Историко-правовые аспекты создания и развития военной полиции в Республике Армения
(Мкртчян А. Г.) («Военно-юридический журнал», 2013, N 11)
ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ
А. Г. МКРТЧЯН
Мкртчян Армен Грантович, адъюнкт Военного университета Минобороны России, майор юстиции.
В статье проводится анализ исторических аспектов создания военно-полицейских органов в Российской империи и в Республике Армения.
Ключевые слова: военная полиция, военная жандармерия, воинская дисциплина, правопорядок.
Historical-legal aspects of creation and development of the military police in the Republic of Armenia A. G. Mkrtchyan
The paper analyses the historical aspects of the establishment of the military police in the Russian Empire and in the Republic of Armenia.
Key words: military police, military gendarmerie, military discipline, law and order.
Основная часть историко-географической Восточной Армении, территория современной Армении (а также Нагорно-Карабахской Республики) полностью вошла в состав Российской империи после русско-персидской войны 1826 — 1828 гг. 28 мая 1918 г. была провозглашена независимая Республика Армения. 29 ноября 1920 г. в Армении была установлена советская власть и образована Армянская ССР, которая входила до 1936 г. в СССР в составе ЗСФСР, а с 5 декабря 1936 г. — как союзная республика. 23 сентября 1991 г. по результатам проведенного в Армении 21 сентября референдума Верховный Совет республики принял «Декларацию о государственной независимости Армении». 22 марта 1992 г. Республика Армения была принята в ООН, а 25 января 2001 г. — в Совет Европы <1>. ——————————— <1> http://ru. wikipedia. org/wiki/
Учитывая, что, как следует из приведенной исторической справки, история Армении самым тесным образом связана с историей России, представляется правильным для лучшего понимания современности не осуществлять анализ исторических аспектов военной полиции Республики Армения, начиная с момента ее фактического создания, т. е. с 1992 г., когда соответствующим Приказом Министра обороны Республики Армения было создано Управление военной полиции, а изучить историю данного вопроса в рамках исторического процесса в Российской империи. А. Н. Филиппов, профессор права Московского университета, определял задачу историко-правового подхода к правовым исследованиям следующим образом: «Какое бы юридическое понятие мы ни взяли в истории… каждое из них пережило длинный ряд изменений, прежде чем предстало перед нами в том развитом и расчлененном образе, в каком оно является в современных юридических теориях или законодательствах различных стран. Не все звенья этой сложной и часто загадочной цепи роста в течение веков юридических понятий и учреждений еще распутаны наукою, далеко не всегда ясно могут быть вообще обозначены ею условия и факторы правообразования отдельных эпох, а равно и их отношения к последующему; несомненным, однако, представляется один общий вывод, сделанный еще создателями т. н. исторической школы юристов, а именно вывод о закономерности и непрерывности процесса правообразования и праворазвития… Над видимым хаосом беспорядочной смены одних юридических норм и учреждений другими царит в действительности строгая последовательность правовых явлений, причинная зависимость одних от других, преемственность их развития» <2>. ——————————— <2> Цит. по: Землин А. И. Опыт правового регулирования финансового обеспечения войск в годы Великой Отечественной войны // 60 лет Великой Победы: история, уроки, современность: Материалы межвуз. науч. конф., 19 апр. 2005 г. М.: Воен. ун-т, 2005. С. 231 — 232.
На переломных этапах общественного развития всегда возрастает интерес к прошлому страны. В связи с этим убедительна точка зрения В. М. Корякина: «Сталкиваясь с многочисленными трудностями, по сути, нового государства, сегодня общество ищет в своем прошлом вдохновляющие примеры, исторические аналогии» <3>. «Жизнь войска, — отмечал один из крупнейших специалистов в области военного права конца XIX — начала XX в. П. С. Заусцинский, — представляет собой непрерывную цепь явлений, в которой настоящее является неизбежным следствием прошедшего и служит единственной причиной будущего» <4>. С этой точки зрения как никогда актуально звучат слова видного российского мыслителя Г. В. Плеханова о том, что «мы должны изучать факты прошлой жизни человечества для того, чтобы открыть в них законы его прогресса. Будущее способен предвидеть тот, кто понял прошедшее» <5>. ——————————— <3> Корякин В. М. Введение в теорию военного права: Моногр. // Российский военно-правовой сборник. N 9: Военное право в XXI в. М.: За права военнослужащих, 2007. С. 15. <4> Заусцинский П. С. История кодификации русского военного законодательства // Военное законодательство Российской империи (Кодекс русского военного права). (Рос. воен. сб. Вып. 10). М., 1996. С. 4. <5> Цит. по: Корякин В. М. Коррупция в Вооруженных Силах: теория и практика противодействия. М.: За права военнослужащих, 2009. С. 84.
