Новации в законодательстве об образовании для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы
(Ильменейкина Н. С.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 8)
НОВАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОБ ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
Н. С. ИЛЬМЕНЕЙКИНА
В статье анализируются нормы статьи 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Постановления Правительства РФ от 21.05.2012 N 501.
Ключевые слова: военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, сертификаты, обучение, образование, субсидии, бюджет.
Innovations in a legislation about education for the servicemen and citizens, discharged from military service N. S. Ilmeneykina
In the article the norms of the article are analysed 19 the Federal law «On status of servicemen» and Decision of Government Russian Federation from 21.05.2012 N 501.
Key words: servicemen, citizens discharged from military service, certificates, educating, education, subsidies, budget.
В нормах ст. 43 Конституции Российской Федерации всем гражданам Российской Федерации даны важные права и социальные гарантии по получению образования: «Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». Общеизвестно, что сейчас, в условиях динамичного и быстроменяющегося окружающего мира, человеку, который желает сделать успешную карьеру и достичь хотя бы небольших профессиональных или общественных высот, необходимо иметь как минимум 2 — 3 высших образования в разных сферах деятельности и, кроме того, периодически проходить профессиональную переподготовку, приобретая новые знания. И учитывая, что хорошее образование реально всегда стоило дорого, каждый желает получить эти знания и высший уровень образования бесплатно, т. е. за счет бюджетных или иных, а не собственных средств. Но вот здесь-то интересы отдельного человека и общества вступают в некоторое относительное противоречие. Так, из указанных норм Конституции Российской Федерации следует, что каждому гражданину Российской Федерации государство гарантирует бесплатное получение только лишь дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Получение высшего образования указано в Конституции Российской Федерации не как безусловная конституционная гарантия, а как право гражданина, но ограниченное рядом условий: во-первых, в той же ст. 43 Конституции Российской Федерации указано, что гражданин может получить высшее образование бесплатно только лишь на конкурсной основе, т. е. сдавая экзамены (тесты) и проходя отбор на общих с другими гражданами условиях; а во-вторых, нормами Закона Российской Федерации «Об образовании» установлено общее правило, в силу которого получить бесплатно высшее образование в России в общем случае возможно только один раз (т. е. впервые). Получение второго (и последующего) высшего образования, а также повышение уровня высшего образования (к примеру, с бакалавра на магистра), в том числе и в порядке переподготовки и повышения квалификации, осуществляется сейчас на общих основаниях либо за счет личных средств самого гражданина, либо на договорной основе, за счет средств того предприятия или организации, где гражданин работает в настоящий момент. А вот военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, по отношению ко всем остальным гражданам Российской Федерации имеют ряд преимуществ и дополнительных гарантий в реализации права на получение среднего профессионального и высшего образования, в том числе не только военного, но и по гражданским специальностям и профессиям, которые обусловлены прохождением ими военной службы, и в первую очередь военной службы по контракту. Основные права и гарантии в сфере образования для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, отражены в ст. 19 («Право на образование и права в области культуры») Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в нормы которой за последние годы другими федеральными законами был внесен ряд существенных изменений и дополнений. Так, офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право на обучение в период службы в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения. Остальные военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в период военной службы и после ее окончания в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения. При этом они пользуются правом внеконкурсного поступления в указанные образовательные учреждения при условии успешного прохождения вступительных испытаний. Из сравнительного анализа приведенных выше норм Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что права на образование у разных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, существенно различаются. Так, если право на обучение во время военной службы в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения для офицеров фактически ничем не ограничено, то военнослужащие всех других категорий, проходящие военную службу по контракту, могут реализовать право на образование во время военной службы только в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, и лишь прослужив по контракту не менее трех лет. Зато другим военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, по отношению к офицерам и другим гражданам Российской Федерации дано очень важное преимущество: они пользуются правом внеконкурсного поступления в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний. По мнению автора, указанные различия в праве на образование обусловлены тем, что большинство офицеров уже имеют высшее образование. Другие же военнослужащие, как правило, желают получить среднее профессиональное или высшее образование впервые. К тому