Профессиональная подготовка и профессиональное образование в местах лишения свободы как одно из важнейших средств исправления

(Погодина И. В., Симагина Н. А.) («Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2012, N 5)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ <*>

И. В. ПОГОДИНА, Н. А. СИМАГИНА

——————————— <*> Pogodina I. V., Simagina N. A. Profession altraining and professional education in the place of deprivation of freedom as one the most important means of correction.

Погодина Ирина Владимировна, заведующая кафедрой гражданского права и процесса Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, кандидат юридических наук, доцент.

Симагина Наталья Анатольевна, аспирантка кафедры уголовного права и процесса Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с профессиональной подготовкой и профессиональным образованием осужденных. Авторы описывают современное состояние данной темы и предлагают пути ее совершенствования.

Ключевые слова: осужденный, исправление, профессиональное образование, специальность, дистанционное обучение.

The article deals with the problems connected with training and professional education of convicts. The authors describe the current state of the subject and suggest ways to improve it.

Key words: convict, reformation, professional education, speciality, e-learning.

В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года одним из приоритетных направлений будет «дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными общего, начального, среднего и высшего профессионального образования посредством заочного и дистанционного обучения, разработка и внедрение специальных методик обучения, учитывающих уровень умственного развития и педагогической запущенности осужденных, а также образовательных и коррекционных программ работы с различными категориями осужденных» <1>. ——————————— <1> Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772 [Электронный ресурс] // ИПП «Гарант»: портал.

Согласно п. 1 ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ «в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения», с учетом потребностей исправительных учреждений, а также региональных рынков труда рабочей силы.

250 000 224 559

200 000 169 000

150 000 119 756 117 632 106 549 108 603 100 484 101 582 100 000 88 873 95 527 97 015 ** 73 642 78 858 92 287 ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** 50 000 ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** 0 2004/ 2005/ 2006/ 2007/ 2008/ 2009/ 2010/ 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Количество осужденных не имеющих профессии (тыс. чел.)

* Обучено осужденных в профессиональных училищах и их подразделениях (тыс. чел.)

Диаграмма 1. Динамика количества осужденных, получивших рабочую профессию в профессиональных училищах и их обособленных подразделениях в УИС

В настоящее время в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы действуют 332 профессиональных училища, 217 их филиалов и отделений, где обучаются более 106 тысяч осужденных, а 45,4 тысячи обучаются на производстве. Всего обучение осуществляется по 210 профессиям (автослесарь, автоэлектрик, водитель автомобиля, газоэлектросварщик, крановщик, пекарь, оператор электронно-вычислительных машин, строительные специальности) <2>. Ежегодно проходят обучение около 95 тысяч осужденных. ——————————— <2> Новшества в социализации осужденных // ЭЖ-Юрист. 2012. N 6.

Исходя из данных диаграммы, следует, что количество осужденных, обучающихся в исправительных учреждениях в 2011 г., возросло по сравнению с 2005. Это еще раз подтверждает целесообразность применения данного средства исправления осужденных, посредством которого приобретаются знания, умения и навыки, необходимые им в дальнейшей жизни. Для примера, во Владимирской области в ФКУ ИК-3 ежегодно обучаются 160 осужденных по специальностям «газоэлектросварщик», «оператор швейного оборудования», «наладчик швейного оборудования», «автослесарь», «автоэлектрик», «станочник широкого профиля», «мастер столярного производства». Помимо оборудованных учебных классов в училище имеются производственные мастерские. По окончании обучения осужденные получают свидетельства государственного образца с присвоенным квалификационным разрядом, причем в свидетельстве не указывается, что учебное заведение находится в исправительной колонии <3>. ——————————— <3> ИК-3: официальный сайт. URL: http://www. ufsin33-ik3.ru/index. php? option=com_content&view;=article&id;=4<emid;=4 (дата обращения: 08.09.2012).