Поэтому для оценки той роли, которая отводится военной полиции в современной Республике Армения в обеспечении правопорядка в Вооруженных силах, следует обратиться к историческим истокам становления и развития органов военной полиции Российской империи. Военная полиция Российской империи насчитывает несколько веков своей истории. Так, уже в 1621 г. Уставом ратных, пушечных и других дел в российской армии предусматривалась особая военная правоохранительная организация. Во главе ее стоял большой воинский пристав, ему подчинялись младший воинский пристав, податни, ярыги, а также палачи <6>. ——————————— <6> Полицейские цвета хаки. URL: http://www. pressarchive. ru/moskovskie-novosti/1998/10/27/168848.html.
В 1702 г. во время царствования Петра I был учрежден профессиональный институт поддержания правопорядка — подразделения гевальдигеров <7>. В обязанности генерал-гевальдигера входило осуществление общего надзора за исполнением приказов высшего руководства и наблюдение за профессиональной деятельностью в армии. Раз в неделю он инспектировал квартирное расположение войск. Генерал-гевальдигер был наделен непосредственной судебной властью. Если он замечал грабеж, мародерство, насилие и разорение, он имел полное право немедленно разобраться в этом деле и привести приговор в исполнение, не считаясь со званием задержанного. Ему предоставлялось право налагать наказания вплоть до смертной казни <8>. ——————————— <7> Как отмечают Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон, «прежде у нас так назывались офицеры, заведовавшие полицейской частью в войсках. При корпусных штабах состояли обергевальдигеры, а при главном штабе армии — генерал-гевальдигер. Гевальдигеры введены в нашу армию Петром Великим, упразднены при Александре II» (см.: Военное дело: Энцикл. слов. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона / Ред.-сост. И. Е. Арясов. М.: Вече, 2006. С. 162). <8> http://fssp39.ru/politsiya-v-rossii/17-voennaya-politsiya-rossii
Позднее, в ходе Отечественной войны 1812 г., функции органов военной полиции русской армии были расширены. Гевальдигерам вменялось в обязанность обеспечивать порядок на маршрутах движения войск, охрану транспорта, пленных, а самое главное — расследовать дела о преступлениях «нижних чинов» <9>. ——————————— <9> Ачалов П. В. Военная полиция армий зарубежных государств на страже правопорядка / URL: voenprav. ru/docs/20-0101.doc.
Следующий этап развития военно-полицейских органов в Российской империи связан с образованием и функционированием военно-полевой жандармерии. Жандармерия (фр. gendarmerie — ополчаться против чего-либо) — полиция, выполняющая охранные функции внутри страны и в армии; в России (до 1917 г.) она выполняла также функцию политического надзора. Как отмечается в Военной энциклопедии, в России жандармерия появилась в 1792 г. в Гатчине как особый конный отряд в войсках, подчиненных наследнику престола, будущему императору Павлу I. До 1796 г. жандармерия существовала в качестве военной полиции <10>. ——————————— <10> Военная энциклопедия: В 8 т. М.: Воениздат, 1995. Т. 3. С. 171.