же недостатка в офицерских кадрах Вооруженные Силы Российской Федерации сейчас, как правило, не испытывают. Зато в условиях военной реформы, когда осуществляется замена по ряду воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, Вооруженным Силам Российской Федерации требуется большое количество военнослужащих-контрактников. И возможность получить высококачественное высшее или среднее профессиональное образование в лучших учебно-образовательных учреждениях страны с правом внеконкурсного поступления в них — очень мощный стимул для молодых людей (особенно из «глубинки», которые в обычных условиях, как правило, не могут составить при поступлении в вузы конкуренцию выпускникам из мегаполисов), чтобы поступать на военную службу по контракту и добросовестно исполнять все обязанности военнослужащего. Федеральным законом «О статусе военнослужащих» также установлено много дополнительных прав, льгот и преимуществ при реализации права на образование тем военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, которые прослужили по контракту определенное время (обычно не менее пяти лет) и увольняются с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (либо по другим «льготным» и приравненным к таковым основаниям увольнения). Так, военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования), в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), продолжительностью до четырех месяцев. В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно. Указанная гарантия направлена на адаптацию увольняемых военнослужащих к условиям гражданской жизни после их увольнения с военной службы и позволяет им бесплатно получить новую, нужную на современном рынке труда, гражданскую профессию или специальность (в том числе менеджера или частного предпринимателя), которые обеспечат им работу, а в ряде случаев — и успешную профессиональную карьеру, после их увольнения в запас. Граждане, уволенные с военной службы, также пользуются и преимущественным правом на поступление для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования и на подготовительные отделения образовательных учреждений высшего профессионального образования. Кроме того, граждане, уволенные с военной службы и поступающие в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по рекомендациям командиров, пользуются правом внеконкурсного зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний. Следует отметить, что указанная гарантия распространена на всех увольняемых военнослужащих, в том числе на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву. И она реально является стимулом для добросовестного исполнения воинских обязанностей во время военной службы. Ведь очевидно, что рекомендацию командира (главное условие для внеконкурсного зачисления) военнослужащему просто так не дадут. Ее нужно предварительно заслужить добросовестным исполнением обязанностей военной службы, т. е. в указанном случае рекомендация командира является формой поощрения за добросовестное и отличное исполнение воинского долга. Кроме того, граждане, проходившие военную службу по контракту и уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право: — на бесплатное первоочередное прохождение подготовки, переподготовки и повышение квалификации по направлению и за счет средств федеральной государственной службы занятости населения, а имеющие право на пенсию — на получение профессионального образования по направлению и за счет средств организаций, в которые они приняты на работу, с выплатой среднего заработка во время обучения (т. е. еще одна существенная гарантия, направленная на адаптацию уволенных военнослужащих к условиям гражданской жизни и повышающая их конкурентоспособность); — на внеконкурсное поступление в государственные образовательные учреждения начального профессионального образования и на курсы обучения соответствующим профессиям (т. е. возможность бесплатно получить новую гражданскую профессию или специальность, востребованную на рынке труда); — на поступление для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании», в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования без вступительных испытаний (в зависимости от уровня имеющегося образования): на первый курс и последующие курсы имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений среднего профессионального образования — окончившие средние военные образовательные учреждения; на первый курс имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений среднего профессионального образования — с образованием не ниже основного общего образования; на первый курс и последующие курсы имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений высшего профессионального образования — имеющие незаконченное высшее или высшее военное профессиональное образование; на подготовительные отделения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования — окончившие общеобразовательные учреждения среднего (полного) общего образования или среднего профессионального образования. Такое же право на поступление в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и имеющие общую продолжительность военной службы 15 лет и более. Следует учесть то, что 15 лет военной службы по контракту — это, во-первых, довольно значительный по продолжительности срок военной службы и, во-вторых, фактор, указывающий на то, что военная служба скоро уже должна закончиться, так как по общим условиям длительность военной службы по контракту в настоящее время обычно составляет 20 — 25 лет. И указанная гарантия позволяет военнослужащему получить новую нужную профессию и соответствующий уровень образования