Финансы выведут из тени
(Сухаренко А.) («ЭЖ-Юрист», 2013, N 27)
ФИНАНСЫ ВЫВЕДУТ ИЗ ТЕНИ
А. СУХАРЕНКО
Александр Сухаренко, юрист, г. Владивосток.
В современных условиях представляется крайне важным вопрос создания действенного механизма для выявления, предупреждения и пресечения незаконных финансовых операций (в том числе совершаемых с использованием фирм-однодневок), направленных на отмывание преступных доходов, финансирование терроризма, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, а также получение коррупционных доходов. В связи с этим принятие Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ заслуживает одобрения и поддержки.
В чем проблема?
По абсолютным размерам экспорта капитала в 2010 году Россия была пятой в мире после Китая, Японии, Германии и Швейцарии. Между тем, по оценкам исследовательского центра Global Financial Integrity (GFI), за 18 лет (1994 — 2011 годы) незаконный отток капитала из РФ составил 211,5 млрд. долл. (рис. 1). Эксперты GFI выделили также 3 всплеска оттока капитала: 1) 19 млрд. в 2001 году — в связи со сменой политической элиты; 2) 15 млрд. в 2004 году — в связи с делом ЮКОСа; 3) 33 млрд. в 2010 году — в связи с отставкой мэра Москвы Ю. Лужкова. Вклад в отток «чистых ошибок и пропусков» — основной статьи, отражающей сомнительные потоки, — за все вышеуказанные годы составил 135 млрд. долл. (или 63,8% от общего показателя). Причинами столь масштабных потерь называются финансовые преступления, коррупция и массовое уклонение от уплаты налогов <1>. ——————————— <1> GFI (2013): Russia: Illicit Financial Flows and the Underground Economy. Wash. D. C.
45
40 * * * 35 * * * 30 * * * * * 25 * * * * * * 20 * * * * * * * * 15 * * * * * * * * * 10 * * * * * * * * * 5 * *
0 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
* Прочий отток капитала
Ошибки и пропуски
Рис 1. Отток капитала (оценки GFI) (в млрд. долл.)
По оценкам Центрального банка России, за последние 4 года объем сомнительных операций сохраняется на уровне 2% ВВП. В 2012 году этот показатель составил 35,1 млрд. долл. против 32,3 млрд. в 2011 году и 5,9 млрд. в 2001-м (рис. 2). Наряду с этим чистый отток капитала, согласно скорректированным данным, замедлился до 54,1 млрд. долл. против 80,5 млрд. годом ранее <2>. ——————————— <2> Парламентская газета. 22 — 28.03.2013. N 10.
По данным ФТС России и Росфинмониторинга, одним из основных каналов незаконного вывода средств являются платежи в офшорную зону за неввезенный товар. Таким образом в 2012 году из страны вывезли 565,5 млрд. руб. В последние годы применяются схемы хищения бюджетных средств путем завышения стоимости госконтрактов с использованием подставных фирм-однодневок и дальнейшим выводом разницы в стоимости в офшоры. Выявление подобных правонарушений осложнено одним из основных принципов офшорной зоны — нераскрытием информации о проведенных финансовых операциях и об учредителях компании <3>. ——————————— <3> РБК-Daily. 24.04.2013.
В этих условиях симметричным ответом властей стал Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», вносящий изменения в 23 нормативных акта. В их числе ГК, УК, УПК, КоАП РФ, Федеральные законы от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и другие.
Однодневкам — красный свет
Поправки в ГК РФ подробно регламентируют госрегистрацию юрлиц, а также отказ в регистрации и условия его оспаривания в суде. До момента госрегистрации юрлица или внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) налоговые органы обязаны провести проверку достоверности представленных данных. Включение данных о юрлице в реестр может быть оспорено в суде, если они недостоверны или включены с нарушениями закона. Юрлицо обязано возместить убытки, причиненные в результате непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных в ЕГРЮЛ. Госрегистрация юрлица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми и неустранимыми нарушениями закона. Особое внимание уделяется регистрации юрлиц по чужим документам. Согласно ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» гражданин может направить в регистрирующий орган письменные возражения относительно предстоящего внесения данных о нем в ЕГРЮЛ с указанием паспортных данных.