Несколько иные данные о появлении в Российской империи жандармерии приводит в своих мемуарах, опубликованных в 1929 г., В. Д. Новицкий (1837 — 1907), генерал-лейтенант Отдельного корпуса жандармов. «Впервые в русской истории и в полном собрании законов, — пишет указанный автор, — встречаемся мы с учреждением жандармов, и в русский язык вводится новое, совершенно неизвестное до того, слово «жандарм» в 1815 г., когда именным высочайшим указом императора Александра I от 27 августа того же года, данным генерал-фельдмаршалу графу Барклаю-де-Толли, повелено было Борисоглебскому драгунскому полку именоваться жандармским полком и нести военно-полицейские обязанности. Жандармы, подобно нынешним полевым жандармам, были распределены по полкам армии и поставлены были в непосредственное подчинение генерал-гевальдигеру как военному полицеймейстеру в лагере армии, в главной квартире и в Валенбурге. 27 декабря того же 1816 г. был сформирован на тех же основаниях жандармский гвардейский полуэскадрон» <11>. ——————————— <11> Новицкий В. Д. Воспоминания тяжелых дней моей службы в корпусе жандармов. URL: http://dugward. ru/library/novickiy/novickiy_vospominaniya_tyajelyh_dney. html.
Затем, — пишет далее В. Д. Новицкий, — высочайшим Указом 1 февраля 1817 г. были учреждены конные «жандармы внутренней стражи» ввиду необходимости и пользы конных отрядов в составе внутренней стражи. Эти команды жандармов находились в столицах, губернских городах, а также в портовых городах — Одессе, Таганроге и Феодосии — в непосредственном подчинении и ведении губернских начальников отдельного корпуса внутренней стражи, причем во главе команд в губернских и портовых городах стояли начальники жандармов на правах ротных командиров, а в столицах — дивизионные командиры, начальствующие над двумя эскадронами и подчиненные обер-полицеймейстеру <12>. ——————————— <12> Там же.
В 1827 г. жандармерия объединена в корпус жандармов (с 1836 г. — отдельный корпус), подчиненный главному начальнику Третьего отделения, являвшемуся шефом жандармов. Корпус имел чисто военную организацию и в административном, строевом и хозяйственном отношении первоначально подчинялся Военному министерству. В 1880 г., после упразднения Третьего отделения, Отдельный корпус жандармов вошел в состав МВД, но остался состоять на бюджете Военного министерства. Корпус жандармов состоял из штаба и 5 (затем 8) жандармских округов. Округ включал несколько губерний и делился на отделы (1 — 3 губернии в каждом). В подчинении этих органов в середине XIX — начале XX в. были жандармские дивизионы в Петербурге, Москве и Варшаве, жандармские команды в других городах (всего 123 команды). Усилия жандармов направлялись на борьбу с революционным движением; они осуществляли политический сыск, вели следствие по делам о государственных преступлениях, конвоировали особо опасных арестантов, вели наблюдение за политической благонадежностью в различных слоях населения. Кроме того, жандармерия занималась поимкой беглых крестьян (до отмены крепостного права), дезертиров, уголовных преступников, осуществляла наблюдение за порядком на железных дорогах и визирование паспортов на границах. Согласно Положению о корпусе жандармов, высочайше утвержденному 9 сентября 1867 г., основным органом жандармерии на всей территории России (кроме Кавказа, Польши и Сибири, где некоторое время сохранялись округа) стали губернские (областные) жандармские управления. Существовало также несколько экстерриториальных железнодорожных жандармско-полицейских управлений. Численность корпуса жандармов в 1880 г. составляла: офицеров и чиновников — 521 чел., вахмистров, унтер-офицеров и рядовых — 6187 чел. К октябрю 1916 г. она значительно увеличилась (соответственно 1051 и 14667 чел.). Полевая жандармерия в начале XX в. состояла из одного гвардейского и шести армейских полевых жандармских эскадронов, которые подчинялись штабам военных округов и несли полицейскую службу в войсках. Жандармерия была ликвидирована после февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. <13>. ——————————— <13> Военная энциклопедия: В 8 т. М.: Воениздат, 1995. Т. 3. С. 171; Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России: Учеб. для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 1968.