не после увольнения с военной службы, а во время военной службы, непосредственно перед увольнением и, соответственно, войти в гражданскую жизнь после увольнения, как говорится, сразу же во всеоружии, т. е. без потери времени на приобретение новых и востребованных на рынке труда профессии и (или) уровня образования. Прием указанных граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования проводится в течение всего учебного года, в том числе дополнительно к установленным этим образовательным учреждениям планам приема, что также является очень важной социальной гарантией, так как позволяет увольняемым военнослужащим поступать на обучение в образовательные учреждения сразу же, а не ждать начала нового периода обучения в образовательном учреждении, что позволяет увольняемым военнослужащим значительно сэкономить время на адаптацию к гражданским условиям жизни. Очень важная социальная гарантия для военнослужащих — то, что граждане, имеющие среднее военное или высшее военное профессиональное образование, проходят обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования бесплатно. Это является важным исключением из общего правила, в силу которого получить высшее образование бесплатно, т. е. без затрат собственных средств, возможно только впервые, что, с учетом приобретенного увольняемыми военнослужащими на военной службе житейского и профессионального опыта, безусловно, значительно повышает их конкурентоспособность на современном рынке труда. В 2011 г. федеральный законодатель внес в ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» очень важные изменения, предоставив военнослужащим-контрактникам, проходившим в течение не менее трех лет военную службу на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенным с военной службы по основаниям, предусмотренным подп. «б» — «г» п. 1, подп. «а» п. 2 и п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», дополнительные гарантии в реализации их права на образование. Так, граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенные с военной службы по основаниям, предусмотренным подп. «б» — «г» п. 1, подп. «а» п. 2 и п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», имеют право на внеконкурсное поступление в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании», по программам высшего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний, а также на подготовку к вступительным испытаниям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования. И теперь такие военнослужащие-контрактники при их увольнении с военной службы, во-первых, могут реализовать их льготное право на образование не только в особом порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но и на общих основаниях. А во-вторых, за ними сохранено право на внеконкурсное поступление в образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании», по программам высшего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний. Важной социальной гарантией в реализации права на образование не только самих военнослужащих, но и членов их семей является то, что при изменении места военной службы военнослужащих — граждан, проходящих военную службу по контракту, а также при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями члены их семей, обучающиеся (воспитывающиеся) в государственных образовательных учреждениях, имеют право переводиться (приниматься) в образовательные учреждения, ближайшие к новому месту военной службы или месту жительства. Другой важной социальной гарантией в реализации права на образование членов семей военнослужащих является и то, что дети военнослужащих — граждан, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, дети граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, дети военнослужащих — граждан, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, пользуются правом зачисления в суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские корпуса вне конкурса, а при поступлении в военные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования — преимущественным правом при условии успешного прохождения вступительных испытаний и соответствия другим установленным для поступающих требованиям. Кроме того, ряд прав и социальных гарантий в реализации права на образование при увольнении граждан с военной службы предусмотрен и ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Так, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей установлено такое дополнительное право на трудоустройство и социальное обеспечение, как предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях. А в целях обеспечения трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в системе государственной службы занятости населения создаются структуры по их трудоустройству и профессиональному обучению. Следует учесть, что, с одной стороны, нормы ст. ст. 19 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в целом имеют общий характер и в силу этого несколько неопределенны, что на практике затрудняет их правоприменение. С другой стороны, полномочия по разъяснению и развитию этих норм предоставлены Правительству Российской Федерации. И в рамках предоставленных ему полномочий по правотворчеству в сфере регулирования права на образование для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, Правительство Российской Федерации 21 мая 2012 г. издало Постановление N 501 «О проведении в 2012 — 2014 годах эксперимента по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов» <1>, что фактически является в России практической реализацией не только военной реформы, но и реформы образования. ——————————— <1> Далее — Постановление N 501.
