Нелегальная миграция как угроза безопасности общества и личности
(Глушенков А. М.) («Миграционное право», 2007, N 1)
НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ КАК УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ
А. М. ГЛУШЕНКОВ
Глушенков А. М., кафедра оперативно-боевой подготовки Академии экономической безопасности МВД России.
Миграция населения — это масштабное явление. Миллионы людей выезжают в другие страны в поисках работы и лучшей жизни, спасаясь от геноцида или покидая зоны вооруженных конфликтов. По данным ООН, за последние 20 лет количество мигрантов в мире удвоилось и составляет 175 млн. чел. Доля иностранцев в общей численности населения в основных странах иммиграции — 5 — 15%, а в рабочей силе — 25% <1>. Эксперты Фонда ООН по проблемам народонаселения прогнозируют дальнейшее значительное расширение миграционных процессов в ближайшие 50 лет. ——————————— <1> Незаконная миграция и правоохранительная деятельность: Материалы Круглого стола, 11 — 12 сентября 2003 г. Ростов-на-Дону: ООО «Терра». С. 43.
Трудовая миграция, являясь неотъемлемой частью всей миграции, объективным процессом и элементом глобализации, предполагающей либерализацию движения всех факторов производства — капитала, товаров, информации, труда, а также спутницей рыночных отношений, в то же время представляет серьезный вызов национальной и экономической безопасности с точки зрения интересов и прав человека, принципов социальной справедливости. Действительно, что есть человеческое измерение безопасности как не защита его жизненных интересов? Именно интересы являются основной движущей силой развития общества и реальной причиной социальной активности людей и в этом смысле выступают важнейшими факторами любых преобразований в обществе. Второй раздел Концепции национальной безопасности РФ определяет, что интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина <2>. ——————————— <2> Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300, в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24) // Российская газета. 2000. 18 января.
Трудовые миграционные потоки, устремившиеся в развитые страны, в силу ряда причин, прежде всего узости легитимных каналов миграции и негибкой миграционной политики, сталкиваются с проблемой занятости в странах-реципиентах и с необходимостью ограничения этих потоков. Таким образом, миграционный поток делится на две части: на тех, кто получил возможность законно жить и трудиться в той или иной стране, и тех, кто такой возможности не получил и вынужден, нарушая установленный порядок въезда и пребывания, идти в теневую сферу экономических отношений. Так возникает нелегальная трудовая миграция, которая, как и законная, осуществляется гражданами чаще всего с экономической целью, но с нарушением миграционного законодательства и является нежелательным для принимающей стороны дополнением к миграции законной. Нелегальная миграция представляет реальную угрозу безопасности и интересам общества и личности, прежде всего из-за незаконного пересечения границ огромной массой людей и вовлечения их в теневую экономическую, а также криминальную деятельность. При этом исследователи чаще всего акцентируют внимание на следующих угрозах безопасности для коренных жителей: — большой наплыв пришлого населения способствует росту преступности среди нелегальных мигрантов, которые, находясь в России в уязвимом положении, испытывая бытовую и трудовую неустроенность, все активнее включаются в противоправную деятельность. Несмотря на то что процент совершаемых ими правонарушений невысокий по отношению к коренному населению, этническая преступность на территории России обладает тенденцией к росту и большей организованности. По утверждению первого заместителя Министра внутренних дел РФ А. А. Чекалина, «за последние десять лет число преступлений, совершенных иностранными гражданами в России, увеличилось в два с половиной раза…» <3>. В этой ситуации наряду с угрозами физической безопасности индивида могут возникнуть и дополнительные угрозы его экономической безопасности — из-за вероятной криминализации сферы деловых и трудовых отношений; ——————————— <3> Чекалин А. А. Доклад на «правительственном часе» в Государственной Думе 15 марта 2006 г. // Миграционное право. 2006. N 1. С. 3.