Свое наибольшее развитие военно-полицейская служба в России получила в конце XIX в., когда в соответствии с положениями «Об армейской жандармерии» и «О состоящих при войсках жандармских частях» на нее было возложено решение целого ряда важных задач. В мирное время армейские жандармы должны были наблюдать за порядком во время проведения гарнизонных мероприятий; молебнов, шествий и гуляний с участием военнослужащих; обеспечивать поддержание дисциплины на марше и в местах расположения войск. В бою им предписывалось располагаться в цепи за сражающимися подразделениями, задерживая дезертиров и мародеров, обеспечивать доставку раненых в места перевязок. Кроме того, в военное время жандармские подразделения назначались в караулы по охране военных и важных гражданских объектов в занятых войсками городах. На них же возлагались задачи по защите личных и имущественных интересов местного населения, оказанию помощи органам военной контрразведки в поимке вражеских лазутчиков, охране лагерей военнопленных и т. п. <14>. ——————————— <14> Ачалов П. В. Военная полиция армий зарубежных государств…; Карпов Н. Н. Необходима ли нам военная полиция? // Законность. 2005. N 9.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность военной жандармерии, было Положение о состоящих при войсках жандармских частях, утвержденное Приказом по военному ведомству N 410 1876 г. <15>. Издание данного акта ознаменовало собой начало нового этапа в деятельности военнополицейских органов в России. ——————————— <15> Военное законодательство Российской империи (Кодекс русского военного права). С. 180 — 181.
В данном документе отмечалось, что для исполнения военно-полицейской службы при войсках как в мирное, так и в военное время существуют особые жандармские части: в мирное время — кадровые жандармские команды, а в военное — жандармские эскадроны, формируемые из команд. Команды комплектовались офицерами и строевыми унтер-офицерами. Начальники команд назначались Высочайшими приказами и по управлению командами пользовались правами полковых командиров. Жандармские команды подчинялись: — в общем порядке подчинения — главным начальникам военных округов с возложением ближайшего начальствования на начальников военно-окружных штабов, на правах командиров дивизий; — в отношении обычного заведывания личным составом, штатным устройством и представления к наградам — шефу жандармов. В мирное время на чины жандармских команд возлагалась обязанность несения военно-полицейской службы в лагерном расположении войск и во время маневров. При квартирном расположении войск в городах жандармы назначались только для надзора за порядком и за формой одежды нижних чинов на гуляньях и других подобных собраниях. А. С. Ковалев, анализируя полномочия военной жандармерии, обоснованно замечает, что по своей сути жандармские команды исполняли обязанности, идентичные обязанностям гарнизонного патруля, предусмотренные Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил <16>. ——————————— <16> Ковалев А. С. Меры дисциплинарного пресечения, применяемые к военнослужащим: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. С. 45 — 46.
Согласно п. 15 Положения о состоящих при войсках жандармских частях, «…наблюдению жандармских команд поручается весь район лагерного или квартирного размещения войск, причем эти чины, сверх содействия к соблюдению общих мер благочиния и порядка, имеют надзор за маркитантами, арестовывают самовольно отлучившихся нижних чинов и частных лиц, занимающихся недозволенными промыслами и преимущественно корчемством, задерживают публичных женщин, мелких торгашей, не имеющих законных видов, и наблюдают за исполнением предписанных гигиенических мер». Регламентировался и порядок пресечения военными жандармами выявленных правонарушений. Лица, задержанные жандармами, подлежали сдаче под особые расписки: нижние чины — в те части, к которым принадлежат, а частные лица — в штабы войск. При замеченных упущениях жандармы «или сами принимают меры к восстановлению порядка или, при неимении на то средств, доносят немедленно о замеченном начальнику той части войск, где произошло упущение». Жандармерия в Российской империи была ликвидирована в ходе революционных событий 1917 г. В Красной армии и в Советской армии каких-либо органов с полицейскими функциями не создавалось. Следует, правда, отметить, что в некоторых публикациях в качестве определенного прообраза военной милиции, не входившей в состав Министерства обороны, расценивается создание в 1947 г. специального отделения милиции для обслуживания особорежимного объекта Арзамас-16 (ныне город Саров), разросшегося впоследствии до 8-го Главного управления МВД, которое занималось обслуживанием режимных объектов. Правда, возможности спецмилиционеров были весьма ограничены: они могли расследовать различные преступления в закрытых военных городках, но не имели права работать на территории военных объектов <17>. ——————————— <17> http://www. newsinfo. ru/articles/2006-02-20/item/531734/
Анализ историко-правовых памятников законодательства Российской империи и практики его реализации позволили П. В. Ачалову прийти к обоснованному выводу о том, что военная полиция в России имеет давние исторические корни и в дореволюционный период сыграла существенную роль в укреплении правопорядка и борьбе е нарушениями законности в войсках <18>. ——————————— <18> Ачалов П. В. Правовое регулирование деятельности военной полиции за рубежом (на примере США и ФРГ): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. С. 12.
