Дистанционное образование и особенности современного толкования его применения

(Васильев Ф. П., Булатова Л. А.) («Юридический мир», 2012, N 9)

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ТОЛКОВАНИЯ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ

Ф. П. ВАСИЛЬЕВ, Л. А. БУЛАТОВА

Васильев Федор Петрович, доцент кафедры УДСООП Академии управления МВД России, доктор юридических наук.

Булатова Лариса Альтафовна, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ N 11» г. Рубцовска Алтайского края.

Научная статья разработана авторами на основе проведенного научно-практического анализа и изучения практики применения различных нормативных правовых актов по изложенной теме. Статья адресуется широкому кругу читателей, тем, кто интересуется актуальными вопросами подготовки кадров и реализации Закона РФ «Об образовании». Она также будет полезной педагогическим работникам образовательных учреждений, аспирантам, докторантам, а также учащимся общеобразовательных школ.

Ключевые слова: Алтайский край, администрация, безопасность, государство, дистанционный, закон, полиция, защита, ОВД, право, образование, контроль, технология, министерство, Минобрнауки, наука, Россия, Рубцовск, органы внутренних дел, учащиеся, преподаватель, собственник, функция, школа.

Online education and peculiarities of contemporary interpretation of application thereof F. P. Vasil’ev, L. A. Bulatova

The scientific article is worked out by the authors on the basis of scientific-practice analysis and learning of practice of application of various normative-law acts on the said subject. The article is addressed to a wide range of readers interested in topical issues on the problems of training of personnel and realization of Law of the RF «On education». The article will be useful for pedagogical workers of educational institutions, post-graduates, doctoral candidate and also pupils of schools of general education.

Key words: Altay Region, administration, security, state, online, law, police, protection, Department of Internal Affairs, law, education, control, technology, Ministry, Ministry of Education and Science, Russia, Rubtsovsk, agencies of internal affairs, students, teacher, owner, function, school.

Казалось бы, что с момента закрепления в Законе РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 <1> положений о развитии внедрения (совершенствования) в системе образования и подготовки кадровых ресурсов дистанционным методом обучения граждан в России (в последующем — Приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий») проведены достаточные научно-исследовательские работы. В настоящее время известно свыше 120 различных фундаментальных научных работ. С учетом современных президентских и правительственных требований, внесенных изменений в образовательно-научные технологии и взятого курса страны требуется проведение дополнительного научно-практического анализа. Поэтому следует обратить внимание на совершенно новые явления в области подготовки специалистов. Так, Правительством России издано распоряжение от 21 мая 2012 г. N 811-р «Об утверждении перечня иностранных образовательных организаций, которые выдают документы иностранных государств об уровне образования (или) квалификации, признаваемые на территории Российской Федерации» <2>, в котором определены иностранные учебные заведения, чьи документы об образовании признаются в России. В список вошли образовательные организации 25 стран. Речь, в частности, идет об Австрии, Австралии, Германии, Франции, Швейцарии, Испании, Бразилии, Великобритании, США, Канаде, Японии, Китае, ЮАР. В числе вышеуказанных учебных заведений — Лондонский королевский колледж, университеты Ньюкасла, Аризоны, Хоккайдо, Токийский технологический институт, а также Боннский, Бостонский, Гарвардский, Кейптаунский университеты и Гонконгский университет науки и технологии. Тем самым Российские высшие образовательные учреждения <3>, как отмечает А. А. Кашаев, должны подготовить свои кадровые ресурсы в рамках международных стандартов <4>, но весьма уместно отмечает С. Г. Бондарева, что эти качества должны начать формироваться еще с общеобразовательных школ <5>. ——————————— <1> Кроме того, Закон определяет организационные основы и принципы государственной политики в области образования, разграничивает компетенцию и ответственность федеральных органов госвласти страны и органов госвласти субъектов РФ в области образования, регулирует в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, а также вводит общие установочные нормы по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов РФ, в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования. Закрепляется существующая система образования в стране, представляющая собой совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, а также системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий. См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. 30 июля. N 30. Ст. 1797 (в ред. Федеральных законов от 01.04.2012 N 25-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 N 13-П). <2> Российская газета. N 118. 2012. 25 мая; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. N 22. Ст. 2902. <3> Ильченко О. А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе: На примере подготовки специалистов с высшим образованием: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2002. 22 с.; Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: Дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 1999. 289 с. <4> Кашаев А. А. Дистанционное образование как фактор формирования единого мирового образовательного пространства: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Рязань, 2003. 201 с.; Бондарева С. Г. Педагогические условия организации дистанционного обучения в процессе подготовки будущих учителей: На примере курса «История зарубежной педагогики»: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Барнаул, 2003. 165 с.; Бухарова А. В. Развитие теории и практики дистанционного образования в России и за рубежом в 80-е годы XX — начала XXI века: Историко-педагогический аспект: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Ростов н/Д, 2002. 138 с. и др. <5> Об этих и других особенностях см.: Зюзина Т. Н. Организационно-педагогические условия использования дистанционного обучения в общеобразовательном учреждении: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2005. 200 с.; Варданян Н. А. Развитие дистанционного обучения в общеобразовательной школе: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2004. 211 с.

