История образования крестьянства на Руси

(Корякин Е. А.) («История государства и права», 2006, N 1)

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КРЕСТЬЯНСТВА НА РУСИ

Е. А. КОРЯКИН

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости».

А. С.Пушкин

Корякин Е. А., аспирант заочного отделения кафедры экономики.

Предисловие

Открывая экскурс в историю развития сельского хозяйства, необходимо выделить основополагающие положения, которые обусловили важность и актуальность проводимого исследования. Демократизация нашего общества, обращение к общегуманистическим ценностям связаны с изучением истории. Мы должны знать истоки идей, борьбы мнений, иметь возможность точно и беспристрастно анализировать прошлое, чтобы выявить перспективные исторические тенденции и логику развития, определить пути дальнейшего совершенствования экономической и социально-политической структуры общества. В настоящее время возникают острые дискуссии по поводу различных институтов истории сельского хозяйства: соотношение между коллективным характером русского земледелия (общины) и индивидуальным крестьянским хозяйством (семейным хозяйством); формы собственности и способ организации трудового коллектива; детерминанты развития производительных сил в сельскохозяйственном производстве; кооперация и интеграция в АПК; взаимосвязь между собственностью и политической властью и т. д. Практические выводы могут способствовать достижению наивысших результатов в сельскохозяйственном производстве и эффективному функционированию аграрного сектора. Основой экономики Руси издревле было сельское хозяйство. Не секрет, что многие современные явления и действия совершаются на основе исторического прошлого. Поэтому нам, чтобы понять настоящее, надо знать историю. Нижеизложенная работа носит комплексный характер и базируется на диалектическом, историческом и системном подходах. История вооружает наш «жизненный потенциал» вдохновляющими примерами, историческими аналогиями, способами решения схожих задач, а также выступает средством «ориентации» людей в социальном пространстве.