Деловая репутация и убытки
Изменения в Законе N 39-ФЗ направлены на установление ограничений для членов коллегиальных органов управления, единоличных исполнительных органов, руководителей и работников профессиональных участников рынка ценных бумаг. Так, указанные должности не могут занимать лица, подвергнутые административному наказанию в виде дисквалификации, имеющие неснятую или непогашенную судимость за экономические преступления, а также лица, которые осуществляли функцию единоличного исполнительного органа финансовых организаций, у которых были аннулированы (отозваны) лицензии. Установлен перечень должностей, назначение (избрание) на которые допускается только с предварительного согласия федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Установлены ограничения в отношении учредителей (участников) профессионального участника рынка ценных бумаг на право распоряжаться 10% и более голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал. Аналогичные изменения в части требований к органам управления были внесены в Федеральные законы от 29.11.2001 N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Согласно ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача бухгалтерских документов. Причем порядок их передачи определяется организацией самостоятельно. Помимо этого, в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» вводятся положения о субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, действия которых повлекли банкротство. Одновременно в ст. 63 ГК РФ внесены изменения в части предоставления права ликвидационной комиссии обращаться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юрлица.
Налоговая дисциплина
В целях предотвращения уклонения от уплаты налогов с 1 января 2014 года вводится новый порядок подачи налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (НДС). Она должна быть представлена в налоговые органы обязательно в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Исключение делается для налоговых агентов, освобожденных от уплаты НДС (ст. 174 НК РФ). С 1 января 2015 года вводятся нормы, обязывающие налогоплательщиков и налоговых агентов включать в налоговые декларации по НДС сведения, указанные в журналах учета счетов-фактур в отношении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров. В этом случае налоговые агенты, освобожденные от уплаты НДС, обязаны направлять декларацию в налоговые органы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика и не признаваемые налоговыми агентами, в случае выставления или получения ими указанных счетов-фактур обязаны представлять в налоговые органы соответствующий журнал учета счетов-фактур в электронной форме не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 174 НК РФ). Лица, представляющие налоговую декларацию в электронной форме, должны обеспечить получение от налогового органа по телекоммуникационным каналам связи необходимых документов и в течение 6 дней передать ему квитанцию об их приеме (ст. 23 НК РФ). За неисполнение этой обязанности налоговые органы могут приостановить операции организации или индивидуального предпринимателя по банковским счетам. Это решение принимается руководителем налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи квитанции о приеме документов. Закон определяет порядок отмены этого решения (ст. 76 НК РФ). Эти нормы также вступают в силу с 1 января 2015 года. Закон вносит изменения в порядок проведения налоговых проверок (ст. ст. 88, 91, 92, 93.1 НК РФ). При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма уплачиваемого налога, налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика представления в течение 5 дней необходимых пояснений, обосновывающих изменение соответствующих показателей декларации. То же самое касается случая, когда в налоговой декларации заявлена сумма полученного убытка. Согласно ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный срок налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 тыс. руб. Обязанность банков сообщать в налоговый орган информацию о счетах и вкладах физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, также устанавливает закон. Банки должны сообщать об открытии (закрытии) счета или вклада, изменении его реквизитов, выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов в банке и об остатках денежных средств на них, выписки по операциям на счетах (вкладах), справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств (ст. 86 НК РФ). Указанные справки могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих физических лиц, либо вне мероприятий налогового контроля в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Данные нормы вступят в силу с 1 июля 2014 года. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты данной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования при реализации контрольных полномочий по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере госрегистрации юрлиц.