Существенным фактором формирования образовательной системы является распоряжение Правительства России от 7 февраля 2011 г. N 163-р «О Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы», изданное в целях обеспечения реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства России от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, где отмечено, что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Необходимостью времени является возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые в т. ч. характеризуются низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере образования. Эти вышеуказанные административно-правовые меры и другие требования практически обязывают рассматривать вопросы дистанционного образования в России в следующих направлениях. Общеправовое толкование — правовое воспитание граждан в России. В целях разрешения на уровне государственной политики впервые в истории страны издается распоряжение Президента России «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» <6>. Эти требования касаются не только граждан, но и государственных служащих, контролирующих (надзирающих), охраняющих правопорядок и обеспечивающих ту или иную безопасность. Президентом определены принципы, основные направления и содержание государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Для этого необходимо реализовать следующие цели: сформировать высокий уровень правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности, а также преодолеть правовой нигилизм в обществе. Заложить эти требования в личности необходимо именно на общеобразовательной стадии <7>. ——————————— <6> Утв. Президентом России 28 апреля 2011 г. Пр-1168. См.: Российская газета. 2011. 14 июля. <7> Дополнительно см.: Васильев Ф. П. Подготовка юристов-специалистов — путь к обеспечению гарантии прав и свобод человека и гражданина. Конституционные гарантии правового статуса личности в России: теория и практика: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. С. 36 — 45.

Сегодня на формирование правовой культуры влияют такие факторы, как характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей; методика преподавания в образовательных учреждениях (закладка правосознания), качественный уровень обучения в образовательных учреждениях; понятность, доступность и эффективность законодательства. Существенное значение в нашем случае имеют строгое соблюдение всеми гражданами нашего общества норм закона, профессиональной этики; доступность правосудия; доведение до индивидуума через систему дистанционного образования нужной информации для его совершенствования и развития правосознания (формирование законопослушности) и др. В соответствии с распоряжением правовое воспитание следует начинать с дошкольного, школьного возраста, и эти немаловажные социальные вопросы более успешно должны реализовываться также с применением аудио-, видеотехники — дистанционным обучением. В процессе образовательной деятельности, т. е. общее — начальное основное, среднее полное — образование, а далее заключительное — среднее специальное, высшее профессиональное — обучение. В данном случае следует акцентировать внимание на общеобразовательной деятельности, которая требует дифференцированного подхода: — общее стандартное образование — обязательное (с 1 по 11 классы); — специальное общее образование детей (в т. ч. и одаренных детей), обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Минобрнауки (гимназии, колледжи) и различных министерств и ведомств (федеральных органов исполнительной власти), субъектов управления (федеральные, местные и муниципальные) <8>. Имеются в виду прежде всего воспитанники в системе МВД, МЧС, Минюста и Минобороны России и др.; ——————————— <8> Авторы считают нецелесообразным рассмотрение в данном случае частных образовательных школ.