В самом Постановлении N 501 указано, что в 2012 — 2014 гг. Правительство Российской Федерации планирует провести эксперимент по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов в целях содействия занятости увольняемых военнослужащих, адаптации их к новым социальным условиям и подготовки к выполнению нового вида профессиональной деятельности. Однако в Постановлении N 501 фактически не указана еще одна не менее важная цель проведения такого эксперимента: Правительство Российской Федерации желает систематизировать и оптимизировать расходы федерального бюджета на переподготовку увольняемых в ходе военной реформы и плановых мероприятий военнослужащих путем придания им строго целевого характера. В рамках проведения такого эксперимента Правительство Российской Федерации дало указание Министерству образования и науки Российской Федерации: в трехмесячный срок утвердить перечень образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, участвующих в эксперименте, и по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации установить форму сертификата, технические требования к бланкам сертификата, порядок заказа, учета, хранения и уничтожения бланков сертификата, заполнения указанных бланков; а также совместно с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службой охраны Российской Федерации осуществлять организационно-методическое обеспечение проведения эксперимента и обеспечить в период проведения эксперимента создание условий для обучения не менее 2000 увольняемых военнослужащих. Утверждение перечня образовательных учреждений, участвующих в эксперименте, очень важно, так как, с одной стороны, позволит увольняемым военнослужащим получать с помощью сертификатов качественное образование в серьезных образовательных учреждениях с хорошими и современными образовательными программами, а не в разных «шарашкиных конторах» с громкими названиями, но с неудовлетворительным уровнем даваемого образования, дипломы которых сейчас не котируются на рынке труда. С другой стороны, такие сертификаты дают образовательным учреждениям из утвержденного перечня государственную гарантию полного возмещения всех их расходов и затрат (но, разумеется, в рамках денежной субсидии сертификата) на переподготовку или иную форму обучения увольняемых военнослужащих, что в условиях реформы образования очень важно в плане хозяйственной деятельности образовательных учреждений. Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службе охраны Российской Федерации Правительство Российской Федерации дало указание в двухмесячный срок установить в подведомственных воинских частях и организациях порядок и критерии отбора военнослужащих, претендующих на право получения сертификата, а также порядок его выдачи. Учитывая, что эксперимент проводится с 1 сентября 2012 г. по 30 июня 2014 г., т. е. фактически рассчитан всего на два полных учебных года, следует ожидать, что указанные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в ближайшее время <2> издадут нормативные правовые акты, в которых подробно раскроют указанные вопросы. ——————————— <2> На момент подготовки статьи (июнь 2012 г.) такие акты не изданы.
А финансовое обеспечение реализации эксперимента в соответствии с указанием Правительства Российской Федерации должно осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству образования и науки Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на образование. Эксперимент по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов (далее — сертификат) военнослужащим, увольняемым с военной службы (далее — эксперимент), проводится в целях содействия их занятости путем предоставления возможности прохождения профессиональной переподготовки в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (далее — образовательные учреждения). Как уже было указано, в эксперименте участвуют образовательные учреждения, находящиеся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, и в соответствии с утвержденным этим министерством перечнем. Под сертификатом, применительно к указанному эксперименту, понимается именной документ (т. е. выданный на имя конкретного увольняемого военнослужащего), подтверждающий право его владельца на дополнительные меры государственной поддержки в части оплаты его обучения по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки (далее — программа профессиональной переподготовки). И такой сертификат предоставляется прошедшему отбор увольняемому военнослужащему только однократно. Отбор увольняемых военнослужащих проводится в соответствии с критериями, которые устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службой охраны Российской Федерации, из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в отношении которых одновременно выполняются следующие требования: — общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет пять лет и более, не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях высшего профессионального и (или) среднего профессионального образования; — наличие у увольняемого военнослужащего высшего профессионального или среднего профессионального образования; — увольнение с военной службы по основаниям, предусматривающим достижение предельного возраста пребывания на военной службе, истечение срока контракта, а также по состоянию здоровья и организационно-штатным мероприятиям. Если увольняемый военнослужащий не отвечает хотя