Демократические начала общественной безопасности
(Демин И. В.)
(«Административное право и процесс», 2007, N 5)
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
И. В. ДЕМИН
Демин И. В., кандидат юридических наук.
Исторический опыт учит, что самой прочной является безопасность, которая обеспечивается при поддержке и непосредственном участии граждан. При сохранении ведущей роли государства в обеспечении общественной безопасности важно создавать условия для активного участия в этом деле общественных объединений, социальных групп и слоев, каждой личности.
Нам представляется, что система общественной безопасности должна в своей деятельности опираться на доверие и поддержку граждан, общественных формирований, участвующих в обеспечении безопасности. Для выполнения возложенных на государственную систему безопасности задач ее субъекты могут на добровольных началах привлекать граждан в качестве внештатных сотрудников. Общественные формирования, например народные дружины, принимают непосредственное участие в обеспечении общественной безопасности. Немаловажное значение в деле сотрудничества граждан с органами обеспечения безопасности имеет их социальная защита и стимулирование труда.
В целях организации участия граждан Российской Федерации в содействии органам государственной власти для решения задач по обеспечению общественной безопасности и контроля деятельности правоохранительных органов с учетом опыта работы общественных пунктов охраны порядка в Москве целесообразно организовать федеральную систему соответствующих государственно-общественных объединений и определить единую методологию функционирования этой системы. Примерная структура этой системы указана на схеме 1.
Схема 1
Схема взаимодействия демократических институтов общественной
безопасности с органами исполнительной власти
Правительство РФ Правоохранительные Общественные
органы объединения РФ
\ / \ / \ /
Межведомственная комиссия по вопросам общественной безопасности
Органы исполнительной Правоохранительные Общественные
власти субъектов РФ органы субъектов РФ объединения
субъектов РФ
\ / \ / \ /
Советы общественной безопасности субъектов РФ (штатный рабочий аппарат)
Органы исполнительной Территориальные Общественные
власти муниципальных правоохранительные объединения
образований органы
\ / \ / \ /
Советы общественной безопасности при муниципальных органах
\ /
Пункты общественной безопасности
Для рационального и комплексного решения вопросов общественной безопасности, а также всестороннего учета интересов личности и гражданского общества необходимо создать единую систему органов координации деятельности государственно-общественными объединениями советов общественной безопасности от федерального уровня до конкретной территории, на которой создается пункт общественной безопасности (территория обслуживания старшего участкового уполномоченного милиции). На федеральном уровне функцию координации проблем общественной безопасности может выполнять межведомственная комиссия по вопросам общественной безопасности. На региональном уровне целесообразно создать советы общественной безопасности субъектов РФ (штатный рабочий аппарат). При муниципальных органах также создаются советы общественной безопасности. Советы общественной безопасности предназначены объединить силы народных дружин; общественных объединений, работающих в интересах обеспечения общественной безопасности; ветеранских организаций; социально активных граждан, которые на добровольных началах станут членами пунктов общественной безопасности. Для координации деятельности, информационно-правового и методического обеспечения пунктов общественной безопасности формируются советы общественной безопасности как коллегиальные органы управления. В состав указанных советов входят полномочные представители органов государственной власти (депутаты; должностные лица исполнительных органов власти, правоохранительных органов, МЧС), начальники штабов народных дружин, руководители ветеранских организаций, руководители общественных и иных объединений, руководители предприятий, организаций и учреждений. Советы общественной безопасности возглавляют штатные председатели, назначаемые руководителями исполнительной власти областного звена. Советы общественной безопасности областного уровня и выше имеют штатные рабочие аппараты. Общее руководство деятельностью советов и пунктов общественной безопасности возлагается на органы исполнительной власти, а контроль соблюдения ими законности осуществляется прокуратурой. Пункты общественной безопасности оказывают содействие органам государственной власти в обеспечении правопорядка по следующим направлениям:
1. Выявление готовящихся террористических актов.
2. Противодействие коррупции в государственных структурах.
3. Обеспечение охраны общественного порядка, личной безопасности граждан, охраны их собственности.
4. Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, осуществление контроля их поведения в общественных местах, организация культурного досуга несовершеннолетних по месту жительства.
5. Организация дорожного движения в жилых зонах, а также содержание гаражных строений и автостоянок.
6. Обеспечение пожарной безопасности жилых домов и других объектов, расположенных в жилых зонах.
7. Соблюдение порядка использования, содержания, эксплуатации жилых домов, а также придомовых и дворовых территорий.
8. Соблюдение правил благоустройства, охраны объектов благоустройства и зеленых насаждений в жилых зонах.
9. Контроль использования земель.
10. Обеспечение санитарного состояния территории.
11. Организация содержания животных.
Основной формой работы пунктов общественной безопасности (далее — ПОБ) по указанным направлениям их деятельности является профилактика правонарушений, которая осуществляется путем выявления причин и условий, способствующих их совершению, а также предупреждения и предотвращения правонарушений, выявления лиц, совершивших правонарушения, содействия правоохранительным органам для привлечения их к законной и адекватной ответственности. Кроме этого, они проводят пропаганду правовых и специальных знаний среди населения в целях профилактики правонарушений. Разработка и реализация мероприятий с взаимодействующими структурами по устранению выявленных причин и условий осуществляется на основе анализа информации, полученной из различных источников. Основу, главное звено в деятельности ПОБ составляет социально активные граждане, от которых зависят результаты работы ПОБ по реализации мер для поддержания устойчивого правопорядка на конкретной территории, улице, дворе и дома. По каждому направлению своей деятельности ПОБ выявляет недостатки и определяет причины их возникновения, которые необходимо устранить, привлекая соответствующих должностных лиц, разрабатывая и реализуя конкретные меры, а также подготавливая предложения органам государственной власти для решения возникших задач. Именно советы ПОБ всех уровней являются постоянно действующим коллегиальным органом для сбора информации, ее обобщения и анализа, а также выработки решений и организации их безусловного выполнения, если они не противоречат законодательству России.
Для разработки проектов нормативных правовых актов Российской Федерации и подготовки организационно-методических материалов по созданию и организации деятельности системы государственно-общественных объединений в целях содействия органам государственной власти в решении задач по обеспечению общественной безопасности и контролю деятельности правоохранительных органов необходимо определить межведомственную рабочую группу из заинтересованных представителей федеральных министерств и ведомств.
——————————————————————