— демпинг на рынке труда и услуг. Нелегальные мигранты как дешевая и абсолютно бесправная рабочая сила очень востребованы работодателями, что приводит к падению спроса и цены на труд, росту безработицы у коренного населения России; — формирование национальных диаспор, которые не только осуществляют контроль за членами диаспор, но и создают условия для отстаивания своих интересов, решения национальных, политико-экономических и иных вопросов, а этнические преступные группировки активно вовлекают земляков в противоправную деятельность; — нелегальные мигранты уклоняются от уплаты налогов и других социальных платежей в бюджеты всех уровней, но, пользуясь некоторыми социальными и коммунальными услугами, оказывают немалую нагрузку на эти структуры. По мнению директора Федеральной миграционной службы К. О. Ромодановского, «только прямые убытки, ежегодно наносимые нелегальными мигрантами, составляют более 200 миллиардов рублей…» <4>, что равняется расходам федерального бюджета 2006 г. на образование; ——————————— <4> Ромодановский К. О. Доклад на «правительственном часе» в Государственной Думе 15 марта 2006 г. // Миграционное право. 2006. N 1. С. 6.
— миграционные потоки также представляют угрозу для здоровья россиян, поскольку некоторые из них являются разносчиками многих забытых в РФ инфекционных и эпидемиологических заболеваний. Сложное экономическое положение, отсутствие медицинских полисов, страх перед выдворением лишают мигрантов возможности обращения за квалифицированной медицинской помощью. Проблема угрозы незаконной миграции безопасности личности может обсуждаться также в связи с существованием международного терроризма и экстремизма. Под маской мигрантов часто могут скрываться люди, планирующие террористические акты, и боевики, готовые за деньги воевать в любой стране. Незаконный въезд на территорию России таких «гостей» представляет серьезную угрозу не только личной, но и национальной безопасности. Однако, анализируя угрозы незаконной миграции безопасности личности и общества, мы забываем о разного рода негативных тенденциях, которые угрожают безопасности самих мигрантов с точки зрения соблюдения их прав и интересов, о том, какие это может иметь социальные последствия. Одним из самых негативных проявлений незаконной миграции в России является рабское отношение к иностранным рабочим, что крайне негативно отражается не только на международном авторитете страны, но и на накоплении социальной напряженности как среди мигрантов, так и в обществе. В 2003 г. Международная организация труда (МОТ) в рамках Специальной программы действий по борьбе с принудительным трудом провела исследование «Принудительный труд, нерегулируемая миграция и торговля людьми в России», целью которого был сбор данных о формах трудовой эксплуатации в нашей стране. Материал, лежащий в ее основе, собран в трех регионах России: Ставропольском крае, Омской и Московской областях. Объем выборки составил 442 мигранта из стран СНГ <5>. ——————————— <5> Тюрюканова Е. Трудовая миграция в России // Отечественные записки. 2004. N 4. С. 32.
Исследователи пришли к выводу, что нарушения трудовых прав и эксплуатация мигрантов в России распространены столь широко, что практически воспринимаются как норма. Ни один опрошенный в Москве и Ставрополе не указал на отсутствие хотя бы одной из форм эксплуатации и насилия. «Классические» нарушения трудовых прав отметили 40 — 60% опрошенных, а особо тяжелые формы криминальной эксплуатации — 10 — 20%. Причем в столичном регионе значительно шире распространены некоторые тяжелые виды эксплуатации: ограничение свободы, т. е. контроль над перемещениями, содержание взаперти и т. п. Сексуальная эксплуатация женщин встречается в Москве в два раза чаще, чем в Ставрополе, и почти в три раза чаще, чем в Омске: о ней заявили 30% опрошенных женщин, занятых во всех сферах, включая рынок, строительство и т. п., а в сфере развлечений заявили о принуждении к секс-услугам практически все опрошенные женщины. В рамках изучения этой проблемы в динамике в январе 2007 г. автор провел сплошной анкетный опрос иностранных граждан и лиц без гражданства (всего 220 человек), содержащихся в Центре N 1 ГУВД г. Москвы для последующего выдворения. Опрос показал, что некоторые предприниматели по-прежнему, пользуясь нелегальным положением и правовой незащищенностью этой категории работников, используют почти неограниченные возможности манипулирования как ими самими, так и их доходами. Невыплата честно заработанных денег, несоблюдение условий труда и проживания стали нормой для многих работодателей, эксплуатирующих