— профильное обучение в общеобразовательных учреждениях. Например, данному вопросу уделено внимание в письме Минобрнауки России от 04.03.2010 N 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения». Суть данного вида общего образования выражается в том, чтобы подготовить детей к выбору будущей профессии или специализации (выбор последующего образовательного учреждения), познакомить с деятельностью определенных государственных и негосударственных организаций. Данный вид образования в основном производится по рекомендации как Минобрнауки России, так и юридических лиц (субъектов управления — государственных учреждений и негосударственных — акционерных обществ — собственников). Безусловно, Правительство и Минобрнауки России должны уделять внимание вопросам реализации образовательных программ предпрофильной подготовки и профильного обучения и их значимости для всех образовательных учреждений, а не только для лицеев, гимназий, образовательных учреждений для одаренных детей, которым выделяется намного больше финансово-материальных и иных ресурсов для стимулирования их деятельности. Тем самым государство будет в какой-то степени способствовать соблюдению справедливости для педагогического персонала и самих образовательных учреждений. Например, в МБОУ «СОШ N 11» г. Рубцовска Алтайского края по инициативе руководства, родителей и учащихся с 2007 г. <9> создаются профильные (правоохранительные) классы, в которых обучаются свыше 50 учеников. Кроме того, в основной школе реализуется предпрофильная подготовка: созданы оборонно-спортивные классы (свыше 50 человек). ——————————— <9> С другой стороны, в данном городе имеются 4 учреждения ФСИН России, социальное положение населения требует государственной поддержки с точки зрения дотации — присутствие проблем трудовой занятости населения (отдаленность от областного центра почти 300 км, совершаемость уголовных преступлений в год в среднем свыше 4500, цены на ряд видов продукции почти наравне с московскими или санкт-петербургскими). Поэтому образовательные учреждения (всего около 30 различных школ) нуждаются именно в федеральной поддержке — на оплату труда учителей, техническое вооружение и содержание тех или иных объектов образовательного учреждения, а также для успешной защиты детей от той или иной вредной информации в рамках требований Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2012 г.). См.: Российская газета. 2010. 31 декабря; Парламентская газета. N 1 — 2. 2011. 14 января; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 1. Ст. 48.

Для города с населением 147 тыс. человек проводимая государственная политика является не только стимулом для реализации данного вида образования, но и средством защиты детей от криминальных факторов, помощи им в выборе профессии (последующего образовательного учреждения) <10>. Эти и другие проблемы требуют обязательного дополнительного стимулирования из федерального бюджета. ——————————— <10> Положительным фактором является то, что инициативу школы поддерживает полиция территориального ОВД по г. Рубцовску (межмуниципальный), сотрудники подразделений полиции УУП, ПДН, УР, дознания и др.

В настоящее время задача педагогов и госучреждений страны — учить детей общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи нуждающимся, уважение к окружающим). Необходимо развивать и совершенствовать практику обучения основам права в образовательных учреждениях, взаимодействуя с территориальными органами и образовательными учреждениями МВД <11>, МЧС, ФСИН России и др. Эти и другие требования фактически изложены авторами в данной статье. ——————————— <11> По дистанционному обучению, в частности, с 2012 г. также проведены и завершены организационные мероприятия по подготовке руководящих кадров (магистрантов и бакалавров) в системе МВД России Академией управления МВД России с применением дистанционного обучения. См., напр.: Приказ начальника Академии управления от 13 апреля 2011 г. N 68 «Об утверждении Положения о магистратуре»; Сурнин И. П. Методика дистанционного обучения в вузах МВД России: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2004. 24 с.

Сегодня обучение и подготовка кадровых ресурсов в системе образования (по всем линиям) должны быть направлены на получение обучающимися таких знаний, которые необходимы с учетом текущего времени и проводимой социальной политики в стране (см., например, Постановление Правительства России от 25 июня 2012 г. N 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг» <12>). Для этого в процессе дистанционного обучения руководителям и педагогам образовательных учреждений необходимо учитывать: ——————————— <12> Российская газета. 2012. 2 июля.

— нормы часов (компьютерного контакта) и изучаемых предметов; — методику и технологию дистанционного обучения <13>; ——————————— <13> См. дополнительно Приказ управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 15 октября 2008 г. N 3193 «Положение о базовой школе в Алтайском крае».

— обеспечение (соблюдение) информационной безопасности и ее защиты; — предоставление четкой информации (заданий, упражнений, тестов, практических работ в рамках обучаемого предмета) с целью не допустить перегрузки ребенка — ученика; — осуществление уполномоченными лицами контроля и проверки методики и качественного проведения занятий (МУ «Управление образования», директор и его заместители по УВР или иное уполномоченное лицо); — организационные варианты сетевых взаимодействий с заказчиками (собственниками, работодателями), ресурсными центрами, государственными и иными органами (в т. ч. образовательными учреждениями <14>); ——————————— <14> Васильев Ф. П., Большаков М. С. Функционирование государственных органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием // Административное право и процесс. 2010. N 6.