При характеристике истории русского крестьянства приходится учитывать многоукладность социально-экономических отношений и неравномерность их эволюции. Трудность изучения заключается в сравнительно небольшом числе письменных источников о временных событиях, датируемых с I по XIII в. н. э. Эта причина допускает различные толкования, точки зрения, взгляды на обсуждаемую тему, но все же эти сведения позволяют установить основные черты, направления и этапы формирования крестьянства на Руси. В первобытную эпоху жизнь людей была подчинена борьбе с природой за выживание. В первобытном обществе земля из чисто природного образования превращается в объект владения, а первобытно-общинный строй характеризуется однотипностью социальных структур и приемов трудовой деятельности. В середине и второй половине I тысячелетия н. э. славяне Восточной Европы переживали последний, завершающий, этап перехода от первобытнообщинного строя к раннеклассовому. В эту эпоху люди начали разводить культурные растения, приручать диких животных, использовать огонь в хозяйственных целях, т. е. происходил переход к осознанному труду и формированию общества. В ранний период своей истории славяне были кочевыми скотоводами, долгое время сохраняли патриархальный быт и объединялись в племена. В конце I тысячелетия н. э. эти племена и некоторые их соседи были объединены в раннефеодальное государство — Киевскую Русь. Основной социальной единицей у древних славян была племенная община, состоявшая из 50 — 60 человек, находящихся в кровном родстве и трудящихся сообща <*>. Племена состояли из родов (совокупности родственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей землей и управляемых родовыми старшинами). Славяне в древние времена были пастушеским народом, и, поселившись на новых землях, они мало-помалу перешли к земледелию. Основными занятиями славянских племен во II — V вв. были земледелие, кочевое скотоводство, охота, рыболовство, добыча меха ценных пород зверей, бортничество. Земледелие осуществлялось в переложной или подсечно-огневой форме. Для сельскохозяйственных работ применялись: рало, мотыга, заступ, борона-суковатка, серп, грабли, коса, каменные зернотерки или жернова. Среди зерновых культур преобладали: рожь (жито), просо, пшеница, ячмень и гречиха. Известны были им и огородные культуры: репа, капуста, морковь, свекла, редька. Скотоводство начинает отделяться от земледелия. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей, волов. Из болотных и озерных руд начали производить железо в примитивных глиняных горнах (ямах). Родовая община в виде большой патриархальной семьи располагалась обычно в виде поселения, которое называлось двор (дворище, городище, пепелище). Производство и потребление внутри родовой общины было совместным. Из-за изменения природно-климатических условий в IV — VIII вв. н. э. усилилась миграция кочевников (гуннов). В эпоху Великого переселения народов славяне разделились на три крупные территориальные общности: западных, южных и восточных. В междуречье Оки и Волги расселились славяне. Повсеместное распространение плуга и переход от мотыжного к пашенному земледелию, применение двух — и трехпольных систем заметно повысили культуру с/хозяйства и его продуктивность. Из дошедшего до нас сельскохозяйственного инвентаря следует назвать еще лопаты, топоры, цепы, бороны. Женщины занимались прядением и ткачеством, развивалось сапожное, скорняжное дело, обработка древесины, домашние промыслы. Разложение факторов производства обусловило разложение кровно-родственной общины. Основанные на кровном родстве коллективы распались, уступив место общности нового типа. Для славян VI — VII вв. характерны небольшие неукрепленные и малодворные поселки, в которых было 15 — 20 жилищ. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. Каждая семья владела участком пашни, покоса, др. землями. Хозяйства отдельных семей объединялись в соседскую общину. Дворища (печища) уступали место поселениям под названием деревня, а сама община стала называться вервь. Члены верви совместно владели сенокосными, лесными и водными угодьями, пашенные же земли были поделены между отдельными хозяйствами, принадлежащими семьям, которые входили в общину. Основная масса славянского населения того периода — родовые члены сельских общин — представляла собой непосредственных предшественников крестьянства Древней Руси. По описанию Прокопия Кесарийского, в VI — VII вв. н. э. формой народовластия у славян было народное собрание — вече. Переход от кровнородственной общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье произошел у славян в процессе их расселения в VI — VII вв. н. э. Анализируя этот период, можно сделать предположение о том, что усадьба (наделы), скот, жилище переходили в частную собственность семьи. В ходе эволюции процесс возникновения индивидуального крестьянского хозяйства заключался в выделении индивидуально-семейной собственности на земельный участок из собственности общины. Уже в первые века новой эры у восточных славян имели место межевые знаки собственности — тамги, которые ставились на границах земельных владений. ——————————— <*> Долбилова Л. П. История аграрных отношений в России: Учебно-методическое пособие. Киров: ВГСХА, 1998. С. 393.