бы одному из указанных критериев, то он не будет иметь права на получение сертификата и не сможет принять участие в эксперименте. Сертификат выдается увольняемому военнослужащему при исключении его из списков личного состава органа управления, воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службой охраны Российской Федерации соответственно. Сертификат является защищенной полиграфической продукцией степени защиты «А», что обеспечивает высокую степень его защиты от подделок и фальсификаций. Форма сертификата, технические требования к бланкам сертификата, а также порядок заказа, учета, хранения и уничтожения бланков сертификата, заполнения указанных бланков устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. На весь период эксперимента предусматривается выпуск сертификатов двух видов: для обучения по программам профессиональной переподготовки на базе среднего профессионального образования и на базе высшего профессионального образования. Прием владельца сертификата в образовательное учреждение для обучения по программе профессиональной переподготовки в рамках эксперимента осуществляется на основании личного заявления самого увольняемого военнослужащего и полученного им сертификата. Постановлением N 501 установлены сроки окончания выдачи сертификатов в рамках проводимого эксперимента. Так, сертификат может быть выдан увольняемому военнослужащему не позднее чем за полгода до наступления дня окончания эксперимента и должен быть представлен в образовательное учреждение не позднее чем за три месяца до дня окончания эксперимента. Министерство образования и науки Российской Федерации определяет нормативные затраты на оказание предоставляемых образовательными учреждениями в рамках эксперимента образовательных услуг по программам профессиональной переподготовки на базе среднего профессионального и на базе высшего профессионального образования и количество сертификатов. Возмещение расходов образовательных учреждений в рамках эксперимента осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации в объеме нормативных затрат на оказание предоставляемых образовательными учреждениями в рамках эксперимента образовательных услуг по программам профессиональной переподготовки на базе среднего профессионального и на базе высшего профессионального образования путем предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетным и автономным учреждениям на указанные цели в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в установленно м порядке. Министерство образования и науки Российской Федерации ежегодно в рамках количества сертификатов, установленного этим Министерством, на основании заявок, представленных Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службой охраны Российской Федерации, определяет квоты по количеству сертификатов для указанных федеральных органов исполнительной власти. Важной гарантией является то, что сертификат для обучения по программе профессиональной переподготовки на базе высшего профессионального образования может быть использован владельцем такого сертификата и при обучении по программе профессиональной переподготовки на базе среднего профессионального образования, так как это расширяет перечень утвержденных образовательных учреждений и образовательных программ, которые вправе использовать увольняемый военнослужащий, и позволяет максимально учитывать его законные интересы, в том числе по месту расположения образовательного учреждения вблизи от места его проживания и по другим важным лично для него условиям. Однако Постановление N 501 установило и ограничение. Так, в случае, если стоимость обучения по программе профессиональной переподготовки превышает величину нормативных затрат на оказание предоставляемых образовательными учреждениями в рамках эксперимента образовательных услуг по программам профессиональной переподготовки на базе среднего профессионального и на базе высшего профессионального образования, стоимость обучения сверх величины нормативных затрат возмещается за счет средств владельца сертификата и (или) иного физического (юридического) лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. И фактически, с учетом того, что высшее образование в рамках эксперимента большинство владельцев сертификатов получают не впервые, такое ограничение справедливо: ведь государство гарантирует увольняемому военнослужащему — владельцу сертификата качественное образование в рамках нормативных затрат на такое образование, что подтверждает сам сертификат. И если гражданин желает при этом получить образование более высокого уровня или качества, затраты на получение которого превышают нормативные затраты, будет справедливым возмещение стоимости обучения сверх величины нормативных затрат за счет средств владельца сертификата или иного заинтересованного в этом лица (физического или юридического): например, за счет родственника или за счет предприятия, в которое будет трудоустроен владелец сертификата после окончания обучения и которое заинтересовано в специалисте с соответствующим уровнем образования. Таким образом, из анализа рассмотренных в статье правовых норм следует сделать вывод, что государство постоянно совершенствует формы реализации конституционного права на образование для таких категорий граждан Российской Федерации, как военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы.
——————————————————————