Следует отметить, что в последние годы существования СССР военно-юридической общественностью был поднят вопрос о необходимости создания военной полиции как единого правоохранительного органа в Вооруженных Силах СССР. В 1991 г. в Бюллетене Главной военной прокуратуры была опубликована статья, в которой обосновывалась необходимость создания военной милиции <19>. Автор статьи кратко охарактеризовал круг проблем, связанных с отсутствием таких органов в Вооруженных Силах СССР, и предложил сформировать военную милицию, на которую должны быть возложены те же задачи, что и на органы внутренних дел, с учетом специфики, вытекающей из военно-служебных отношений. Военная милиция должна была являться исполнительно-распорядительным органом, осуществляющим охрану общественного и воинского правопорядка в Вооруженных Силах СССР, оперативно-розыскную деятельность по расследуемым преступлениям, профилактическую работу в воинских частях и учреждениях. ——————————— <19> Полосков П. В. Создавать военную милицию? // Информационный бюллетень Главной военной прокуратуры. 1991. N 2. С. 32 — 35.
Структурно органы военной милиции должны были состоять из трех звеньев: 1) первое звено должно действовать в объединении, соединении, гарнизоне и именоваться отделом (отделением); 2) вторым звеном органов военной милиции являлось бы управление военной милиции вида, рода войск Вооруженных Сил СССР, округа, группы войск, флота; 3) третье звено — Главное управление военной милиции МВД СССР. В состав военной милиции гарнизонного звена должны были входить отделения: уголовного розыска, борьбы с хищениями социалистической собственности, охраны общественного и воинского порядка, военной автомобильной инспекции, дознания. Начальнику отдела военной милиции гарнизона предполагалось иметь в своем ведении изолятор временного содержания для военнослужащих — задержанных, содержащихся под стражей, в отношении которых вынесен приговор военного трибунала, до вступления его в законную силу. Кроме того, в штате отдела военной милиции гарнизона предполагалось иметь специальное подразделение, предназначенное для конвоирования в военно-следственные органы и военный трибунал арестованных военнослужащих. На окружном уровне подразделения военной милиции должны были включать в себя, кроме того, отделы (отделения) по борьбе с организованной преступностью в войсках и на флотах, специальные подразделения особого назначения, отдел по руководству местами отбытия военнослужащими наказания, назначенного по приговору военного трибунала. Начальник Главного управления военной милиции должен был являться одновременно заместителем министра внутренних дел СССР, что позволило бы координировать деятельность органов военной милиции и территориальных органов внутренних дел по борьбе с преступлениями и по предупреждению правонарушений в стране и в Вооруженных Силах СССР. Таким образом, военная милиция должна была входить в систему Министерства внутренних дел. Я. Н. Ермолович, в работе которого дается подробный анализ рассматриваемой статьи, опубликованной в Бюллетене Главной военной прокуратуры, отмечает, что такой подход был реализован через 10 лет в Вооруженных силах Республики Казахстан <20>. Следует, правда, отметить, что впоследствии с принятием закона Республики Казахстан от 21 февраля 2005 г. N 32-III ЗРК «Об органах военной полиции» в Казахстане была реализована иная схема построения органов военной полиции: в каждом ведомстве, в котором законом предусмотрена военная служба, созданы самостоятельные органы военной полиции. ——————————— <20> Ермолович Я. Н. Теоретико-правовые основы военно-уголовной политики в Российской Федерации: Моногр. М., 2012. С. 561.