Соседские общины (группа поселений) объединялись в племена. В VI — VIII вв. н. э. в результате дробления и смешивания племен складывались новые славянские общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер (поляне, мораване). Успешные военные походы против богатой Византии, большая добыча стимулировали социально-экономическое развитие славянских племен, объединение их в племенные союзы: полян, древлян, уличей, на верхней Оке образовался союз племенных княжеств-вятичи, а также кривичи и др. В VI — IХ вв. из союзов племен выделим следующие: анты, русы, племенной союз 862 г., гунны и др. Активная колонизация, осуществленная славянами в юго-восточном направлении привела к тому, что им удалось продвинуться в глубь плодородных черноземных районов. В VII — IX вв. происходит значительное увеличение размеров и числа поселений, появляются многочисленные городища. Очевидно, на этом этапе общине соответствует городище с примыкающими открытыми поселениями. Удобные земли, находящиеся поблизости городков (городищ), считались принадлежностью всех членов общины и делились между отдельными лицами или семьями по жребию. Выпас скота на лугах, пастбищах и в лесах затрагивал интересы соседей. По мнению Б. А. Рыбакова, род в научном понимании, а позднее соседская община по масштабу соответствуют таким летописным названиям населенных пунктов, как «весь», «градок», «село», «деревня». Более крупные общинные объединения находят соответствие в терминах «мир», «погост», «волость». Одной из альтернативных является точка зрения исследователя Б. Д. Грекова, который полагал, что «мир» и «вервь» — разные названия одного и того же — соседской общины. Центром союза племенных княжеств являлся укрепленный град. В укрепленных поселениях-градах совершаются различного рода торговые сделки, вблизи них селятся земледельцы. Некоторые грады постепенно превращались в города. В сельском хозяйстве продолжали развиваться земледелие и связанное с ним скотоводство, промыслы. Домашнюю крестьянскую промышленность составляли прядение и ткачество, приобретают характер ремесла металлургическое и глиняное производства, появляются ювелиры, занимавшиеся обработкой цветных металлов. Рост общественного разделения труда приводил к развитию городов как ремесленно-торговых центров. Постепенно происходило расслоение внутри соседской общины, появляются старейшины, племенная знать. В VI — VIII вв. у славян усиливается роль высшего военачальника — князя. Возможность получения продукта, достаточного для содержания господствующего социального строя, способствовала выделению знати. В укрепленной части города находились дворы князей и знати, к ней примыкал посад, населенный ремесленниками и торговцами. Уже в IX в. у восточных славян существовало более 20 значительных городов. В VII — VIII вв., являясь резиденциями князей, города одновременно защищали от возможного вторжения сельскохозяйственную округу. Лично свободные крестьяне — общинники в качестве платы за защиту от возможных врагов несут пока добровольные повинности в пользу князей и их дружин. Не с этого ли момента берет начало закрепощение крестьян? Именно в IX в. стали появляться в России населенные центры нового типа, уже не крошечные земляные или деревянные укрепления славянских поселенцев, а настоящие города-крепости: Новгород с зависимым от него Псковом, Киев. С появлением и развитием древнерусских государств земельная собственность приобретала все большее значение. Верховные дружинники князя начали приобретать землю, создавать свое хозяйство и становились крупными землевладельцами. В IX в. обнаруживаются первые свидетельства летописей о существовании «меж» на границах удельных княжеств. Это подтверждают статьи Русской Правды, касающиеся разрешения земельных споров. В VI — IX вв. структура общества славян Восточной Европы была основана на традициях первобытнообщинных отношений. Уровень социально-экономического развития, достигнутый славянами в VI — IX вв., до сих пор не получил в научных исследованиях однозначного решения. Наиболее крупными государственными объединениями были Киевское и Новгородское княжества. Объединение их в IX в. привело к созданию первого древнерусского государства — Киевской Руси. Во главе его стоял великий князь киевский, являющийся верховным