересованности руководитель ФСФР должен усилить контроль за исполнением служащим его должностных обязанностей либо совсем отстранить его от должности.
Если будет выявлено нарушение требований к служебному поведению, то служащему на это укажут (а то он не знал!). Если же будет выявлено наличие личной заинтересованности гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов, то руководителю ФСФР России будут предложены рекомендации, направленные на предотвращение или урегулирование этого конфликта.
Как представляется, особого влияния у такой комиссии быть не может, да и решения ее в любом случае являются рекомендательными. Но вот точная реализация норм Закона N 79-ФЗ, безусловно, установила бы для чиновников жесткие рамки. Дело за малым…
——————————————————————