От редакции Бюллетеня было добавлено, что имелось на тот период времени принципиальное решение о создании военной милиции, но вопрос о ее организационно-штатной структуре не был решен. По мнению редакции Бюллетеня, подчинение военной милиции непосредственно министру внутренних дел вряд ли целесообразно, поскольку нарушает принцип единоначалия, установленный в армии. В связи с последовавшим в 1991 — 1992 гг. распадом СССР и образованием на постсоветском пространстве 15 независимых государств идея о создании военной полиции не была реализована. Однако имеющиеся в Советском Союзе наработки были использованы в практике военного строительства вновь образованных государств, в некоторых из которых были созданы органы военной полиции (Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Латвия, Литва, Эстония). Идея создания в Республике Армения структуры, которая бы на профессиональной основе занималась обеспечением правопорядка в армии, возникла одновременно с формированием Вооруженных сил. Разработка документов по созданию военной полиции в Вооруженных силах Республики Армения и их обсуждение в государственных органах власти начались с момента образования Вооруженных сил страны. Итогом этой работы стало издание приказа Министра обороны Республики Армения о создании Управления военной полиции <21>. При этом был широко использован как исторический опыт Российской империи, так и опыт организации и деятельности военной полиции ряда зарубежных государств. ——————————— <21> Приказ Министра обороны Республики Армения от 11 дек. 1992 г. N 226 «О создании органов военной полиции в Вооруженных силах Республики Армения».
Военная полиция стала составной частью существующей в Армении системы поддержания правопорядка, совместно с другими правоохранительными органами обеспечивающей выполнение государственной программы по борьбе с преступностью. Целями создания военной полиции явились прежде всего борьба с преступностью в войсках и обеспечение безопасности личного состава. На военную полицию были также возложены задачи по содействию в укреплении воинской дисциплины и боеспособности в армии; производству дознания, осуществлению оперативно-розыскной деятельности, выяснению личности неопознанных трупов; осуществлению розыска похищенного (утраченного) военного имущества, несению патрульной службы, содержанию осужденных военнослужащих в дисциплинарной воинской части; профилактике преступлений против порядка военной службы, осуществлению розыска и задержания военнослужащих. В структуру военной полиции вошли следующие подразделения: отдел дознания, отдел защиты военного имущества, отдел уголовного розыска, отдел экспертизы, отдел комендатуры, военная автоинспекция, следственный изолятор, приемник-распределитель, разведывательный отдел, дежурная часть, штаб, батальон специального назначения, дисциплинарный батальон, а также тыловые подразделения. Впоследствии в состав военной полиции был введен военно-следственный отдел, который осуществлял часть предварительного следствия в отношении преступлений, направленных против порядка военной службы, а основной массив производства по уголовным делам осуществлял следственный аппарат военной прокуратуры Республики Армения. Военно-следственный отдел военной полиции просуществовал до 1998 г. С введением в действие нового УПК РА в 1999 г. следственный аппарат военной полиции был полностью передан Военной прокуратуре Республики Армения, тем самым следственная функция была исключена из компетенции военной полиции, которая сохранила за собой лишь функцию дознания в Вооруженных силах <22>. ——————————— <22> Мирзоян А. С. Модернизация законодательства, регулирующего деятельность органов военной юстиции в Республике Армения, и некоторые аспекты актуальности создания института военной полиции в правоохранительной системе России // Военно-юридический журнал. 2011. N 12. С. 24.
Соответствующей законодательной базы деятельности военной полиции на первом этапе не существовало. Фактически институт военной полиции функционировал на основании актов Министерства обороны Республики Армения, тем самым нарушая нормы УПК РА. Новый этап деятельности военной полиции связан с изданием и вступлением в силу Закона Республики Армения от 21 декабря 2006 г. N ЗР-13Н «О военной полиции», которым определено, что военная полиция действует в системе государственного уполномоченного органа в области защиты Республики Армения (таким органом в настоящее время является Министерство обороны Республики Армения) и призвана осуществлять в Вооруженных силах Республики Армения задачи, отведенные ей Законом. Характеризуя роль и место военной полиции в общей системе правоохранительных органов Республики Армения, А. С. Мирзоян вполне обоснованно указывает, что сочетание процессуальных функций — производства дознания — с оперативно-розыскными функциями является спецификой военной полиции как самостоятельного участника системы военной юстиции Республики Армения <23>. Как отмечается в российской печати, за годы, прошедшие со времени ее создания, военная полиция Республики Армения «превратилась в одну из самых эффективных и оперативно действующих спецструктур не только военного ведомства, но и государства в целом» <24>. ——————————— <23> Там же. С. 25. <24> Горупай О. Военная полиция предупреждает… // Красная звезда. 2002. 18 сент.