сувереном всей земли и самым могущественным феодалом. Основу господствующего социального строя составила военно-служилая знать киевских князей — дружина. На рубеже VIII — X вв. на Руси происходит становление классового общества, в восточнославянском обществе существовало понятие о частной собственности. С появлением на Руси городов возникает и различие между городом и деревней, между городским и сельским населением. Киевское государство в IX в. состояло из отдельных волостей или княжеств, которые управлялись княжескими наместниками (посадниками) из Киева. Рядовое население в Киевской Руси делилось на три основные группы: дружинники, свободные люди и рабы. С развитием торговли и городской жизни среди свободных стали разделять городское и сельское население. Сельское население именовалось смердами. Смерды были свободными людьми и имели свою землю. Если смерд нанимался в батраки к другому землевладельцу и работал на его земле, пользуясь хозяйским скотом и инвентарем, то он не считался самостоятельным человеком и назывался закупом. Однако закуп не являлся рабом и мог снова стать смердом, если рассчитывался с долгами и заводил свое хозяйство. М. Н. Зуев дает такое определение закупов — люди, вступающие в зависимость от землевладельца за долги и вынужденные работать на господина до выплаты суммы долга. Крупные хозяйства, переходившие по наследству от отца к сыновьям и являвшиеся полной собственностью данной семьи, назывались вотчиной. В целом вотчина не играла ведущей роли в экономике Древней Руси. Были свободные земледельческие общины, основанные на коллективной форме собственности. Внутренняя жизнь общины была организована на выборности старейшин, коллективном принятии решений. Именно обложение свободных общинников данью (натуральные подати) в форме повоза или полюдья была основным проявлением княжеской власти и власти богатых вотчинников. Встречался и такой способ «окняжения» земли: собственники-феодалы сажали на землю рабов, становившихся зависимыми крестьянами. Право на сбор дани с определенных областей получали княжеские дружинники. Единицей обложения служили дым, рало и плуг (то есть земельная площадь, соответствующая возможностям одного крестьянского хозяйства). В 945 — 946 гг. княгиня Ольга установила уроки, то есть фиксированные нормы дани (в натуральной или денежной форме), время и место их сбора, в результате оформилась первая налоговая система Киевской Руси. В. Черепнин выделил два этапа «окняжения» земель соседских общин: «завоевание новых территорий» и «подчинение свободных общинников путем распространения на них суда и дани». В Х в. изменилась форма взимания дани, которая собиралась наместниками киевского князя. Две трети собранной дани отправлялось в Киев, оставшаяся часть распределялась между дружинниками князя-наместника. Территории, управляемые князьями — вассалами киевского правителя, получили наименование волость. Формирование территориальной структуры государства Русь завершилось в Х в. Племена, входившие в состав Древнерусского государства, находились в различных естественно-географических условиях. Следствием этого явилась исторически обусловленная неравномерность развития феодальных отношений в земледельческих, охотничье-промысловых, скотоводческих или смешанных системах хозяйства. По всей вероятности, раннефеодальное государство Киевская Русь было многоукладным: сохранились патриархальные и рабовладельческие отношения и складывались новые — феодальные. Превращение князей, знати и дружинников в класс, а их власти в публичную окончательно обособляет крестьян от рядовых общинников. В этих условиях сельское население Древней Руси складывалось в крестьянство как класс. В новой общественной организации труда формирующееся в IX — X вв. крестьянство являлось самым значительным эксплуатируемым классом. Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства и форму феодальной ренты — оброка, взимаемых феодалами-собственниками. Отдельные статьи крестьянской дани и оброка (воск, пушнина и др.) экспортировались в качестве товаров за границу. Основной экономической, хозяйственной единицей феодального хозяйства стала вотчина <*>. ——————————— <*> Долбилова Л. П. История аграрных отношений в России: Учебно-методическое пособие. Киров: ВГСХА, 1998. С. 393.

