Правовой неопределенности в вопросе правильности начисления заработной платы гражданскому персоналу не имеется

(Шукюров А. Т.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2009, N 2)

ПРАВОВОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ВОПРОСЕ ПРАВИЛЬНОСТИ

НАЧИСЛЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ГРАЖДАНСКОМУ ПЕРСОНАЛУ

НЕ ИМЕЕТСЯ

А. Т. ШУКЮРОВ

Шукюров А. Т., юрисконсульт, соискатель ученой степени кандидата юридических наук Сыктывкарского университета.

Начиная с 2006 г. на рассмотрение мировым судьям начали поступать исковые заявления работников из числа гражданского персонала о взыскании недополученной заработной платы в связи с неправильным ее начислением. Исковые требования предъявляются воинским частям и организациям, подведомственным Министерству обороны Российской Федерации. В обоснование своих требований работники указывают, что в нарушение ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель не производил повышение заработной платы работников с учетом изменения величины минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ и Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ: с 1 января 2005 г. в размере 720 руб., с 1 сентября 2005 г. в размере 800 руб. и с 1 сентября 2007 г. в размере 2300 руб. Фактически работодателем начисление заработной платы произведено с 1 января 2005 г. исходя из размера тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки в сумме 600 руб., с 1 сентября 2005 г. — исходя из размера тарифной ставки в сумме 666 руб., полученной в результате увеличения тарифной ставки первого разряда 600 руб. в 1,11 раза. Утверждают, что работодатель не произвел повышение заработной платы работников с учетом изменения величины минимального размера оплаты труда, установленного законодательством с 1 сентября 2007 г. в размере 2300 руб., продолжая начисление заработной платы из расчета 1100 руб., установленной еще 1 мая 2006 г.

На начальном этапе мировые судьи удовлетворяли такие исковые требования работников. Некоторые воинские части оспаривали решения мировых судей, некоторые не оспаривали, командиры и начальники держали нейтралитет, особо не возражая против заявленных требований, даже не заявляли о пропуске специального срока исковой давности по трудовым спорам. В таких случаях работники получали «недополученную заработную плату». Но к концу 2007 г. судебная практика изменилась.

В соответствии со ст. 349 ТК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч. 1 ст. 349 ТК РФ, для их работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 437-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Кузнецовой И. И. и Наумовой Т. Т. на нарушение их конституционных прав пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 902 «О повышении тарифных ставок (окладов) работникам федеральных государственных учреждений» указано, что установленные ограничения не нарушают конституционных прав перечисленных категорий работников в силу отнесения работников, занятых в воинских частях и учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, к особой категории работников, на которых трудовое законодательство распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, для них устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (ст. 349 ТК РФ).

Поскольку спорные правоотношения по вопросу начисления заработной платы возникли в период с 1 января 2005 г. по 30 апреля 2006 г., а также с 1 сентября 2007 г. по 1 января 2008 г. (во многих случаях требования заявлялись по 1 января 2008 г. — как бы охватывая 2005 — 2007 гг.), то к указанным правоотношениям должны применяться нормы ТК РФ в редакциях, действовавших на период спорных правоотношений.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Таким образом, в период спорных правоотношений трудовое законодательство не содержало норм, предусматривающих, что при оплате труда на основе тарифной системы размер тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст. 143 ТК РФ (в редакции, действовавшей до 1 октября 2006 г.) тарифная система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В соответствии со ст. 143 ТК РФ (в редакции, действующей после 1 октября 2006 г.) тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 4 февраля 1999 г. N 22-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.) «Об упорядочении оплаты труда работников бюджетной сферы» тарифная сетка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы определялась федеральным законом.

В соответствии с редакцией ст. 1 указанного Закона, действующей с 1 января 2005 г., тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений определяется Правительством Российской Федерации. Тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда федеральных государственных учреждений определяются исходя из размера межразрядных тарифных коэффициентов, за исключением случаев, установленных законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 «О дифференциации уровней оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» было установлено, что применение Единой тарифной сетки является обязательным для всех учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 139-ФЗ «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы с 1 октября 2003 г. устанавливалась в размере 600 руб. в месяц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 902 «О повышении тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений» были увеличены с 1 января 2005 г. в 1,2 раза размеры тарифных ставок (окладов), предусмотренных приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 октября 2003 г. N 609 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» для работников федеральных государственных учреждений.

В силу п. 3 указанного Постановления Правительства Российской Федерации его действие не распространялось на работников, занятых в воинских частях и учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, где предусмотрена военная и приравненная к ней служба (за исключением Федеральной таможенной службы и Федеральной миграционной службы).

С 1 сентября 2005 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2005 г. N 522 «О повышении с 1 сентября 2005 года тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений» тарифные ставки (оклады), предусмотренные приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 октября 2003 г. N 609, были повышены в 1,11 раза.