Подводя итог обзору исторических аспектов создания военной полиции, можно утверждать, что военная полиция Республики Армения восприняла исторический опыт деятельности военно-полицейских органов Российской империи, а также практику деятельности военной полиции ряда зарубежных государств. Военно-полицейские органы Российской империи прошли в своем развитии следующие этапы: — I этап: начало XVII — начало XIX в. — связан с созданием и деятельностью подразделений гевальдигеров, на которые возлагались военно-полицейские функции; — II этап: начало — 70-е гг. XIX в. — связан с образованием и деятельностью в Российской империи военно-полевой жандармерии; — III этап: 70-е гг. XIX в. — февраль 1917 г. — деятельность военно-полевой жандармерии Российской империи на основе Положения о состоящих при войсках жандармских частях, утвержденного Приказом по военному ведомству 1876 г. N 410. В истории военной полиции Республики Армения, которая насчитывает 21 год, можно выделить два этапа: — I этап: май 1992 г. — декабрь 2006 г. — характеризуется деятельностью военной полиции на основе правовых актов Правительства Республики Армения и Минобороны Республики Армении; — II этап: с 1 января 2007 г. по настоящее время — характеризуется функционированием военной полиции на основе специального законодательного акта — Закона Республики Армения от 21 декабря 2006 г. N ЗР-13Н «О военной полиции».
Список литературы
1. Ачалов П. В. Военная полиция армий зарубежных государств на страже правопорядка. URL: voenprav. ru/docs/20-0101.doc. 2. Ачалов П. В. Правовое регулирование деятельности военной полиции за рубежом (на примере США и ФРГ): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. 3. Военная энциклопедия: В 8 т. М.: Воениздат, 1995. Т 3. 4. Военное дело: Энцикл. слов. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона / Ред.-сост. И. Е. Арясов. М.: Вече, 2006. 5. Военное законодательство Российской империи (Кодекс русского военного права). (Рос. воен. сб. Вып. 10). М., 1996. 6. Горупай О. Военная полиция предупреждает… // Красная звезда. 2002. 18 сент. 7. Ермолович Я. Н. Теоретико-правовые основы военно-уголовной политики в Российской Федерации: Моногр. М., 2012. 8. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России: Учеб. для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 1968. 9. Землин А. И. Опыт правового регулирования финансового обеспечения войск в годы Великой Отечественной войны // 60 лет Великой Победы: история, уроки, современность: Материалы межвуз. науч. конф., 19 апр. 2005 г. М.: Воен. ун-т, 2005. 10. Карпов Н. Н. Необходима ли нам военная полиция? // Законность. 2005. N 9. 11. Ковалев А. С. Меры дисциплинарного пресечения, применяемые к военнослужащим: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. 12. Корякин В. М. Введение в теорию военного права: Моногр. // Российский военно-правовой сборник. N 9: Военное право в XXI в. М.: За права военнослужащих, 2007. 13. Корякин В. М. Коррупция в Вооруженных Силах: теория и практика противодействия. М.: За права военнослужащих, 2009. 14. Мирзоян А. С. Модернизация законодательства, регулирующего деятельность органов военной юстиции в Республике Армения, и некоторые аспекты актуальности создания института военной полиции в правоохранительной системе России // Военно-юридический журнал. 2011. N 12. 15. Новицкий В. Д. Воспоминания тяжелых дней моей службы в корпусе жандармов. / URL: http://dugward. ru/library/novickiy/novickiy_vospominaniya_tyajelyh_dney. html. 16. Приказ Министра обороны Республики Армения от 11 дек. 1992 г. N 226 «О создании органов военной полиции в Вооруженных си лах Республики Армения». 17. Полицейские цвета хаки. URL: http://www. pressarchive. ru/moskovskie-novosti/1998/10/27/168848.html. 18. Полосков П. В. Создавать военную милицию? // Информационный бюллетень Главной военной прокуратуры. 1991. N 2. С. 32 — 35.
——————————————————————