После известных перипетий политических взаимоотношений Руси и Византии в X — XI вв. выбор государственной религии был сделан в пользу православия (византийский вариант христианства). Новая религия стала распространяться по всей Руси, частью мирно, а кое-где, например в Новгороде, и в результате кровавых столкновений. Принятие христианства не только оказало глубокое влияние на внутреннюю жизнь государства, но и способствовало быстрому укреплению его международных связей. Принятие христианства означало включение Руси в европейский христианский мир. Внутригосударственную жизнь помогали регулировать правовые нормы, закрепленные в 1016 г. при Ярославе Мудром в Русской Правде («Правде Роське»). В Х в. широко употреблялись железные сельскохозяйственные орудия: рало, плуг. Демографическое движение выразилось в ославянивании ко второй половине XI в. киевских варягов. В результате развития торговли на Руси появились деньги (с ХI в. гривна, рубль), совершенствуются кредитные отношения. После смерти Владимира Святославича в 1015 г. на Руси развернулась борьба за власть между его многочисленными сыновьями. Для предотвращения ослабляющих Русь междоусобиц Любечский съезд в 1097 г. установил новый принцип организации власти: «Кождо да держить отчину свою». Отныне Русь считалась уже не единым владением княжеского рода, а совокупностью «отчин», которыми владели различные ветви княжеской династии. В Х в. возникает, а в следующем столетии укрепляется вотчинное землевладение киевских князей. Со становлением к концу Х в. структуры единого государства формируется разветвленный аппарат управления. Из состава дружины выделяются и управители княжеского вотчинного хозяйства — тиуны. В XI в. появляется земельная собственность у представителей верхушки служилой знати — бояр, а также у церкви. В XII — первой половине XIII вв. наблюдается рост вотчинных форм феодальной земельной собственности (княжеская, боярская, церковная <*>, но их роль в сопоставлении с государственно-феодальными формами остается второстепенной. Большинство непосредственных производителей продолжает быть лично-свободными и лично-зависимыми только от государственной власти, представленной князьями и их дружинниками, а эксплуатируются путем взимания дани и иных государственных податей (например, судебная подать). Лично-свободное сельское население, обязанное только данью, а также рядовые горожане именуются в источниках люди. Для лично-зависимого населения вотчин, а также рабов-слуг использовались термины «челядь» (ед. ч. челядин) и «холопы». Их неполноправное положение было закреплено юридически <**>. Особую категорию составляли смерды. Правовое положение закупов было промежуточным между свободными людьми и холопами. В XI — начале XII вв. расширились связи Руси со странами Центральной и Западной Европы. После принятия христианства в Х — XI вв. со второй половины XI в., и особенно в XII в., на Руси происходит переход от раннего к развитому феодализму. Установление феодальных отношений способствовало: увеличению сельскохозяйственных площадей, совершенствованию орудий труда и агротехники, улучшается техника обработки почвы (в некоторых районах начинает вводиться трехполье, совершенствуется плуг, распространяются новые сельскохозяйственные культуры, породы скота, появляются водяные мельницы). Развивается торговля, быстро растут города, наблюдается расцвет ремесел, расширяется каменное строительство, главным образом церковное, осваиваются неплодородные, суглинистые северо-восточные земли. В XII — середине XIII вв. на Руси продолжает развиваться вотчинная земельная собственность: княжеская, боярская и церковная (монастырская). В начале XII в. Киевская Русь достигла наивысшего развития. Устав Владимира Мономаха законодательно завершил создание феодальной системы Древнерусского государства. ——————————— <*> Зуев М. Н. История России: Учебник. М.: Изд-во «Приор», 1998. С. 688. <**> История России: Учебное пособие / Под ред. С. В. Леонова. М.: Изд-во «Владос», 1995. С. 256.