Поскольку увеличение тарифных ставок с 1 января 2005 г. в 1,2 раза не распространялось на работников, занятых в воинских частях и учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, где предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оснований для повышения тарифной ставки (оклада) первого разряда, установленной Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 139-ФЗ в размере 600 руб. на указанный коэффициент у гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации не имелось.

Повышающий коэффициент в 1,11 раза с 1 сентября 2005 г., предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2005 г. N 522, воинскими частями и учреждениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, применялся.

С 1 мая 2006 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года N 256 «О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» тарифная ставка первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений (далее — ЕТС) была установлена в размере 1100 руб., а также утверждены межразрядные коэффициенты ЕТС.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 января 1993 г. N 2 «О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала» Министерству обороны Российской Федерации было предоставлено право в пределах выделенных средств увеличивать для гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных (учебных) заведений, бюджетных предприятий и организаций (далее — воинские части) Министерства обороны Российской Федерации размеры ставок (окладов) ЕТС до 50%, определять порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера, а также оказания материальной помощи, предусматривая на эти цели до шести месячных фондов заработной платы в год и другие повышенные гарантии, связанные с особенностями деятельности воинских частей.

Приказом министра обороны Российской Федерации от 29 июня 2006 г. N 150 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года N 256» установлено, что для оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, финансируемых из средств федерального бюджета, применяется тарифная ставка (оклад) первого разряда ЕТС с 1 мая 2006 г. в размере 1100 руб. в месяц. Пунктом 2 данного Приказа одновременно установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. N 256 размеры тарифных ставок с 11 мая 2006 г. увеличены в зависимости от категории гражданского персонала и вида деятельности в соответствии с приложением к приказу.

С 1 октября 2006 г. размер тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС, установленный п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года, увеличен в 1,11 раза на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2006 г. N 590.

Увеличение с 1 мая 2006 г. тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС (1100 руб.) и увеличение тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС в 1,11 раза с 1 октября 2006 г. воинскими частями и организациями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, применялось.

Приказом министра обороны Российской Федерации от 29 октября 2007 г. N 444 «О заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» командирам воинских частей, начальникам (руководителям) организаций и военным комиссарам приказано с 1 сентября 2007 г. принять меры по обеспечению выплаты месячной заработной платы гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже минимального размера оплаты труда.

Таким образом, в настоящее время заработная плата гражданскому персоналу начисляется не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством. Из приведенного в статье анализа следует, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований работников военных организаций о взыскании недополученной заработной платы за период с 1 января 2005 г. по 30 апреля 2006 г. и за период с 1 сентября 2007 г. по 1 января 2008 г. не имеется.

——————————————————————

Вопрос: Во исполнение Приказа Министра обороны Российской Федерации Директивой ГШ ВС РФ от 24 декабря 2007 г. N 314/8/3950 с 1 января 2008 г. повышены тарифные разряды начальников военных представительств Министерства обороны Российской Федерации I и II категории. Правомочен ли отказ в перерасчете пенсии офицерам, уволенным с этих должностей в запас (отставку) до 2008 г.?

(«Право в Вооруженных Силах», 2009, N 2)

Вопрос: Во исполнение Приказа Министра обороны Российской Федерации Директивой ГШ ВС РФ от 24 декабря 2007 г. N 314/8/3950 с 1 января 2008 г. повышены тарифные разряды начальников военных представительств Министерства обороны Российской Федерации I и II категории. Правомочен ли отказ в перерасчете пенсии офицерам, уволенным с этих должностей в запас (отставку) до 2008 г.?

Ответ: В соответствии со ст. 49 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 названного Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением.

Пунктом 14 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. N 941 установлено, что в предусмотренных законодательством случаях увеличения денежного довольствия состоящих на службе военнослужащих либо увеличения расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 названного выше Закона, пенсии (в том числе исчисленные в минимальных размерах), надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, назначенные в соответствии с Законом, подлежат пересмотру.

Так, в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим и их семьям.

Например, подобного рода повышение было предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» от 1 декабря 2007 г. N 837.

По смыслу указанных выше правовых норм пенсии, назначенные гражданам, уволенным с военной службы, подлежат пересмотру только в случае увеличения денежного довольствия всех военнослужащих Российской Федерации, проходящих военную службу, независимо от должностного предназначения. Изменение последней воинской должности, которую занимал военнослужащий при увольнении с военной службы, а именно штатно-должностной категории, размера оклада по воинской должности и т. д. не может считаться основанием для изменения, в том числе и увеличения, ранее назначенной пенсии. Таким образом, к сожалению, повышение тарифных разрядов начальников военных представительств Министерства обороны Российской Федерации I и II категорий не может влиять на изменение размера назначенной Вам пенсии.

С. В.Шанхаев

Преподаватель Военного университета,

кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————