— систематизацию и распространение педагогической информации о возможностях ресурсного центра для индивидуализации образовательных программ, повышения уровня мотивации образовательной деятельности, расширения образовательного пространства социализации и профессионального самоопределения учеников и на этой основе создание соответствующего информационного банка данных (школы); — электронное информационное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» <15>, т. е. информирование о данном виде образования как на уровне соответствующего региона <16>, так и на федеральном уровне, а также использование для этих целей иных СМИ; ——————————— <15> Российская газета. N 75. 2011. 8 апреля; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 15. Ст. 2036; Парламентская газета. N 17. 2011. 8 апреля. <16> См., напр.: Приказ управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края от 15 октября 2008 г. N 3193 «Об организации работы по созданию реестра базовых школ в Алтайском крае».

— совершенствование методики проведения дистанционных занятий — обучения и применения новейших электронных технологий, в т. ч. в рамках международных стандартов, и др. Несомненно, вопросы финансово-материального стимулирования дистанционного образования требуют строгого учета и контроля, целевого использования выделенных и применяемых ресурсов. Кроме того, согласно проведенному анализу федеральных нормативных правовых актов (Закона РФ «Об образовании», требований Минобрнауки России и его территориальных органов, местных и муниципальных органов исполнительной власти) обучение по рассматриваемой проблеме должно проходить в дифференцированном порядке, а именно: — обеспечение реализации требований Президента, Правительства и Минобрнауки России; — вид и категория образовательного учреждения; — категории обучающихся (учеников); — специализации (целевая подготовка кадров); — периодическое обучение педагогов правилам проведения дистанционных занятий и разработка ими планов-конспектов по соответствующим темам конкретного предмета (для отчета, контроля и оплаты). Положительным фактором является то, что Приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» <17> закреплены основные направления развития и совершенствования дистанционного образования, а в последующем конкретизированы рекомендации (см. письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России от 30 сентября 2009 г. N 06-1254 «О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации»). ——————————— <17> Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»: зарегистрировано в Минюсте России 2 августа 2005 г. N 6862 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. 8 августа. N 32; Российская газета. 2005. 16 августа; Бюллетень «Официальные документы в образовании». 2005. N 23 (с приложением); Вестник образования. 2005. N 18; Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. 2005. N 10.

В целях обеспечения реализации вышеуказанных направлений в Алтайском крае в 2009 — 2012 гг. проведены успешные организационно-управленческие мероприятия, создан центр дистанционного образования, углубленной работы кафедр вузов в данном направлении, выделены денежные и материальные средства на совершенствование и развитие современных инновационных электронных технологий, проведение различных научно-практических конференций, семинаров, круглых столов и др. Все мероприятия были реализованы благодаря правильному пониманию требований Президента и Правительства России в области образования губернатором А. Б. Карлиным, а также начальником управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Ю. Н. Денисовым. Вместе с тем нормативные правовые акты уделяют внимание дистанционному обучению только детей-инвалидов. На наш взгляд, к вопросу введения дистанционного обучения необходимо подходить и с учетом отдаленности населенного пункта, социального положения семьи (детей), пожеланий и других причин. Кроме того, именно Министерству образования и науки России следует установить единые правила ведения занятий, учета, контроля, оценки дистанционной методики, материальное стимулирование педагогов за работу с применением электронной техники, т. к., копируя технологию зарубежных аналогов в области образования, нельзя не учитывать их методику социальных гарантий и безопасности. Тем более, десятилетиями копируя «таланты» соседей, мы до настоящего времени не разработали в стране технологию производства электронной техники, даже в области ширпотреба высокотехнологической техники — закупаем у зарубежных фирм, которые в последующем регулируют и диктуют свои цены. При этом многомиллионная армия потребителей компьютерной техники в процессе всеобщего и массового обучения с применением электронной техники на территории России будет нуждаться в «фурнитурах» компьютерной техники и в их совершенствовании. В противном случае параллельно на уровне государственной политики (деятелей) будем продолжать рекламировать технологию не только производства зарубежной техники, но и образовательную (дистанционную), оставаясь только в качестве потребителей.

——————————————————————