Что же касается высшего профессионального образования в местах лишения свободы, то «администрация исправительного учреждения с учетом имеющихся возможностей обязана оказывать содействие осужденным в его получении» (ч. 4 ст. 108 УИК РФ). Стоит отметить, что данный вопрос не урегулирован, так как не прописан механизм реализации прав осужденных на получение высшего профессионального образования. Сейчас достаточно широко применяется дистанционное обучение осужденных, которое позволяет получить высшее образование в разных точках страны без посещения учебного заведения. Гораздо приоритетнее заочная форма дистанционного обучения, однако не стоит исключать и возможность обучения дистанционно по очной форме. Так, например, осужденный, который в исправительном учреждении по независящим от него причинам (ввиду отсутствия рабочих мест) не занят трудовой деятельностью, имеет больше свободного времени, а значит, возможности обучения по очной форме <4>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья Т. П. Бутенко «Право осужденного к лишению свободы на высшее образование: проблемы реализации» включена в информационный банк согласно публикации — «Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2009, N 1. —————————————————————— <4> Бутенко Т. П. Право осужденного к лишению свободы на высшее образование: проблемы реализации [Электронный ресурс]. URL: http://www. juristlib. ru/book_6641.html (дата обращения: 09.09.2012).

На сегодняшний день наиболее востребованы такие конкурентоспособные на рынке труда специальности, как «экономика», «менеджмент», «маркетинг», «финансы и кредит», «юриспруденция», «бухгалтерский учет и аудит», «социология» и «социальная работа» <5>. ——————————— <5> Забелин А. Б., Ковалева И. Т. О подготовке осужденных к освобождению и оказании постпенитенциарной помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2009. N 3. С. 28.

Сегодня в России базовыми вузами, инициативно применяющими образовательный процесс в исправительных учреждениях России, являются Современная гуманитарная академия, Санкт-Петербургский заочный технический университет, Амурский государственный университет, Саратовский социально-экономический университет. Ярким примером является заключение соглашения ФСИН России с Высшей школой педагогики в 2012 году. Организации будут взаимодействовать в области получения высшего профессионального образования осужденными к лишению свободы и принудительным работам. Высшее образование осужденные будут получать заочно, дистанционно, на базе Донского государственного университета и Челябинского государственного университета. Кроме того, Высшая школа педагогики будет содействовать получению осужденными среднего профессионального образования. Основной упор будет сделан на специальности, связанные с растениеводством, животноводством и деревообработкой, что очень важно для колоний, занимающихся сельским хозяйством <6>. ——————————— <6> ФСИН России [Электронный ресурс]. URL: http://www. fsin. su/news/index. php? ELEMENT_ID=38824.

На наш взгляд, интересна практика реализации профессионального образования в зарубежных странах <7>. ——————————— <7> Морозов А. В. Профессионально-техническое обучение осужденных в зарубежных странах и его значение для их социальной адаптации и ресоциализации // Вестник Владимирского юридического института. 2009. N 4. С. 202 — 203.

В Германии, например, администрация тюрем планирует окончание профессионального обучения таким образом, чтобы оно совпало с окончанием срока наказания, предоставляя осужденному возможность сразу после освобождения нормально включиться в жизнь общества. Одной из характерных особенностей системы профессионального обучения и повышения квалификации во всех тюрьмах Германии является то, что организация этого важного дела обеспечивается совместными усилиями сотрудников учреждений и специального профсоюза по профобразованию. В пенитенциарных учреждениях США средней и низкой степени охраняемости всячески поощряется стремление к овладению профессиональными навыками. Всем обучающимся в центрах профессиональной подготовки в течение всего срока обучения выплачивается стипендия. Бывшие осужденные, которые давно не привлекались к ответственности, могут через администрацию управлений просить о бесплатном профессиональном обучении. В связи с этим продолжающееся реформирование уголовно-исполнительной системы профессиональной подготовке и профессиональному образованию должно уделять пристальное внимание, ведь практика показывает, что рецидив среди обучающихся в вузах в 5 — 6 раз ниже, чем у лиц, которые не были обременены учебой. Поэтому необходимо внедрение дистанционного обучения в связи с широким распространением сети Интернет, а также отдаленностью исправительных учреждений от города. Нужно предусматривать систему поощрений, посредством которых осужденные могли бы обучаться бесплатно или с льготной системой оплаты. Достаточно интересна практика реализации профессиональной подготовки в Германии, предусматривающая прохождения полного учебного плана со дня прибытия до освобождения, то есть не должна вставать проблема продолжения обучения после освобождения. В соответствии с этим в ст. 182 УИК РФ возможно добавить помимо прав на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи, включая право на образование, которое будет заключаться в переводе в образовательное учреждение для приобретения того уровня, который был предоставлен в колонии. Необходимо понимать, что обучение в местах лишения свободы гораздо сложнее, чем за их пределами, это связано с разным контингентом, который отличается по уровню развития и способностям.

——————————————————————