Финансовая прозрачность
Согласно изменениям в Федеральном законе от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, получают право в процессе реализации этой деятельности на основании решения суда получать доступ к информации, содержащей банковскую тайну. Изменения, вносимые в Закон N 115-ФЗ, создают условия для выявления и пресечения незаконных финансовых операций. Например, расширяется перечень организаций, обязанных соблюдать требования данного Закона. В него планируется включить сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, некоторые НПФ, ряд операторов связи, а также отдельные категории индивидуальных предпринимателей (страховых брокеров, посредников при сделках купли-продажи недвижимости, а также осуществляющих сделки с драгоценными металлами и ювелирными изделиями). К числу предикатных преступлений отнесено уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей. Закрепляется понятие бенефициарного владельца. Это физическое лицо, которое прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет более чем 25% в капитале компаний либо имеет возможность контролировать действия клиента. Вводится обязанность обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже 1 раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации — в течение 7 рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений. Если в результате принятых мер бенефициарный владелец не будет выявлен, им может быть признан единоличный исполнительный орган клиента. В случае наличия сведений о причастности организации или физического лица к экстремистской деятельности или терроризму должны быть применены меры по незамедлительному замораживанию (блокированию) их денежных средств или иного имущества. Решение об этом будет принимать межведомственный координационный орган при Росфинмониторинге, положение и персональный состав которого утверждается Президентом РФ. Решение о замораживании денег и имущества будет размещаться на веб-сайте ведомства. Кредитные организации наделяются правом в одностороннем порядке отказываться от заключения договора (расторгать договор) банковского счета (вклада) с клиентами в случае их подозрения в преступной деятельности. Для этого была изменена ст. 859 ГК РФ. В силу ч. 12 ст. 86 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» с августа 2013 года спецупрощения не предоставляются, если отправителем либо продавцом ввозимых товаров выступает юрлицо, зарегистрированное в офшорной зоне, или если оплата товаров осуществляется через офшоры.
Сколько веревочке ни виться…
В КоАП РФ был внесен ряд поправок, ужесточающих ответственность за нарушение валютного законодательства. Так, за повторное непредоставление отчетов о движении средств по счетам в банках за пределами РФ с подтверждающими банковскими документами влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб., а на юрлиц — от 400 тыс. до 500 тыс. руб. Кроме того, вносятся поправки в КоАП РФ в части неисполнения требований «антиотмывочного» законодательства. Например, неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества, а также приостановления операций с денежными средствами может повлечь наложение штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а также приостановление деятельности на срок до 60 суток. К штрафу до 400 тыс. руб. может привести непредставление сведений о случаях отказа в заключении договоров с клиентами или от проведения операций по основаниям, указанным в Законе N 115-ФЗ. В свою очередь, недекларирование либо недостоверное декларирование физлицами наличных денежных средств, перемещенных через границу Таможенного союза, может повлечь наложение штрафа в размере от однократной до двукратной суммы этих средств (сегодня размер штрафа — от 1 тыс. до 2,5 тыс. руб.). В соответствии с новыми стандартами ФАТФ УК РФ дополняется статьями, предусматривающими уголовную ответственность за совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 193.1), а также за контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 200.1). В новой редакции, предусматривающей дифференцированную ответственность и понятия крупного, особо крупного размера финансовых операций и сделок с денежными средствами, изложены: ст. 174 («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем»), ст. 174.1 («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления») и ст. 193 («Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ») УК РФ. Наряду с этим увеличивается размер штрафа до стократной суммы незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, а также вводится конфискация доходов от преступлений, предусмотренных ст. ст. 174, 174.1, 200.1, 226.1 и 229.1. Несмотря на то что принятый Закон N 134-ФЗ ужесточает требования по отношению к бизнесу, вводимые меры окажут существенную помощь в борьбе с фирмами-однодневками, поскольку будут иметь благоприятные социально-экономические последствия как с точки зрения снижения уровня криминализации отечественной экономики, так и с позиции обеспечения наибольшего соответствия российского законодательства международным стандартам.
——————————————————————