Именно законодательное оформление раннефеодальной империи стало началом ее раздробленности. Т. М. Тимошина <*> подробно разбирает причины феодальной раздробленности единого Киевского государства. Рассмотрим основные предпосылки дробления Киевской Руси на удельные княжества: рост вотчинной собственности, прежде всего княжеских доменов; господство натурального хозяйства; слабость экономических связей. ——————————— <*> Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие. Издание 4-е / Под ред. М. Н. Чепурина. М.: Информационно-издательский Дом «Филинъ»; Юридический Дом «Юстицинформ», 2000. С. 431.

К XII в. вотчины стали более сильными и независимыми, что позволяло боярам продолжать наступление на общинные земли. Появление боярских вотчин вызвало острую потребность в рабочей силе для их обработки, и началось ускоренное закабаление свободных смердов — общинников, увеличение оброка и повинностей, которые выполнялись в пользу феодалов зависимыми смердами. Феодалы на местах стремились получить все больше власти, чтобы наказывать смердов, получать самим с них штрафы — виры. Развитие системы боярских вотчин привело к усилению самостоятельности бояр (верхушки дружины) и ослаблению их связей с князьями в Киеве, бояре требовали невмешательства великого князя в дела вотчины. Киевские князья продолжали вмешиваться в судебные, налоговые и другие проблемы боярской вотчины. С помощью бояр устанавливалась власть удельных князей, укреплялась местная власть. Во второй половине XII — XIII вв. дружина распадается на бояр-вотчинников, оставшихся вассалами князя, и княжеский двор, члены которого именовались дворянами или слугами. С укреплением княжеских доменов в различных регионах происходило закрепление территории соответствующих волостей за ветвями разросшегося рода Рюриковичей и обретение независимости от Киева. Обособление княжеств завершилось в середине ХII в. Единое государство Русская земля, состоявшее из волостей, распадается на несколько княжеств (земель), внутри которых формируются более мелкие, вассальные по отношению к ним княжества (волости). На региональном уровне как бы воспроизводилась структура единого раннефеодального государства: «земля», внутри нее — «волости». Всего сложилось 12 земель. Земли, каждая из которых была размером с крупное европейское государство, стали субъектами международных отношений, самостоятельно заключали договоры и вступали в союзы с иностранными государствами. С XIII в. христианское население русских земель начинают называть крестьянами, позднее это название закрепляется за незнатными сельскими людьми. Уже в это время возникла необходимость в установлении площади для определения размера подати. Самой большой единицей площади пашни была соха; она равнялась площади, которую могли вспахать 3 человека на 3 лошадях. Основной же единицей измерения была четверть — площадь, на которой вызревала четверть ржи (примерно три с половиной пуда). Площадь лугов измерялась в копнах, то есть в участках, с которых можно было накосить копну сена. Площадь леса измерялась в верстах (по словарю русского языка С. И. Ожегова, верста — старая русская мера длины, равная 1,06 км). В Южной Руси в 30-е гг. XIII в. накануне монголо-татарского нашествия разразилась крупная междоусобная война. По результатам проведенного обобщения можно сделать вывод о том, что до XIII в. России присущи черты западного и восточного вариантов развития. История образования крестьянства на Руси развивалась в общем контексте европейской истории. Древняя Русь, развиваясь аналогично Западной Европе, подошла одновременно с ней к рубежу образования большого раннесредневекового государства.

Литература

1. Крестьянство и индустриальная цивилизация / Под ред. Ю. Г. Александрова, С. А. Памарина, Институт востоковедения. М.: Издательская фирма «Восточная литература», 1993. С. 276. 2. История крестьянства в Европе / Под редакцией М. А. Барга. М.: Изд-во «Наука», 1985. С. 607. 3. Гальченко А. А. История земельных отношений и землеустройства. М.: Изд-во «Колос», 2000. С. 335. 4. Долбилова Л. П. История аграрных отношений в России: Учебно-методическое пособие. Киров: ВГСХА, 1998. С. 393. 5. Зуев М. Н. История России: Учебник. М.: Изд-во «Приор», 1998. С. 688. 6. История Отечества. Учебник / Под редакцией В. А. Кувшинова. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 215. 7. Ланщиков А. П., Салуцкий А. С. Крестьянский вопрос вчера и сегодня. М.: Изд-во «Современник», 1990. С. 398. 8. История России: Учебное пособие / Под ред. С. В. Леонова. М.: Изд-во «Владос», 1995. С. 256. 9. История крестьянства в СССР: с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. Тома 1 и 2 / Под ред. Г. В. Моисеенко. М.: Изд-во «Наука», 1987. 10. Новичков В. И. Развитие аграрных отношений в условиях радикальной экономической реформы: Учебное пособие. Ч. 1. Саратов: Саратовский с/х институт им. Н. И. Вавилова, 1991. С. 112. 11. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: Изд-во «Независимая газета», 1993. С. 421. 12. Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: Изд-во «Курсив», 1995. С. 608. 13. Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие. Издание 4-е / Под ред. М. Н. Чепурина. М.: Информационно-издательский Дом «Филинъ»; Юридический Дом «Юстицинформ», 2000. С. 431. 14. Чаянов А. В. Избранные труды. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 1991. С. 433.

——————————————————————