труд «нелегалов». Их рабочий день иногда достигает 14 часов. Третья часть респондентов заявили, что проживали в подсобных и неблагоустроенных помещениях, а каждый пятый опрошенный коротал свободное от работы время и свой отдых где придется. Большинство незаконных работников очень низко оценивают степень своей социальной (около 70%) и правовой (более 90%) защищенности. Это объясняется не только условиями жизни и трудовой деятельности в России, но и способом попадания респондентов в Центр. Дело в том, что многие из них оказались изолированными благодаря произволу работодателей и сотрудников милиции. В то же время на вопрос: «Как к Вам относятся граждане РФ?» — около 40% заявили, что с уважением, и только чуть больше 20% испытывают на себе враждебность и агрессивность россиян. Почти половина респондентов (46%) не смогла полностью реализовать свои профессиональные качества и опыт. А это значит, что и трудовой потенциал мигрантов используется крайне неэффективно. Для осуществления жесткого контроля за работником и пресечения попыток его ухода от работодателя применяются различные способы. Самыми распространенными из них являются изъятие документов под предлогом оформления временной регистрации и так называемая долговая кабала. Довольно часты случаи, когда после завершения работы работодатель передает мигранта правоохранительным органам, соответственно без документов. Это исключает проблемы расчета за выполненную работу, так как иммигрант сразу задерживается для выяснения его личности и в дальнейшем выдворяется из страны на пять лет. По данным нашего опроса, в среднем в 25% случаев паспорт мигранта хранится у работодателя; около 15% заявили о наличии долга, который надо отработать, т. е. практически признали состояние долговой кабалы. При этом долг, как правило, значителен и часто превышает месячный заработок. Сформировался целый набор вариантов, приводящих к возникновению такого долга: это может быть сфабрикованная недостача у продавца, перерасход материалов на строительстве, отработка платы, которую работодатель заплатил посреднику за работника, и т. п. По сути, в России создан самый настоящий невольничий рынок труда: нелегальные мигранты лишены правовой и медицинской помощи, не имеют возможности на нормальный труд и отдых. Для работодателя наем нелегальных работников и их нещадная эксплуатация обеспечивают большую гибкость бизнеса, уменьшение социальных расходов, уход от налогов и т. д. Обманывая фискальные органы, работодатель приучает себя к «льготным» условиям получения прибыли и вовлекается в преступную среду. Он заинтересован в осуществлении незаконной миграции, способствует ей и может являться организатором или связующим звеном в канале поставки незаконных мигрантов в Россию. Таким образом, интересы «нечистоплотного» и криминального бизнеса, подогреваемые целями легкой наживы, подстегивают современные нелегальные миграционные потоки, искажая саму суть явления миграции, приводя к его иррациональному развитию. В итоге, являясь проявлением идеи свободы передвижения в условиях либеральной модели процессов глобализации, нелегальная миграция в результате неурегулированности миграционных процессов превращается тем самым в квазисвободу. Вполне очевидно, что в стране происходят теневизация и криминализация трудовых отношений, нарушение основных (базовых) прав человека. Отчасти это происходит из-за бесправия нелегальных мигрантов в принимающем обществе и их особой уязвимости для эксплуатации, отчасти из-за того, что сами мигранты из-за безысходности своего положения могут быть заинтересованы в подобной гибкости и теневом характере занятости. Это приводит к накоплению обоснованного негодования обиженных и оскорбленных мигрантов. Объединенные общими проблемами, они могут аккумулировать в себе огромную разрушительную силу. Социально-политические последствия такого положения вполне можно спрогнозировать на опыте событий во Франции весной 2006 г. А ведь условия жизни для мигрантов, проживающих на окраинах Парижа, в разы «сытнее» и комфортнее московских. Бить тревогу по этому поводу, может, еще рано, но давно пора позаботиться о соблюдении элементарных прав пришлого населения, увидеть все стороны миграции через призму правильно понятых национальных интересов, объективно складывающихся угроз и опасностей, реальных социально-экономических последствий. Решение этих проблем лежит прежде всего на пути совершенствования нормативно-правовой базы, формирования четкой миграционной политики и цивилизованного рынка труда, привлекательного для законной иммиграции.
——————————————————————